Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Урок: Барометр-анероид, 7-й класс
Автор(ы): Старовойтова Ольга Александровна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: изучение нового материала Вид урока: эвристическая беседа Место урока: применение на практике знаний об измерении атмосферного давления Цели урока: Образовательно-развивающие: 1. Усвоение учащимися нового понятия: барометр-анероид 2. Применение учащимися опорных понятий, которые находятся в содержании нового: атмосфера, атмосферное давление, ртутный барометр. 3. Овладение учащимися умениями мыслить: – синтезировать понятия, т.е. формулировать суждения вскрывать сущность вещей, т.е. устанавливать внутреннее единство противоположностей объекта – через осуществление диалектического подхода к обучению Воспитательные: 1. Развивать коммуникативные навыки 2. Показать значение познания мира через мышление (логическая ступень). Учитель: продолжаем изучать явление атмосферного давления. Чтобы вспомнить материал прошлых уроков, назовите мне несколько ключевых понятий из этой темы. Атмосфера Атмосферное давление Ртутный барометр Опыт Торричелли Учитель: Раскрыть содержание понятий: давление, атмосферное давление, барометр, ртутный барометр. 1. Атмосферное давление-давление, оказываемое атмосферой на поверхность и на находящиеся на ней тела 2. Ртутный барометр-прибор для измерения атмосферного давления, рабочим телом которого является ртуть Раскрыть объем понятия – атмосферное давление 1. по отношению к планетам, где эта атмосфера существует: 1.1 земное 1.2 марсианское 1.3 венерианское, 1.4 .... 2. по величине: 2.1 высокое 2.2 низкое 2.3 нормальное Учитель: составьте вопросы- суждения, вопросы- понятия с использованием этих понятий 1. Чем объяснить, что плотность атмосферы уменьшается с высотой? 2. Как доказать, что атмосферное давление изменяется с высотой? 3. Каким образом атмосферное давление зависит от высоты, плотности атмосферы, температуры воздуха? 4. Вследствие чего Земля имеет атмосферу? 5. Почему молекулы воздуха не улетают в космическое пространство? 6. Чем объяснить, что атмосферное давление нельзя рассчитать по формуле: Р=r ·q·h 7. Каким образом Торричелли провел опыт по измерению атмосферного давления? 8. В каком случае уровень ртути в трубке будет равен атмосферному давлению? 9. Когда уровень ртути в трубке повысится? Понизится? Учитель: Выделим понятие ртутный барометр. Ответьте на вопросы: Почему барометр называется ртутным? Почему барометр нельзя назвать измерительным прибором, если отсутствует шкала? Напомню, что ртутный барометр изобретен в XVII веке итальянским ученым Торричелли. Чем объяснить, что прибор изобрести не просто? Изобретая прибор, автор старается сделать его таким, чтобы он был проще в конструкции, оптимальным в выполнении своих функций. Вот, кстати, почему ртуть, а не другая жидкость. Но другой стороны, ртуть - ядовита, ее пары вредно действуют на организм человека. Это является существенным недостатком этого прибора. Какие недостатки вы видите еще, а достоинства? Достоинства | Недостатки | Простота в конструкции | Громоздкий | безинерционен | непрочный | | неэкологичен | Сделаем вывод: Ртутный барометр прост в конструкции – это хорошо. Но это же преимущество оборачивается своей противоположностью по отношению к тому, что этот прибор громоздок, непрочен, да к тому же и неэкологичен. Это плохо. Как разрешить это противоречие? Может быть, Торричелли что-то не додумал? Как можно сделать ртутный барометр менее громоздким? Опустить трубку в ртуть К чему это приведет? Давление ртути в трубке будет меньше, чем атмосферное давление, поэтому ртуть выливаться не будет. Каким образом ртутный барометр можно сделать прочнее? Стеклянную трубку заменить металлической. Хорошо? Хорошо, да не очень. К чему это приведет? Невозможность вести измерение, так как трубка не прозрачна. Увеличение общей массы прибора, Ртуть, пары которой ядовиты, можно заменить на любую другую жидкость. Но к каким-то положительным результатам это приведет? Нет Какой высоты будет столб воды в водяном барометре? Паскаль. 1646 г. Таким образом , мы видим, что если в качестве рабочего тела взять жидкость, то недостатки жидкостного барометра малоустранимы. Какой напрашивается вывод? Возможно, в качестве рабочего тела нужно взять твердое или газообразное вещество. Нужно изменить рабочее тело. Что мы будем наблюдать, если ртуть заменить, например, песком? Давление твердого тела передается только в направлении действия силы, поэтому атмосферное давление измерить невозможно. Таким образом, твердое вещество в качестве рабочего тело применять нецелесообразно, подобно жидкому веществу. А газ? Какими свойствами обладает газ? НЕ сохраняет ни форму, ни объем. Поэтому, если в ртутном барометре заменить ртуть на газ, навряд ли что-то получится. Опыт: пробирка с дымом перевернутая в сосуд с воздухом. (по рис. №1) Что делать? Газ нужно поместить в какой-то сосуд, оболочку. Давайте в качестве сосуда возьмем металлическую коробочку. Соединим крышку и дно коробочки. Что можно сказать о давлении внутри и о давлении снаружи? Оно равное и равно атмосферному давлению. Поэтому коробочка и не изменяет своей формы. А если давление снаружи увеличится? Коробочка изменит форму, она станет более плоской. Если к коробочке сверху присоединить стрелку, она будет регистрировать это изменение. Какое давление будет измеряться в этот момент? Разность давлений снаружи и внутри. Что нужно сделать, чтобы измерять только атмосферное давление? Нужно сделать так, чтобы внутри давления не было...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.21 | Просмотров: 2674
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|