Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Портфолио ученого. (Физики – лауреаты Нобелевской премии) - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Портфолио ученого. (Физики – лауреаты Нобелевской премии)


Автор(ы): Глушкова Ирина Александровна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Польза, которую учёный как таковой приносит нации, измеряется количеством новых знаний, которыми он её обогащает.
Максвелл
Конференция проводилась в конце учебного года, во время творческого отчёта гимназии. В ней принимали участие учащиеся 9-х классов, а также присутствовали преподаватели, приглашённые из “Дома творчества”, администрация гимназии и родители учащихся. Конференция получила высокую оценку среди всех присутствующих и очень понравилась ребятам.
Оформление кабинета:
1. На доске в центре плакат со словами:
“… человек желает знать, и, когда у него прекратится это желание, он перестанет быть человеком”.
Ф. Нансен.
2. Портреты:
  • Мария Склодовская-Кюри,
  • Вильгельм Рентген,
  • Майкл Фарадей,
  • Пьер Кюри,
  • Николай Басов,
  • Александр Прохоров,
  • Пётр Капица.
3. Рисунки: взаимодействие токов, вращение рамки с током под воздействием магнита.
4. Физические приборы (индукционная катушка, магнит, лазер, гальванометр, газоразрядные трубки, высоковольтный разрядник)
5. Оборудование: видеомагнитофон, диапроекторы, магнитофон.
6. Музыкальное сопровождение:
  • Бетховен “Лунная соната”,
  • Раймонд Паулс “Блюз”.
7. Демонстрации:
  • Опыты Фарадея с индукционной катушкой, магнитом и гальванометром,
  • Лазер (лазерный луч),
  • Свечение газоразрядных трубок.
Звучит музыка: “Блюз” Раймонда Паулса (магнитофонная запись)
Вступительное слово учителя:
Сегодня проходит творческий отчёт гимназии. И мы поговорим о жизни и деятельности учёных, физиках – лауреатах Нобелевской премии, их работа – это чудовищные эпопеи в смысле затрат времени и энергии. Это грандиозно и красиво.
Чтобы ребята сразу же почувствовали атмосферу научной деятельности учёных-физиков, их вниманию предлагается сокращённый вариант инсценировки о М. Фарадее.
Мы вам представим небольшой этюд из жизни английского физика Майкла Фарадея, того самого М. Фарадея, который дал жизнь всем электродвигателям, динамо-машинам, генераторам, открыв в 1931 году явление электромагнитной индукции.
Инсценировка об опытах Фарадея (журнал “Физика в школе № 3, 1994 г.)
Фарадей: Превратить магнетизм в электричество. (Встаёт со стула, подходит к окну. Задумчиво продолжает.)
Как тихо в лаборатории. Лето. Все разъехались в отпуск. Я остался один. Самое время поработать. Надо написать обзорную статью по истории электромагнетизма в журнал “Философские анналы”, проделать все опыты, которые привели к пониманию магнетизма, осуществить смелую мысль: два месяца тому назад профессор Дэви и учёный Уильям Волластон говорили об интересном эксперименте, в котором можно заставить вращаться проволоку с током под действием магнита.
Ведущий второй: После настойчивых и многочисленных попыток Фарадей осуществил этот эксперимент.
Ведущий первый: Люди, которые создавали науку, всегда вызывали у нас чувство восхищения своей дерзновенностью, смелостью мысли, бескорыстной жаждой познания. Какие они были? Знаете ли вы? Или навсегда они вошли в вашу душу скупыми строчками из учебника: такой-то великий сделал то-то, жил, умер тогда-то?
Участник первый:
Всё запутано в наш оглушающий век.
Разбираться в истории будем,
Что важнее всего на земле
Все: Человек.
Ведущий второй: Кто же они, те люди, деятельность которых связана с невиданными достижениями в современной науке и глубоким проникновением в тайны живой и неживой природы? Где они работали? В чём суть сделанных ими открытий?
Ведущий первый: Ответ на эти вопросы можно получить, ознакомившись с физиками – лауреатами Нобелевский премии – это…
Ведущий второй: Вильгельм Конрад Рентген.
Ведущий первый: Мария Склодовская-Кюри.
Ведущий второй: Пьер Кюри.
Ведущий первый: Академики: Николай Геннадьевич Басов.
Ведущий второй: Александр Михайлович Прохоров.
Ведущий первый: Пётр Леонидович Капица.
Ведущий второй: Последние 300 лет в истории человечества по праву можно считать периодом небывалого расцвета науки, который в наши дни привёл к подлиной научно-технической революции. Труды учёных были оценены различными медалями и наградами, далеко шагнувшими за сотню.
Ведущий первый: Среди множества отличий выделяется, однако, премия, ставшая символом высшего достижения в области науки, – это международная премия, учреждённая в конце прошлого века шведским инженером, промышленником, создавшим динамит Альфредом Нобелем. Всё это отражено в его завещании.
Участник второй: Завещание Альфреда Бернхарда Нобеля (сокращенный вариант).
“Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобель, обдумав и решив, настоящим объявляю мое завещание по поводу имущества, нажитого мною к моменту смерти.
Все остающееся после меня реализуемое имущество необходимо распределить следующим образом: капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую премию человечеству. Указанные проценты следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики, вторая – тому, кто совершил крупное открытие или усовершенствование в области химии, третья – тому, кто добился выдающихся успехов в области физиологии или медицине, четвертая – создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы, пятая – тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов.
Париж, 27 ноября 1895 г. Альфред Бернхард Нобель.
Ведущий второй: Первая среди физиков Нобелевская премия была присуждена в 1901 году Вильгельму Рентгену.
Сообщения об учёных велись как бы от лица самих учёных. Учащиеся были одеты в костюмы магистров.
Участник третий: Я, Рентген Вильгельм Конрад – немецкий физик-экспериментатор, член – корреспондент Берлинской Академии наук.
Мои научные исследования относятся к электромагнетизму, физике кристаллов, оптике, молекулярной физике. Главное моё открытие – это открытие X-лучей, позднее названных рентгеновскими. 8 ноября 1895 года я случайно заметил, как холодным зеленоватым светом сияют кристаллы одной из солей. Это свечение я видел не раз, разбуженное солнцем. Но за окном была ночь. Недавно пробило четверть двенадцатого, и последний солнечный луч давно уже покинул засыпавший Вюрцбург. Может мираж? Устал! Вот и разрядную трубку, прикрытую чёрным колпаком, забыл выключить. Щелчок рубильника – и свечения как не бывало. Не единой искорки не осталось. Неужели трубка при прохождение тока высокого напряжения стала источником дотоле неизвестных “икс-лучей”, породивших волшебный свет?
Проецируется диафильм “Рентгеновские лучи”.
Ведущий второй: 12. 11. 1901. Присудить нобелевскую премию года по физике Вильгельму Конраду Рентгену за открытие лучей, которые носят его имя.
Ведущий первый: Слава, от которой Рентген бежал всю жизнь, нашла его после смерти. Первый в мире памятник Рентгену был установлен в Санкт-Петербурге.
Звучит музыка: Бетховен “К Элизе”.
Ведущий второй: Образцом беззаветного служения делу науки может являться жизнь замечательных людей Марии и Пьера Кюри. Итак, заслушаем доклад Марии Склодовской-Кюри и Пьера Кюри.
Участник четвёртый: Я, Мария Склодовская-Кюри родилась в 1867 году 7 ноября в Варшаве в семье учителя Владислава Склодовского. Здесь же в Варшаве окончила гимназию с золотой медалью. В 16 лет начинаю давать уроки, а затем самостоятельно занимаюсь в лаборатории музея промышленности и сельского хозяйства.
В 1891 году уезжаю в Париж к своей сестре Броне и становлюсь студенткой Сорбонны. Благодаря своим незаурядным способностям и трудолюбию, получаю два диплома – по физике и математике.
В 1895 году после бракосочетания с Пьером Кюри, сыном доктора Кюри, работаю в лаборатории Пьера Кюри в Институте физике.
Ведущий первый: В 1896 году к Пьеру Кюри пришёл его друг французский физик Анри Беккерель, случайно открывший излучение радиоактивных элементов, и между ними состоялся такой разговор:
В диалоге участвуют несколько ребят.
Анри Беккерель: Я уже проверил несколько флуоресцирующих веществ, и только уран …
Пьер Кюри: Вы проверили, друг мой, очень незначительное число таких веществ.
Мария Склодовская-Кюри: Здесь нужны опыты в огромных масштабах, нужно проверить сотни минералов и их соединений.
Анри Беккерель: Но у меня нет для этого ни времени, ни средств.
Мария Склодовская-Кюри: Вы не будете возражать, если я займусь этими опытами?
Анри Беккерель: Я буду только счастлив!
Ведущий первый: 12 ноября 1903 года присудить Нобелевскую премию Пьеру и Марии Склодовской-Кюри за изучение явления радиоактивности.
Ведущий второй: 7 ноября 1911 года присудить Нобелевскую премию года по химии Марии Склодовской-Кюри в знак признания её вклада в развитие химии, который она внесла открытием элементов радия и полония, за её эксперименты с этими элементами.
Ведущий первый: Мария и Пьер Кюри, работая на благо науки и человечества, не подозревали, какую трагедию принесёт их открытие.
Участник пятый (читает стихотворение И. Г. Эренбурга “Дождь в Нагасаки”.):
Дождь в Нагасаки бродит, разбужен, рассержен,
Куклу слепую девочка в ужасе держит.
Дождь этот лишний деревья ему не рады,
Вишня в цвету, цветы уже начали падать,
Дождь этот с пеплом, в нём тихой смерти заправка.
Кукла ослепла, ослепнет девочка завтра,
Будет отравой доска для детского гроба,
Будет приправой тоска и долгая злоба,
Злоба – как дождь, нельзя от неё укрыться,
Рыбы сходят с ума, наземь падают птицы.
Голуби скоро начнут, как вороны каркать,
Будут кусаться, и выть молчальники-карпы,
Будут врезаться в людей цветы полевые.
Воздух вопьётся в грудь, сердце высосет, выест.
Злобу не в силах терпеть, как дождь, Нагасаки.
Мы не дадим умереть тебе, Нагасаки!
Дети в далёких, в зелёных и тихих скверах, –
Здесь не о вере, не с верой, не против веры,
Здесь о другом – о простой человеческой жизни.
Дождь перейдёт, на вишни он больше не брызнет.
(Во время чтения стихотворения на экран проецируется видео сюжет: атомный взрыв и его последствия).
Ведущий второй: Есть даты и есть даты-символы. Теперь и 26 апреля – это не просто календарная дата, это символ наполненных глубочайшей значимости событий, смысл которых каждое последующее поколение будет открывать для себя заново.
Участник шестой:
Нет!
Атом не рожден солдатом!
Ты уличен,
Двадцатый век,
Закупоривший бомбы в атом.
Я – твой судья.
Я – человек!
…Мне доброта твоя знакома
И дел великих чудеса…
На берегу песчаном Дона
Средь сосен, бора и озона,
Поднялись гордо корпуса –
Нет, не обычного завода,
А века нашего прогресс
Эмблемой мира всех народов,
Где протекают тихо воды,
Взметнулась песнею АЭС.
Ну что же,
Атом значит атом!
Пусть это слово прозвучит
Во всех делах его набатом.
Рабочим будешь –
не солдатом,
К тебе подобраны ключи.
Здесь в генераторах огромных
(их все фиксирует экран)
Не упрощенный –
Укрощенный
Умом и волей всех ученых
В турбины просится уран.
Кому еще вот так служил он.
И был всегда служить готов,
Не смертной, пагубною силой,
А жизнью,
Бьющаюся в жилах
Высоковольтных проводов!
Ведущий первый: 1964 год. Слушается доклад Николая Геннадьевича Басова. Решено присудить половину Нобелевской премии по физике Чарльзу Таунсу, а другую половину- Николаю Геннадьевичу Басову и Александру Михайловичу Прохорову за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию генераторов и усилителей нового типа- лазеров и мазеров.
Проецируется диафильм. Кадр: портреты Н.Басов, А.Прохоров и Ч...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.21 | Просмотров: 1105

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340