Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Игра-путешествие по теме: Подгруппа азота
Автор(ы): Лозенко Ирина Владимировна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - обобщение и систематизация знаний по теме в занимательной форме;
- отработка навыков и умения по составлению ОВР на примере соединений азота, номенклатуре соединений элементов подгруппы азота, химических свойств соединений, применении;
- развитие умений применять полученные знания на практике(на примере анализа художественного текста, газетной статьи);
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание ответственности за результат общего дела.
Подготовка к уроку: - создаются микро-группы по 6 - 7 человек. В группы объединяются учащиеся с одинаковым уровнем подготовки (1– высокий, 2– средний, 3 – низкий)
- в начале изучения темы учащимся сообщается о предстоящем обобщении в форме игры, подготовка к игре проводится на всех уроках по темы
- учащиеся не должны знать конкретные задания игры
- в помощь учителю привлекается лаборант или один из учащихся класса
Оборудование: - графопроектор, пленка с заданиями по номенклатуре,
- карточки с уровневыми заданиями
- карточки с подсказками: “Разложение нитратов”, “Определение степени окисления”, “Расстановка коэффициентов методом электронного баланса”
- ДО “Вулкан”
- на магнитной доске карта альпинистского маршрута, количество шагов на маршруте для команд различно (высокий уровень – больше, низкий – меньше)
- цветные флажки на магнитах для каждой команды, флажки на столы
- таблица “Генетическая связь неорганических веществ”
- сводная таблица
ХОД УРОКА Учитель. Сегодня мы с вами обобщаем знания по теме: “Подгруппа азота”. Чтобы нам было не скучно, мы проведем урок в виде путешествия по альпинистскому маршруту. Вы уже поделены на команды, в составе которых будете путешествовать. Каждый альпинист идет на покорение вершины в поисках приключений и желанием проверить себя. Более подготовленные выбирают маршрут посложнее, начинающие – попроще. Отправляясь в путь помните, что в горах один за всех и все за одного. Координировать ваши действия будет инструктор. У покорителей вершины есть традиция : оставлять на покоренной вершине записку для следующих путешественников. Команда, которая первая попадет на вершину, прочтет записку и оставит свою. Каждый из вас будет вести свой дневник путешествия (рабочий лист) 1. Аммиачный перевал. (Фронтальный опрос по номенклатуре веществ) Учитель на графопроекторе по одной высвечивает формулы соединений азота и фосфора. Учащиеся называют вещества. Если возникают затруднения, предлагаются подсказки. Ассистент фиксирует количество правильных ответов каждой команды в сводной таблице. 2. Ущелье загадок. (Работа с творческими заданиями) Учитель предлагает каждой группе отрывок из произведения или газетной статьи. Учащиеся анализируют материал, комментируют, отвечают на вопросы. 1-й уровень. Из учебника химии: при гниении органических веществ часть связанного азота освобождается и уходит в атмосферу. Однако в естественных условиях содержании связанного азота в почве не уменьшается. Масса свободного азота в почве также не увеличивается. Чем это можно объяснить? 2-й уровень. Поэтесса Вера Инбер написала: “Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, – точно также мысль и чувство…образуют воздух, которым дышит поэзия”. Ваш комментарий? Прокомментируйте: современные модернисты создают свои шедевры, не отходя от холста. Потому что зачем трудиться, если все равно никто ничего не поймет… Можно даже перерисовать из школьного учебника схему получения аммиачной кислоты и выставить под названием “Зимний пейзаж”. 3-й уровень. Объясните, почему приведенное ниже описание нереально. – Боже мой! – прошептал баронет. – Что это было? Где оно? – Его уже нет, – сказал Холмс. – С приведением, которое преследовало ваш род, покончено навсегда. Чудовище, лежавшее перед нами, поистине могло кого угодно испугать своими размерами и мощью. Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастифф, а. видимо, помесь – поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что пальцы тоже засветились в темноте. – Фосфор, – сказал я. 3. Смотровая площадка ДО “Вулкан”. (Разложение бихромата аммония) 1-й уровень. Бихромат аммония разлагается с образованием оксида хрома (III), азота и воды. Напишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса 2-й уровень. (NH4)2Cr2O7 ––> оксид хрома (III) + вода + азот хрома(III) Напишите уравнение реакции, определите степени окисления элементов , составьте электронный баланс . Расставьте коэффициенты. 3-й уровень. (– 3NH4)2Cr2O7 ––> Cr2O3 + вода + азот Определите степени окисления элементов. Выпишите под уравнением элементы, которые изменили степень окисления. Составьте электронный баланс. Учитель на графопроекторе высвечивает правильное решение, задает вопросы: Какие свойства проявляют атомы азота в реакции?(Восстановительные) Атомы какого элемента являются окислителем? (Азота) 4. Пещеры. (Составление окислительно-восстановительных реакций) 1-й уровень. 1. Напишите уравнение реакции разложения нитрата аммония при нагревании. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении. 2. Напишите уравнение реакции разложения нитрата железа (II) при нагревании. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении. 3. Напишите уравнение реакции разложения нитрата железа (III) при нагревании. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении 4. Напишите уравнение реакции взаимодействия азотной кислоты (р-р) с медью. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO в уравнении 5. Напишите уравнение реакции взаимодействия азотной кислоты (конц) с медью. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NО2 в уравнении 2-й уровень. 1. Написать уравнение реакции разложения нитрата натрия ––> нитрит натрия +? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении. 2. Написать уравнение реакции разложения нитрата железа (II) ––> оксид железа (II)+?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении. 3. Написать уравнение реакции разложения нитрата железа (II) ––> оксид железа (III)+?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении. 4. Написать уравнение реакции взаимодействия (р-р) азотной кислоты с медью ––> оксид азота (II) +?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO в уравнении. 5. Написать уравнение реакции взаимодействия азотной кислоты (конц.) с медью ––> оксид азота(IV)+?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO2 в уравнении. 3-й уровень. 1. Напишите уравнение реакции разложения NaNO3 ––> NaNO2 + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении. 2. Напишите уравнение реакции разложения Fe(NO3)2 ––> FeO + NO2 + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении. 3. Напишите уравнение реакции разложения Fe(NO3)3 ––> Fe2O3 + NO2 + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении. 4. Написать уравнение реакции взаимодействия HNO3(раствор) + Сu ––> NO + ? + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO в уравнении. 5. Написать уравнение реакции взаимодействия HNO3(конц) + Сu ––> NO2 + ? + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NО2 в уравнении. КЛЮЧ: Номер карточки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ответ | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 5. Кислотная река. (Фронтальный опрос. Тестирование) Для преодоления препятствия необходимо знать свойства азотной и фосфорной кислот. – С какими веществами может взаимодействовать азотная кислота? – Какие особенные свойства у азотной кислоты? – С какими веществами может взаимодействовать фосфорная кислота? Учитель раздает карточки по свойствам кислот. 1-й уровень. 1. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота? – оксид цинка; – гидроксид натрия; – оксид серы(IV). Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде. 2. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота? – гидроксид кальция; – оксид магния; – золото. На...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.28 | Просмотров: 2756
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|