Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Путешествие по стране Литературии - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Путешествие по стране Литературии


Автор(ы): Назарова Мария Львовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
Оформление класса: выставка книг; иллюстрации учащихся к произведениям, изученным в 5-м классе; карта страны Литературии с нанесённым маршрутом путешествия; плакаты с высказываниями о книгах и чтении: “Кто с книгой дружит, тот никогда не тужит”, “День, проведённый без книги, - потерянный день”, “Чтение – вот лучшее учение” (А.С.Пушкин).

Ход игры

- Здравствуйте, ребята! Сегодня последний урок литературы в этом учебном году. Вы многое узнали, многому научились. Настала пора проверить, что же вы знаете. А поможет нам это узнать путешествие, которое мы совершим, путешествие в страну Литературию. Путь нам предстоит трудный и опасный, но я надеюсь, что вы всё преодолеете и доберётесь до конечной точки нашего пути – Вершине Знаний (показать карту)
В путешествие отправляются две команды. Прошу команды представиться (представление команд). Теперь пусть каждая команда выберет капитана. (Ребята выбирают) Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Надеюсь, что во время путешествия никто не останется в проигрыше.
Итак, команды готовы? В путь!
Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится – тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны.
1. - Путешествовать можно по-разному: кто-то предпочитает ходить пешком, а кто-то выбирает подручные средства передвижения. А помните ли вы, кто из литературных героев на чём передвигался?
Кто на чём
1. Иван-царевич 1. Ишак
2. Князь Гвидон 2. Пушечное ядро
3. Баба-яга 3.Серый волк
4. Емеля 4. Ракета
5. Золушка 5. Печка
6. Незнайка 6. Ступа
7. Оловянный солдатик 7. Тыква
8. Ходжа Насреддин 8. Бочка
9. Мюнхгаузен 9. Бумажный кораблик
- Со средствами передвижения мы определились. И по щучьему велению, по моему хотению оказались в Волшебном лесу на Поляне Сказок.
- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)
- Назовите признаки сказки. (волшебные предметы, приём троекратного повторения, добрые помощники)
-В чём отличие народной сказки от литературной? (отсутствие автора)
- Но, по-моему, на сказочной поляне побывала злая волшебница, все герои сказок разбежались и перепутались. Поможем вернуться им в свои сказки.
2. – Вы должны записать названия и авторов всех сказок, которые узнали.
Сказка в сказке
Жил-был добрый царь Матвей. Он рыбачил тридцать лет и три года. В третий раз закинул он невод, тянут-потянут – вытянуть не могут. Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Бил-бил – не разбил… Он махнул рукой, и паж принёс золотое блюдце, на котором лежало конопляное семечко. Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. А Иван выскочил, …поднял змеиху да со всего размаху ударил о сырую землю. Правду молвить молодица уж и впрямь была царица: высока, стройна, бела. Царь велел себя раздеть, два раза перекрестился, - бух в котёл – и там сварился. И с невестою своей обвенчался Елисей. Свадьба, пир, и я там был и вино на свадьбе пил… И кот учёный свои мне сказки говорил.( “Репка”, “КурочкаРяба”; А. Пушкин “Сказка о золотой рыбке”, “Руслан и Людмила”, “Сказка о мертвой царевне”, А. Погорельский “Черная курица”, П. Ершов “Конек-Горбунок”, “Царевна – лягушка”, “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”,, В.А.Жуковский “Спящая царевна”)
- Мы покидаем Поляну сказок и оказываемся на Неведомой дорожке, где множество таинственных следов. Чьи они? Сейчас вам на время придётся стать сыщиками, как Шерлок Холмс, и узнать, кому же они принадлежат.
3. - Назовите литературного героя по его словесному портрету, определите, из какого он произведения, кто автор произведения.
Фейс-контроль
“Моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно. Платье её было грязно и старо, в косе не было лент… движения её тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице, длинные ресницы были опущены”. (Маруся. В.Г.Короленко “В дурном обществе”)
“…между придворными стоял маленький человек, одетый весь в чёрное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок, а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался он немного синеватым”. (Министр. А.Погорельский “Чёрная курица”)
“Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка”. (Русская крестьянка. Н.А.Некрасов “Мороз, Красный нос”)
“Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно”. (Татьяна. И.С.Тургенев “Муму”)
- Молодцы! Справились с заданием. Мы и не заметили, как по Неведомой дорожке вышли к Лукоморью. А что такое Лукоморье? (излучина морского берега)
-
А с чьим именем связано Лукоморье? (А.С.Пушкин)
- Посмотрите, какая интересная река впадает в этом месте в море, это река под названием Вирши.
- Кто может назвать, что обозначает это слово. Если никто не знает, послушайте мою подсказку и попробуйте догадаться, что же обозначает это слово:
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши – живётся легко. (Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”)
- Виршами в Древней Руси назывались стихотворения. Вы уже знакомы со стихотворениями многих поэтов. А сколько ещё имён вам предстоит открыть!
3. – И вот новое испытание:
Метаморфозы
Послушайте отрывки из стихотворений А.С.Пушкина, найдите в них слова, которые мы сейчас не употребляем, и замените их современными.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами.
(перст – палец)
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах,
И в слухе шум и блеск в очах.
(ланиты – щёки, уста – губы, очи-глаза)
Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой.
(чело – лоб, взор – взгляд
4. – Смотрите, волна выбросила на берег бутылку, а в ней листок с каким-то текстом. К сожалению, вода смыла часть текста, и его трудно прочесть. Попробуем восстановить его.
- Вспомните, что такое эпитет, метафора?
Шифровка
- Вставьте в текст подходящие, на ваш взгляд, эпитеты. Посмотрим, текст какой команды будет ближе к оригиналу, стихотворению Ф.И.Тютчева.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но -_________ пора – (дивная)
Весь день с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1709

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340