Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?


Автор(ы): Яруллина Венера Гениятуллаевна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • Показать на примерах внутреннюю связь музыки с литературой.
  • Учить более глубокому восприятию литературы.
  • Прививать навыки восприятия музыки разного характера.
  • Учить умению анализировать характер музыки.
  • Воспитывать любовь и понимание музыки.
  • Развивать музыкальный кругозор детей.
  • Продолжить использование упражнений на укрепление дыхания.
  • Показать связь музыки с жизнью.
Задачи:
  • Научить читать литературные произведения не только “глазами”, но и “вслушиваться” в них.
  • Помочь почувствовать, что не будь музыки, не было бы очень многого в литературе.
  • Достигнуть понимания того, что не только писатель – поэт помогает музыке, но и музыкант-композитор помогает поэзии, литературе.
Методы и приемы: метод музыкального обобщения, частично-поисковый, зрительная и слуховая наглядность, репродуктивный, практическая деятельность, выразительное исполнение, сравнение.
Оборудование: грамзапись, проигрыватель, портрет А.П.Бородина, хрестоматия по музыке 5-й класс, басня “Квартет” И.А.Крылова.
План.
  1. Организационный момент.
  2. “Квартет”, басня И.А.Крылова – слушание, анализ.
  3. Квартет № 2, А.П.Бородин – слушание, анализ.
  4. А.П.Бородин – рассказ о композиторе.
  5. Упражнения на укрепление дыхания.
  6. “Музыка в лесу” – разучивание и знакомство с песней.
  7. Обобщение.
  8. Оценка знаний учащихся.
Ход урока.

Организационный момент.

“Квартет”, басня И.А. Крылова – слушание, анализ.

У: На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Что стало бы со всеми музыкальными произведениями, предназначенными для пения (хорами, романсами, песнями), во что бы они превратились?
Д: В вокализы.
У: А что такое вокализ?
Д: Песня без слов.
У: А существовали бы без литературы оперы и балеты?
Д: Нет.
У: Почему?
Д: В основе балета и оперы лежат литературные произведения. К балету и опере пишутся либретто.
У: А что такое либретто?
Д: Либретто – это сюжет оперы или балета.
У: Мы выяснили, что без литературы музыка потеряла бы многое, а что станет с литературными произведениями, если не будет музыки?
Д: Стихотворения останутся стихотворениями. Стихотворения, написанные специально для того, чтобы на них композиторы сочинили музыку, будут лишены достаточной силы, чтобы существовать самостоятельно.
У: Приведите пример несамостоятельности стихотворения, сочиненного специально для музыкального произведения, без музыки.
Д: (Приводят пример из домашнего задания)
У: Да, действительно звучит не очень красиво. А ведь с музыкой эти же стихи превосходно звучат. Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихотворение в песню, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится главным “действующим лицом”. Например, басни. Такие басни, в которых музыка — главное “действующее лицо” писал великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Какие басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?
Д: “Осел и соловей”, “Ворона и лисица”, “Стрекоза и муравей”, “Кукушка и соловей”…
У: Что такое басня?
Д: (Ответы детей)
У: Верно, басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни. Есть у Ивана Андреевича Крылова басня “Квартет”, кому-нибудь из вас знакома эта басня?
(Ответы детей). Что такое квартет?
Д: (Ответы детей).
У: Верно, квартетом называется музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых музыканта: четыре трубы – квартет, рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет, арфа, флейта, кларнет и скрипка – тоже квартет. Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто и в прежние времена, и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют две скрипки, альт и виолончель. Струнные квартеты сочиняли В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, Ф.Шуберт, Э.Григ, М.И.Глинка, А.П.Бородин, П.И.Чайковский.
В “Квартете” И.А.Крылова тоже 2 скрипки, альт и виолончель (только он назвал виолончель “басом”, потому что виолончель – самый низкий “басовый” инструмент в квартете). Послушайте и скажите, была бы эта басня если бы не было музыки? Вот эта басня.
“Проказница Мартышка,
Осел, Козел, да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой братцы, стой!”, кричит Мартышка:
“Помогите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет”, –
Кричит Осел; “Мы верно, уж поладим,
Коль рядом сядем!”
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему,
Чтоб их решить сомненье:
“Пожалуй”, говорят:
“Возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь как нам сесть!” –
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши, ваших понежней”,
Им отвечает Соловей:
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.
У: Что станет с басней, если из нее убрать все музыкальные термины, что с ней станет, будет ли она интересной?
Д: (Ответы детей)
У: Нужна ли музыка в этом произведении?
Д: Нужна.
У: Чему учит эта басня?
Д: (Ответы детей)
У: Почему Квартет не получился, ведь они старались?
Д: (Ответы детей)
У: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.
Послушайте внимательно фрагмент 3 части Вт...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.18 | Просмотров: 3275

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340