Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Возможности интеграции литературы со смежными видами искусства в эстетическом воспитании учащихся
Автор(ы): Смирнова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развития творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. В условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определенное единство, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин. Идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, которые совместно проводят учителя-предметники. Цель таких уроков - приобретение системы знаний и ценностей, “погружение” в определенную культурную эпоху, диалог в ней, постижение ее картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия. Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, а установление связи глубинной, поскольку оно основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих представление о человеке, мире, культуре. Интеграция в современной школе идет, как нам представляется, по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметном и межпредметном. Межпредметные связи — давняя педагогическая проблема, зазвучавшая по-новому в современных условиях. Школа не может ограничиваться лишь усвоением учащимися определенного объема знаний, фактов — перед ней стоит задача: научить школьников самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. В средней школе должны прочно формироваться умения анализировать, сравнивать, обобщать — все то, что пригодится детям в их будущей жизни. Каковы же возможности интеграции литературы со смежными видами искусства в эстетическом воспитании учащихся? Известно, что органы чувств и ощущения, получаемые благодаря им, находятся в определенном взаимодействии. Физиологи доказали, что органы чувств человека представляют собой разные каналы единой связи организма с действительностью, которые составляют единое целое и находятся в определенных взаимоотношениях друг с другом. Зрительные (живописные, графические, сценические) и слуховые (музыкальные) образы выступают в роли тех “живых картин”, которые дают образное представление о действительности. Привлечение на уроки литературы смежных видов искусства обосновывается необходимостью предупреждать пассивность восприятия учащимися материала. Ведь именно искусством воспитываются глубокие интересы, отзывчивость души, широта взгляда. Обращение к различным видам искусства носит избирательный характер. Объясняется это и спецификой изучаемого литературного текста, и тем конкретным материалом по другим видам искусства, которым располагает учитель. В одних случаях он обратится к произведениям изобразительного искусства, в других — к музыке. При изучении лирики, например, менее всего нужны иллюстрации и более всего необходима музыка, которая соответствует самой природе поэзии и помогает развитию воображения (именно этого требуют лирические произведения). Когда мы читаем пушкинское стихотворение “Я вас любил...” или лермонтовское “И скучно и грустно...”, перед нами не возникает какая — либо зримая “картина”. Эти стихи похожи на мелодии; их фразы непосредственно выражают те или иные мысли и чувства. Так, анализируя лирику, целесообразно использовать музыкальные интерпретации, которые углубляют восприятие поэтического произведения. Естественно и органично включение в уроки по изучению лирики Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова, Есенина в 9-ом классе романсов Алябьева, Даргомыжского, Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Чайковского, Шостаковича, Свиридова. Такие романсы, как “Черная шаль”, “Я вас любил”, “Я помню чудное мгновенье”, “И скучно и грустно”, “Царскосельская статуя”, “Шепот, робкое дыханье”, “Весенние воды”, “Я встретил вас”. При изучении биографии писателя можно включить факты, примеры, говорящие о его отношении к музыке, прослушать любимые музыкальные произведения данного автора, что расширит представления учащихся о личности писателя, познакомит их с миром его духовных запросов и интересов. Специальный материал, раскрывающий отношение писателя к музыке, помогает анализу его произведений, обостряет внимание к тексту, к каждому авторскому слову. Ученики начинают осознавать композиционную роль “музыкальных страниц” в произведении, у них появляется и укрепляется понимание авторского “я” в произведении. Все это важно для воспитания настоящего читателя. Обращение к живописи возможно на всех этапах учебных занятий по литературе. При изучении биографии писателя мы, прежде всего, обращаемся к его портрету. Многие художники отразили в своем творчестве живописные места, связанные с пребыванием там писателей; природу, которая воссоздана в их литературных произведениях. Так, методически интересным оказывается включение пейзажей Лермонтова — художника в изложении его биографии. Почти все они связаны с конкретными местами на Кавказе, где бывал поэт. Пейзажи Лермонтова являются своеобразным “дневником” путешествий и скитаний поэта. Совершенно необходимо привлечение сведений из истории и теории изобразительного искусства при изучении обзорных тем, которые дают общее представление об определенном периоде русской культуры. Эти сведения конкретизируют материал обзора, наполняют его более широким содержанием, дают глубокое и правильное представление об искусстве эпохи — без них невозможна точная и об...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1094
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|