Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Воспитание души, или уроки духовности (Человековедение)
Автор(ы): Хоютанова Екатерина Романовна, заместитель директора по воспитательной работе
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сегодня, в век глобальных изменений, политического, экономического и социального преобразования, проблема "Каким быть современному человеку?" стала крайне актуальной. Кардинально меняются установки на нравственные ценности, которые, к большому сожалению, коснулись наших детей и их родителей, первых воспитателей, закладывающих в них эти нормы поведения. Нам представляется весьма интересным сравнить сегодняшние установки родителей, отражающие цели и содержание нравственного воспитания детей, с данными исследований предыдущих лет. Например, исследование 1985 г, четко выявило, что в нравственном идеале своего ребенка родители на первое место выдвигали такие качества, как доброта, скромность, вежливость, отзывчивость, самостоятельность. Около 70% родителей считали их основными нравственными свойствами личности. Что же показали исследования в новом тысячелетии? Шкала моральных ценностей, определяющих развитие личности сына и дочери, просматривается в следующих установках родителей: указывают на необходимость воспитывать доброту у девочек 9% родителей, у мальчиков- 6%, скромность у девочек- 1,5%, а у мальчиков- 0,5%, вежливость у девочек - 1 упоминание, у мальчиков- 0, самостоятельность у девочек-1%, у мальчиков- 3%. Сегодня на первое место выступает совсем другое: "гибкость", "рассудительность", "верность", "целеустремленность", "умение добиваться своего" и др. В ответах было отражено желание воспитать в детях "напористость", "деловитость", "независимость", "мужество", "выносливость", "твердость характера" и т.д. в ровной мере относящиеся и к мальчикам, и к девочкам. Нами был проведен тест "Размышляем о жизненном опыте", составленный доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой, с целью выявления нравственной воспитанности у учащихся. В тестировании участвовали учащиеся с 5 по 11 классы. Им предлагалась 31 ситуация, с которой они часто встречаются в своей жизни и дать правильный на их взгляд ответ. И что же показало наше исследование. Учащиеся 5-7 классов показали более высокую нравственную ориентацию, количество выборов с положительной ориентацией составляет более 15. У учащихся 8 класса нравственная ориентация ниже нормы 12,2 (норма 13). А у учащихся с 9 по 11 классы показатель от 9,1 до 10,5, который свидетельствует о некоторой безнравственной ориентации, эгоистичной позиции. Например был такой вопрос. Ваши знакомые переезжают в новый дом. Они старые. Что делаете? Варианты ответов: а) предложу свою помощь б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь в) если попросят, я конечно, помогу Из 16 опрошенных учащихся 5 класса предложат помощь 9 , а остальные это сделают, когда они сами об этом попросят. - 6 класс - предложат свою помощь только 6 из 16 , 10 из них помогут, если об этом их попросят.
- Из 8-классников никто свою помощь не предложит, 4 считают, что они не должны вмешиваться в чужую жизнь.
- 9"б" класс - это в основном девичий коллектив (14/4), только 3 человека помогут по своей воле.
- 9"а"класс - только 1 человек пойдет на помощь, остальные только тогда, когда их попросят.
- Из 10-классников помогут 3 человека из 20.
- Из 11-классников - помогут только 4.
Есть еще такой вопрос. Вы дежурный. Убираете посуду. Вы находите деньги. Что делаете? А) они мои, раз я их нашел Б) завтра спрошу, кто потерял В) может быть, возьму себе класс | колич. учащ | А | Б | В | 5 | 16 | 1 | 13 | 2 | 6 | 16 | - | 11 | 5 | 7 | 17 | 1 | 10 | 6 | 8 | 11 | - | 5 | 6 | 9 б | 14 | 1 | 5 | 7 | 9 а | 10 | - | - | 10 | 10 | 20 | 6 | 9 | 5 | 11 | 15 | 2 | 5 | 8 | Из всего этого вытекает множество вопросов. Как воспитать детей сегодня? Какую цель преследовать? Что отобрать в качестве воспитательных средств? Какую позицию должен занять взрослый? В отечественной педагогике уже найдено много средств решения данных проблем. Одно из них - обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, самовоспитанию. Помочь взрослеющему человеку - главная задача и основной смысл воспитательной работы школы. В качестве дополнительного средства воспитательного воздействия на учащихся нужно ввести урок или курс Человековедения. Предлагаемый Маленковой Л.И курс Человековедение для учащихся 9-11 классов базируется на ряде основных идей, обязательных для реализации учителем, ведущий курс: - учебный предмет Человековедени...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1309
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|