Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Роль театра в воспитании экологической культуры учащихся младших классов - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Роль театра в воспитании экологической культуры учащихся младших классов


Автор(ы): Одноворченко Ольга Александровна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним, необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Приложение 1
Приложение 2
Презентацию и приложения можно получить у автора статьи.

Экологическая культура есть результат образования, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Начинать экологическое образование и воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Особенно актуальной проблемой в современной начальной школе становится развитие у младших школьников потребностей и определенных умений творческой деятельности.
В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. При этом развитие экологической культуры происходит тем успешнее, чем большую нагрузку получают не только слух и зрение, но и другие органы чувств под воздействием музыки, живописи, поэзии, танца.
В младшем школьном возрасте преобладающую роль в становлении и развитии отношений играют эмоциональные процессы. Мотивы и эмоции служат своеобразными сигналами о силе отношения – положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной. Важнейшей составной частью отношений детей к окружающей среде является выражение ими определенных чувств к многообразным проявлениям жизни на Земле, к обилию красок, форм, звуков, ароматов. У учащихся необходимо воспитывать эстетическую и нравственную отзывчивость на прекрасное и экологически неприемлемое в окружающей среде, в поведении людей. Рассмотрим отражение природы в театральном творчестве.
У детей младшего школьного возраста часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развита память, внимание. Самой короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – игра, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним, активизируют мыслительные процессы и познавательный интерес; помогают овладению навыками общения и коллективного творчества. В то же время психологи отмечают, что способность создания образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов.
Театр можно рассматривать как дидактическое средство. Природные взаимосвязи и процессы детям легче осознать, если они представлены в игровой, персонализированной форме. Часто приходилось рассматривать моральные и правовые нормы в поведении героев. Основное значение имеет состояние душевного комфорта, уверенности в себе, которое возникало в ходе подготовки представления. Терпение, бережливость, аккуратность формировалось при изготовлении костюма. Диалог строился с учетом особенностей детского восприятия, сопровождался и усиливался интонационно и музыкальным оформлением.
Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого. Это помогало острее реагировать на поведение окружающих людей и животных и представляло возможность выразить свое отношение через определенные действия – приласкать, погладить, утешить, сказать теплые слова. Театр позволил создать реальную возможность для выражения себя в той или иной нравственной ситуации. Подбор материала и ролей для каждого ученика помогал пережить эмоции, связанные с осознанием сопереживания и деятельностного сострадания. Условием формирования нравственных отношений у младших школьников стало овладение ими системой обобщенных понятий, как индивидуальность, честь, достоинство, права, любовь, дружба, милосердие.
Театральные постановки помогли расположить ребенка к общению, учить детей слушать и слышать друг друга, совместно усваивать нравственные понятия, вырабатывать собственную позицию, пробуждать в детях мотивацию на взаимодействие, на душевное, доверительное общение в семье вокруг категорий “счастье, добро, любовь”. Постановки доставили удовольствие и радость творчества. Помогли более ощутить свою значимость как личности.
Мы приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям-заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы: соблюдение тишины, терпение, внимательность.
Творчество – волшебный пропуск во внутренний мир ребенка, и поэтому возможность “играть в театр” – щедрый подарок учителю в формировании нравственных установок, усвоения духовных ценностей, управлении развитием личности не покушаясь на свободу вы...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.27 | Просмотров: 1077

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340