Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Творческий проект Нетрадиционные способы получения ковровых изделий - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Творческий проект Нетрадиционные способы получения ковровых изделий


Автор(ы): Номаконова Александра Петровна, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основоположниками искусства были гончары и кузнецы,
ткачи и ткачихи, портные и портнихи и вообще ремесленники,
люди, чьи аристократически созданные вещи, радуя взгляд,
наполняют музеи

М.Горький
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Оно вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
В содержание данного проекта акцент сделан на художественное восприятие, на приобретение новых технологических навыков, развитие творческого потенциала. Проект направлен на изучение: сущности понятия "ткачество"; принципов композиции; этапов проектирования и создания оригинальных изделий из пряжи; технологий формообразования художественного изделия разными способами: "Гильоширования" (сворное соединение деталей), ручное ткачество иглой.
Ткачество – это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие ковровых изделий огромно: ковры, коврики, подушки-думки, накидки на кресла, картины, панно. И приёмами ткачества может овладеть каждый, возможности ткачества безграничны, как неограничен и простор для фантазии, для творческого проявления личности. Вы берете в руки пряжу, ткацкую иглу или металлическую трубочку, и руками на ткани творите чудо. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев…» В.А.Сухомлинский.
Овладение содержанием данного проекта обогатит учениц не только духовно, но и подготовит их к конкуренции на рынке труда и профессий, так как период окончания школы характеризуется активизацией процессов личностного жизненного и профессионального самоопределения молодого человека, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, к миру и различным видам деятельности.
Предлагаемый проект предназначен для обучения учащихся 9-10 классов. Им могут воспользоваться как учителя технологии на уроках и во внеурочное время, так и педагоги в учреждениях дополнительного образования.
Цели и задачи проекта
Цели:
  • Образовательная - знакомство с историей «Ковроткачество», материалами и приспособлениями для создания ковровых изделий.
  • Воспитательная – заинтересовать учащихся новым видом рукоделия, привить уважение к народным традициям.
  • Развивающая – ознакомить учащихся с нетрадиционными приемами получения ворса.
Задачи:
Обучающие:
  • формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
  • научить приёмам работы с инструментами;
  • развивать индивидуальные способности обучающихся.
Воспитательные:
  • воспитывать уважение к труду;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
  • воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);
  • формировать чувство самоконтроля.
Познавательные:
  • развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивающие:
  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
  • формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности;
  • создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.
Эстетические:
  • воспитывать аккуратность, культуру поведения;
  • формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.
Социально-педагогические:
  • формирование общественной активности, реализация в социуме;
  • формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.
Историческая справка
Ткачество – вид декоративно-прикладного творчества, возникший более двух с половиной тысяч лет назад. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что ручное изготовление ковров было знакомо людям далёкого прошлого. Ткацкие изделия известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам тканей, найденных в раскопках (второе тысячелетие до н.э.). Орнаментация в ковровых изделиях строилась по принципу ритмических повторов и достигалась тремя способами: переплетением нитей, набивным рисунком и вышивкой.
Самые древние, дошедшие до нас ковры ручной работы - войлочные. Из овечьей шерсти или верблюжьей, подобные ковры и по сей день являются распространенным видом рукоделия в Индии, Средней Азии и у некоторых народностей Кавказа. Современные художники декоративно-прикладного искусства, применяющие в своих работах некоторые приемы этого вида народного ремесла, используют не только шерстяной, но и синтетический войлок. Серию таких композиций в технике аппликации с применением начеса и вышивки создала латышская художница Рута Богустова.
Ворсовые ковры известны всем. Возникновение ворсового ковроткачества относят к V веку до нашей эры, а вероятным местом происхождения считается Персия. Современный Иран называют классической страной восточных ковров. Упоминается о коврах с ворсом еще в Ветхом завете, а остатки наиболее ранних дошедших экземпляров были найдены при раскопках в Горном Алтае. Имеются письменные источники, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры, в которых упоминается о мануфактурах и мастерских коврового производства. Подлинники, подтверждающие высокое развитие ковроткачества в XVI-XVII веках, имеются в музеях некоторых стран. Это персидские ковры, поражающие своей красотой, тонкостью исполнения и размерами. Так, в Лондоне в Музее королевы Виктории и принца Альберта находится самый знаменитый персидский ковер - Ардебильский ковер, общая площадь которого около 60 кв.м., а число узлов больше 33 млн. Из Персии ковроткачество распространилось на Кавказ, в Китай, Индию. А в XVI веке в персидских государственных ковровых мастерских проводились экспортные экземпляры.
Первоначально в Европу восточные ковры попадали в качестве военных трофеев и дипломатических даров. Если в европейском интерьере восточные ковры использовались для утепления и украшения, то на Востоке коврами жилище устилалось. Восточному человеку ковры заменяли мебель, седло, а кочевникам - порой и само жилище. На ковре молились, сидели, лежали, пировали, принимали гостей. Они же составляли приданое и наследство. Можно сказать, что ковры – неотъемлемая часть повседневного обихода для восточного человека, и в какой-то степени образ жизни. Именно на ковре герои восточного эпоса отправляются за своим счастьем.
Культура ислама запрещает изображение живых существ, поэтому в орнаментике восточных ковров преобладают растительные и геометрические мотивы. Однако в Персии запрет был не так жесток. Здесь достигли большого совершенства в изображении животных. Композиции персидских ковров отличает тонкое обращение с растительными формами, искусное изображение движущихся животных, сплетение стилизованных цветов и геометрических линий. Орнамент состоит из всевозможных птиц и животных (львов, слонов, верблюдов, серн), цветов (нарциссов, роз, гвоздик). Тона приглушенные: бледно-розовые, блекло-синие, голубые, приглушенно красные с терракотовым оттенком. По способу изготовления ворсовые ковры могут быть ручными или фабричным. Различают ковры по месту производства, орнаменту, количеству утков и виду узлов.
Ткачество – это переплетение закрепленных на станке нитей основы с уточными нитями. В ворсовом ткачестве два вида утка: ряды уточных нитей, переплетающих основу ковра от края до края, и ряды нитей, завязываемых узлами и дающих ворс.
Помимо надвязки узлов, ворс можно получить путем разрезания махровых петель. Техника вязки ковров, как и конструкции станка, не менялись на протяжении столетий. У кочевников станок состоял из двух параллельных шестов, укрепленных на земле колышками. Такой станок было легко переносить с места на место. Позднее, в мастерских, вертикальный станок образовали два вращающихся валика, соединенные вертикальными палками. На нижний валик навивается вытканный ковер, а с верхнего смазывалась основа. Подобные станки бытуют и по сей день.
Увлечение в конце XIX века восточным искусством повысило спрос на средневековые восточные ковры ручной работы в Европе. Они стали предметом антиквариата. Спрос порождает предложения, появились не только копии, но и подделки. Поражают изощренные способы подделок: травление кислотами и щелочью, высветление на солнце и с помощью химических веществ, опаление лампой, поджигание ворса, натирание кофейной гущей и даже закапывание в землю. Все эти варварские ухищрения – для того чтобы придать свежим краскам только что сотканного ковра паутину (налет времени). Если тонкое искусное ковровое ремесло возникло на Востоке, то изощренные способы подделки – в Европе, а уже отсюда перекочевали на Востоке, где и достигли совершенства.
В Европу техника ворсового ткачества попала с Востока через Испанию. Ковровщики – сарацины (так в Европе называли арабов), попавшие в Европу еще в XIII веке, принесли свой опыт ворсового ковроткачества во французские гильдии ткачей.
Из наиболее ранних дошедших до нас экземпляров настенных ковров ручной работы является ковер королевы Матильды, шириной 0,5 м. и длинной 63 м. Он хранится в музее г. Байо во Франции и представляет вышивку по холсту с изображение...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.24 | Просмотров: 2028

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340