Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Технологии психолого-педагогического сопровождения профильных классов
Автор(ы): Капина Оксана Алексеевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основная идея обновления общего среднего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя практика показала, что начиная с подросткового возраста в системе образования необходимо создать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учащихся. Большую роль в реализации профильного обучения должна играть и психологическая служба школы. Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение в, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители. Исходя из этой проблемы возникает резонный вопрос – каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации. Возникает необходимость в разработке программы деятельности психологической службы школы относительно профильных классов. Цель программы – разработать пути и средства, создать психолого-педагогические условия для проектирования индивидуальной траектории профессионализации учащихся профильных классов. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: - Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
- Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;
- Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
- Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности подростка.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся (далее в тексте ППС) старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях. ППС профильных классов делится на три сопровождающих цикла: подготовительный цикл (9 класс), адаптационный (10 класс) и заключительный (11 класс). Психолого-педагогическое сопровождение 9 классов (подготовительный цикл). Основная задача, которая в современной школе стоит перед учащимися 9 классов, – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль и т. п. Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека. Цель работы психолога в 9 классах: помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути. В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи: 1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9 класса; 2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9 классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам. Определение уровня профессиональной готовности осуществляется нами с помощью нескольких методик: 1. “Стилевая саморегуляция поведения человека (ССП-98)” В.И. Моросановой и Е.М. Комоз. 2. “Тест для профессионального ориентированияи определения своих возможностей требованиям профессии” (А.К. Осницкий) 3. Карта интересов. Результаты исследования заносятся психологом в “Индивидуальную профкарту” учащегося (см. Приложение 1) и выдаются на совместном с девятиклассниками родительском собрании. Знакомство родителей, педагогов и учащихся с результатами исследования Родители и учащиеся совместно анализируют собственные полученные результаты. Им предлагается самим сделать выводы об уровне готовности ребят к дальнейшему обучению. Если при этом они понимают, что у подростка есть определенные трудности, и они не могут с ними самостоятельно справиться, то предлагается обратиться за помощью к специалистам педагогам, психологу и т. д. Такая форма представления результатов исследования, по нашему мнению, является наиболее плодотворной для последующего личностного развития подростка. Педагогам результаты исследования представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность также проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются. Следующим этапом работы является консультативная и развивающая деятельность с помощью элективного курса “Слагаемые выбора профиля и направлений дальнейшего образования” Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10 классе. Психолого-педагогическое сопровождение 10 классов (профильный цикл). Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. Основная цель работы психолога в 10 классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения. Задачи: 1) совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года; 2) отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации; 3) психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников. (Подробнее о психолого-педагогическом сопровождении 10 классов см. в публикациях “Открытого урока” за 2003-04 г – статья “Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся 10 класса к новой ситуации обучения”). Психолого-педагогическое сопровождение 11 классов (заключительный цикл). К моменту окончания школы ученик 11 класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие “психологической готовности” предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.22 | Просмотров: 2566
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|