Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Воспитание души, или уроки духовности (Человековедение) - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Воспитание души, или уроки духовности (Человековедение)


Автор(ы): Хоютанова Екатерина Романовна, заместитель директора по воспитательной работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сегодня, в век глобальных изменений, политического, экономического и социального преобразования, проблема "Каким быть современному человеку?" стала крайне актуальной. Кардинально меняются установки на нравственные ценности, которые, к большому сожалению, коснулись наших детей и их родителей, первых воспитателей, закладывающих в них эти нормы поведения.
Нам представляется весьма интересным сравнить сегодняшние установки родителей, отражающие цели и содержание нравственного воспитания детей, с данными исследований предыдущих лет. Например, исследование 1985 г, четко выявило, что в нравственном идеале своего ребенка родители на первое место выдвигали такие качества, как доброта, скромность, вежливость, отзывчивость, самостоятельность. Около 70% родителей считали их основными нравственными свойствами личности. Что же показали исследования в новом тысячелетии? Шкала моральных ценностей, определяющих развитие личности сына и дочери, просматривается в следующих установках родителей: указывают на необходимость воспитывать доброту у девочек 9% родителей, у мальчиков- 6%, скромность у девочек- 1,5%, а у мальчиков- 0,5%, вежливость у девочек - 1 упоминание, у мальчиков- 0, самостоятельность у девочек-1%, у мальчиков- 3%.
Сегодня на первое место выступает совсем другое: "гибкость", "рассудительность", "верность", "целеустремленность", "умение добиваться своего" и др.
В ответах было отражено желание воспитать в детях "напористость", "деловитость", "независимость", "мужество", "выносливость", "твердость характера" и т.д. в ровной мере относящиеся и к мальчикам, и к девочкам.
Нами был проведен тест "Размышляем о жизненном опыте", составленный доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой, с целью выявления нравственной воспитанности у учащихся. В тестировании участвовали учащиеся с 5 по 11 классы. Им предлагалась 31 ситуация, с которой они часто встречаются в своей жизни и дать правильный на их взгляд ответ. И что же показало наше исследование. Учащиеся 5-7 классов показали более высокую нравственную ориентацию, количество выборов с положительной ориентацией составляет более 15.
У учащихся 8 класса нравственная ориентация ниже нормы 12,2 (норма 13). А у учащихся с 9 по 11 классы показатель от 9,1 до 10,5, который свидетельствует о некоторой безнравственной ориентации, эгоистичной позиции.
Например был такой вопрос.
Ваши знакомые переезжают в новый дом. Они старые. Что делаете?
Варианты ответов:
а) предложу свою помощь
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь
в) если попросят, я конечно, помогу
Из 16 опрошенных учащихся 5 класса предложат помощь 9 , а остальные это сделают, когда они сами об этом попросят.
  • 6 класс - предложат свою помощь только 6 из 16 , 10 из них помогут, если об этом их попросят.
  • Из 8-классников никто свою помощь не предложит, 4 считают, что они не должны вмешиваться в чужую жизнь.
  • 9"б" класс - это в основном девичий коллектив (14/4), только 3 человека помогут по своей воле.
  • 9"а"класс - только 1 человек пойдет на помощь, остальные только тогда, когда их попросят.
  • Из 10-классников помогут 3 человека из 20.
  • Из 11-классников - помогут только 4.
Есть еще такой вопрос.
Вы дежурный. Убираете посуду. Вы находите деньги. Что делаете?
А) они мои, раз я их нашел
Б) завтра спрошу, кто потерял
В) может быть, возьму себе
класс колич. учащ А Б В
5 16 1 13 2
6 16 - 11 5
7 17 1 10 6
8 11 - 5 6
9 б 14 1 5 7
9 а 10 - - 10
10 20 6 9 5
11 15 2 5 8
Из всего этого вытекает множество вопросов. Как воспитать детей сегодня? Какую цель преследовать? Что отобрать в качестве воспитательных средств? Какую позицию должен занять взрослый?
В отечественной педагогике уже найдено много средств решения данных проблем. Одно из них - обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, самовоспитанию. Помочь взрослеющему человеку - главная задача и основной смысл воспитательной работы школы. В качестве дополнительного средства воспитательного воздействия на учащихся нужно ввести урок или курс Человековедения.
Предлагаемый Маленковой Л.И курс Человековедение для учащихся 9-11 классов базируется на ряде основных идей, обязательных для реализации учителем, ведущий курс:
  • учебный предмет Человековедени...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1309

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340