Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа модуля Машины и механизмы. Основы техники, механики и конструирования - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Программа модуля Машины и механизмы. Основы техники, механики и конструирования


Автор(ы): Голубцов Сергей Александрович, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

1. Структура модуля
Разделы Всего часов
Основные принципы работы машин и механизмов. Основной закон. Выигрыш в силе или скорости
Простейшие механизмы. Рычаг. Блок. Наклонная плоскость. Клин. Винт
Конструирование на примере простых механизмов
Комбинированные механизмы
Инженерная механика Итого часов
4
14
14
12
22
66
2. Цели изучения модуля “Машины и механизмы”. Основы техники, механики и конструирования в 5-6 классах
Основными целями модуля являются:
  • приобретение учащимися навыков конструирования, проектирования;
  • развитие логического мышления и пространственного воображения;
  • расширение кругозора в познании окружающего мира, знакомство с простейшие механизмы и их место в жизни;
  • знакомство со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в группах.
3. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
В результате освоения программы данного модуля учащиеся должны знать:
  • роль машин и техники жизни людей;
  • общие положения и основные принципы механики;
  • виды движения: поступательное, вращательное, колебательное;
  • способы преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и обратно;
  • развитие умения творчески подходить к решению задачи;
  • развитие умения работать по предложенным инструкциям;
  • названия деталей машин, приемы соединения деталей;
  • способы сборки узлов из деталей, назначение узлов и применение их в технике;
  • основные приемы сборки моделей из деталей и узлов конструктора LEGO DACTA;
  • развитие умения работать по воображаемым инструкциям;
  • развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
  • развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы, путем логических рассуждений.
В результате освоения данной программы учащиеся должны уметь:
  • собирать действующие модели по технологическим картам;
  • собирать действующие модели по технологическим картам;
  • доводить решение задачи до работающей модели;
  • объединять разнообразные компоненты в единую функциональную систему;
  • перепроектировать технологические системы и их элементы для решения новых задач.
4. Тематический план
Подразделы и темы Количество учебных часов
1. Основы техники и конструирования 34
Введение в предмет "Лего-конструирование"Краткое резюме того, что будут изучать учащиеся на протяжении всего курса обучения лего-конструированию. 1
Общее ознакомление с конструкторами: "1030 Простые машины и механизмы", "9645 Машины, механизмы и конструкции с электроприводом", “9665 Инженерная механика”, "9633 Пневматика", “ 9680 Мир энергии E-Lab.”, "9723 Город и транспортные средства Перво Робот". Рабочие материалы, составляющие комплект учебных средств, предложения по использованию наборов LEGO DACTA на уроке.
Учащиеся должны знать:
- общую методологию и типы учебной деятельности;
- названия всех деталей и специальных элементов конструктора;
- виды соединений и их характеристики;
- способы соединения деталей.
Учащиеся должны уметь:
- соединять детали различными способами;
- характеризовать различные соединения.
1
Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построенииПонятие конструкции, ее элементов. Основные свойства конструкции: жесткость, устойчивость, прочность, функциональность и законченность. Силы, действующие на сжатие и растяжение элементов конструкции.
Учащиеся должны знать:
- определение конструкции, ее элементов;
- основные свойства конструкции;
- примеры жестких конструкций и где они используются.
Учащиеся должны уметь:
- собирать жесткие и устойчивые конструкции.
2
Ознакомление с принципами описания конструкцииПонятие конструирования (постановка задачи). Способы описания конструкции (рисунок, эскиз и чертеж) их достоинства и недостатки. Условные обозначения деталей конструктора.
Учащиеся должны знать:
- способы постановки задачи; а способы описания конструкции;
- отличия их друг от друга;
- условные обозначения деталей.
Учащиеся должны уметь:
- описывать конструкцию всеми способами;
- выбирать наиболее рациональный способ описания.
2
Свободный урок по теме "Конструкции"Самостоятельная творческая работа учащихся по заданной теме.
Учащиеся должны знать:
- приемы повышения жесткости и устойчивости конструкции.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно анализировать различные элементы конструкции и выбирать оптимальное решение.
2
Простые механизмы и их применение. РычагиПонятие о простых механизмах и их разновидностях. Примеры применения простых механизмов в быту и технике. Понятие о рычагах. Основные определения. Два вида рычагов.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать рычажные механизмы.
1
Построение конструкций по теме "Рычаги"Построение моделей с использованием технологических карт.
Учащиеся должны знать:

- примеры использования рычагов в различных механизмах.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно анализировать различные элементы конструкции и выбирать оптимальное решение;
- конструировать рычажные механизмы.
1
Рычаги: правило равновесия рычагаОсновные определения. Правило равновесия рычага. Решение задач с применением правила равновесия рычага.
Учащиеся должны знать:
- правило равновесия рычага.
Учащиеся должны уметь:
- применять правила рычага на практике.
1
Построение сложных моделей по теме "Рычаги"Построение моделей с использованием технологических карт.
Учащиеся должны знать:

- примеры использования рычагов в различных механизмах.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно анализировать различные элементы конструкции и выбирать оптимальное решение;
- конструировать рычажные механизмы.
1
БлокиОпределение блоков, их виды. Применение блоков в технике. Применение правила рычага к блокам.
Учащиеся должны знать:

- определение блоков;
- области применения блоков.
Учащиеся должны уметь:
- определять выигрыш (в силе, перемещении) при применении блоков;
- анализировать конструкции с применением блоков.
1
Построение сложных моделей по теме "Блоки"Построение моделей с использованием технологических карт.
Учащиеся должны знать:
- приемы передачи движения с помощью блоков.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно конструировать передаточный механизм на основе блоков.
1
Творческая работа на тему "Простые механизмы"Учащимся предлагается самостоятельно разработать конструкцию или механизм с применением полученных знаний, умений и навыков.
Учащиеся должны знать:
- способы постановки задач;
- основные способы решения конструкторских задач.
Учащиеся должны уметь:
- находить сильные и слабые стороны машин, механизмов и конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
2
Свободный урок (работа без технологических карт)Самостоятельная творческая работа учащихся. 2
Ременные передачиВиды ременных передач; сопутствующая терминология. Применение и построение ременных передач в технике.
Учащиеся должны знать:
- виды ременных передач;
- области применения ременных передач.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать конструкцию с применением ременных передач.
1
Построение конструкций по теме "Ременные передачи"Построение моделей с использованием технологических карт.
Учащиеся должны знать:

- способы применения ременных передач.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно конструировать передаточные механизмы с применением ременных передач.
1
Зубчатые передачиНазначение зубчатых колес, их виды. Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике.
Учащиеся должны знать:

- определения;
- виды зубчатых передач.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать механизмы с использованием зубчатых передач.
1
Построение конструкций по теме "Зубчатые передачи"Построение моделей с использованием технологических карт.
Учащиеся должны знать:
- способы применения зубчатых передач.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно конструировать передаточные механизмы на основе зубчатых передач.
1
Зубчатые передачи (продолжение)Назначение зубчатых колес, их виды. Зубчатые передачи под углом 90°, их виды. Реечная передача. Применение зубчатых передач в технике.
Учащиеся должны знать:
- определения;
- виды зубчатых передач под углом 90°;
- особенности реечной передачи.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать механизмы с использованием зубчатых передач.
1
Построение сложных моделей по теме "Зубчатые передачи"Построение моделей с использованием технологических карт.
Учащиеся должны знать:
- способы применения зубчатых передач.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно конструировать передаточные механизмы на основе зубчатых передач.
1
Свободный урок по темам "Ременные и зубчатые передачи"Самостоятельная творческая работа учащихся по заданной теме.
Учащиеся должны знать:
- приемы передачи движения с помощью ременных и зубчатых передач.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно конструировать передаточный механизм на основе ременных и зубчатых передач.
2
2. ЭнергияПонятие энергии и ее формах. Примеры. Экономия энергии.
Учащиеся должны знать:
- определения энергии и ее формы;
- виды форм энергии;
- причину экономии энергии.
Учащиеся должны уметь:
- различать одну форму энергии от другой.
1
Построение конструкций на тему "Энергия"Построение моделей с использованием технологических карт.
Учащиеся должны знать:
- виды форм энергии.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно конструировать механизмы способные передавать энергию.
1
Преобразование и накопление энергииСпособы накопления энергии и ее передачи в механике.
Учащиеся должны знать:
- примеры преобразования энергии из одной формы в другую;
- виды аккумуляторов энергии.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать количество запасенной энергии.
1
Построение сложных моделей по теме "Энергия"Построение моделей с использованием технологических карт.
Учащиеся должны знать:
- способы передачи энергии.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно конструировать механизмы способные накоплять энергию.
1
Творческая работаУчащимся предлагается самостоятельно разработать конструкцию или механизм с применением полученных знаний, умений и навыков.
Учащиеся должны знать:
- способы постановки задач;
- основные способы решения конструкторских задач.
Учащиеся должны уметь:
- находить сильные и слабые стороны машин, механизмов и конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
4
Часов в разделе: 34

II. "ПРОЕКТЫ"

Раздел носит экспериментально-исследовательский характер. В нем сосредоточены идеи сочетания различных видов конструкторов между собой. Занятия проводятся по циклам:
  • Механизмы, система электропривода.
  • Пневматика, применение сжатого воздуха для изменения характеристик конструкций и для систем управления.
  • Энциклопедия техники. На базе “LEGO” разрабатываются модели транспортных средств, машин, вездеходов, станков, технологических линий, самолетов, и др.
Разделы и темы циклов Количество учебных часов
1. Механизмы, система электропривода 16
Ознакомление с набором "Инженерная механика"Названия и назначения всех деталей конструктора.
Учащиеся должны знать:
- названия всех деталей конструктора.
1
Типовые соединенияВиды соединений деталей. Изучение типовых соединений деталей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- виды соединений и их характеристики;
- способы соединения деталей.
Учащиеся должны уметь:
- соединять детали различными способами;
- характеризовать различные соединения.
1
Источники электрического тока. Электродвигатели. Работа с пультом управленияПонятия электричества, напряжения и его полярности, электрической цепи. Ознакомление с пультом управления. Правила работы с пультом.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- понятия электрической цепи и ее свойства;
- характеристики пульта управления.
Учащиеся должны уметь:
- правильно работать с пультом ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.26 | Просмотров: 3034

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340