Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Путешествие по страницам Памятных записок И.И. Лажечникова
Автор(ы): Кузнецова Елена Юрьевна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И. Лажечникова и его произведениями, проследить связь писателя с родным городом.
- Обучение частичному анализу художественного произведения через исследование текста, совершенствование навыка выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли.
- Развитие интегративных качеств мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся.
- Воспитание патриотизма через воспитание любви к родной истории, литературе.
Тип урока: урок изучения художественного произведения. Методы: - Словесный.
- Частично-поисковый.
- Практический.
- Информационный.
Оборудование: доска, портрет, изображение улицы имени И.И. Лажечникова, карточки с заданиями, тексты произведения «Новобранец 1812 года», рисунки учащихся, листы с оценкой результатов работы. Оформление доски: портрет И.И. Лажечникова, эпиграф, рисунки учащихся, фотография дома-музея И.И. Лажечникова. Структура урока 1. Вступительное слово учителя. 2. Сообщения учащихся. 3. Беседа по тексту. 4. Групповая работа. 5. Подведение итогов работы в группах. 6. Заключительное слово учителя. 7. Домашнее задание. 8. Подведение итогов работы на уроке. План урока 1. Мобилизующее начало. 2. Организационный момент. 3. Сообщение о теме и цели урока. 4. Опережающее задание: прочитать главы «Памятных записок», связанных с воспоминаниями автора о Коломне», сделать иллюстрации к прочитанным эпизодам. Класс разделен на три группы. У каждого ученика имеется 1. Лист с оценкой результатов работы: «Сегодня на уроке: - Мне было интересно, неинтересно.
- Я узнал________, я не узнал ничего нового.
- Я работал активно, неактивно, не работал.
- Я работал как обычно, лучше, чем обычно, хуже, чем обычно.
- Я ставлю себе за урок оценку_______.»
2. Тексты рассказов. 3. Вопросы для групповой работы. ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА 1. Вступительное слово учителя Коломна – старинный русский город с многовековой историей. С Коломной связаны имена Дмитрия Донского, Ивана Грозного. В этом городе родился и вырос известный писатель-романист Иван Иванович Лажечников. Имя его не забыто. Одна из улиц Старой Коломны названа в честь писателя; библиотека, которой более ста лет, тоже носят его имя. Но на сколько глубоко и полно осознано творчество писателя? Мы сегодня совершим путешествие в Коломну 19 века и пройдем с экскурсией по памятным местам, которые связаны с писателем И.И. Лажечниковым. (см. Приложение 1) 2. Сообщение ученика Иван Иванович Лажечников родился в 1790 году в семье известного коломенского купца, торговавшего хлебом и солью. Недалеко от их дома в Запрудах находилась церковь Бориса и Глеба. В этом храме и крестили 23 сентября 1790 года младенца Ваню Лажечникова. В начале 19 века семья Лажечниковых переехала в новый двухэтажный кирпичный дом, который был напротив кремля на главной Астраханской улице (ныне – улица Октябрьской революции, дом 192 а). Здесь прошли юношеские годы будущего писателя. Из этого дома, преисполненный патриотическими чувствами, осенним вечером 1812 года Иван Лажечников тайно от родителей бежал в Москву и вступил в ополчение. К 1819 году относится знакомство Лажечникова с А.С. Пушкиным. Ивану Ивановичу пришлось выступить в роли посредника в конфликте юного Пушкина с майором Денисевичем и предотвратить дуэль. Свои воспоминания о Пушкине Лажечников напечатал в 1856 году в журнале «Русский вестник» под названием «Знакомство мое с Пушкиным». 3. Слово учителя Во многих произведениях Лажечников обращается к Коломне. Здесь воспитывался главный герой «Последнего Новика». Упоминается Коломна и в «Ледяном доме», и в «Басурмане». Живой образ героя возникает в повести «Черненькие, беленькие, серенькие», и в автобиографическом произведении – «Новобранец 1812 года», с которым нам предстоит познакомиться на этом уроке. 4. Работа над текстом 1. Что означает дата 1812 год? 2. Где находился в это время И.И. Лажечников? 3. Как воспринял И. Лажечников войну 1812 года? «Сердце мое радостно билось при одной мысли, что я скоро опояшусь мечом и крупно поговорю с неприятелем за обиды моему Отечеству…» 4. Что пишет Лажечников о готовности русских людей защищать Родину? «Русский, истекая кровью, но готовый лучше умереть, чем покориться, сильный еще силою крестного знамения, любви и преданности к государю и к Отечеству, шел отстаивать святые сорок сороков матушки белокаменной, пока не положит в виду ее костей своих : мертвые бо срама не имут». 5. Расскажите, каким образом И.И. Лажечников, узнав, что Москва занята неприятелем, оказался в Коломне? 6. Какие воспоминания овладели писателем, когда он приехал в Коломну? «Это моя Родина. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1263
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|