Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Игра-путешествие по теме: Подгруппа азота - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Игра-путешествие по теме: Подгруппа азота


Автор(ы): Лозенко Ирина Владимировна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • обобщение и систематизация знаний по теме в занимательной форме;
  • отработка навыков и умения по составлению ОВР на примере соединений азота, номенклатуре соединений элементов подгруппы азота, химических свойств соединений, применении;
  • развитие умений применять полученные знания на практике(на примере анализа художественного текста, газетной статьи);
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание ответственности за результат общего дела.
Подготовка к уроку:
  • создаются микро-группы по 6 - 7 человек. В группы объединяются учащиеся с одинаковым уровнем подготовки (1– высокий, 2– средний, 3 – низкий)
  • в начале изучения темы учащимся сообщается о предстоящем обобщении в форме игры, подготовка к игре проводится на всех уроках по темы
  • учащиеся не должны знать конкретные задания игры
  • в помощь учителю привлекается лаборант или один из учащихся класса
Оборудование:
  • графопроектор, пленка с заданиями по номенклатуре,
  • карточки с уровневыми заданиями
  • карточки с подсказками: “Разложение нитратов”, “Определение степени окисления”, “Расстановка коэффициентов методом электронного баланса”
  • ДО “Вулкан”
  • на магнитной доске карта альпинистского маршрута, количество шагов на маршруте для команд различно (высокий уровень – больше, низкий – меньше)
  • цветные флажки на магнитах для каждой команды, флажки на столы
  • таблица “Генетическая связь неорганических веществ”
  • сводная таблица
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы с вами обобщаем знания по теме: “Подгруппа азота”. Чтобы нам было не скучно, мы проведем урок в виде путешествия по альпинистскому маршруту. Вы уже поделены на команды, в составе которых будете путешествовать. Каждый альпинист идет на покорение вершины в поисках приключений и желанием проверить себя. Более подготовленные выбирают маршрут посложнее, начинающие – попроще. Отправляясь в путь помните, что в горах один за всех и все за одного. Координировать ваши действия будет инструктор.
У покорителей вершины есть традиция : оставлять на покоренной вершине записку для следующих путешественников. Команда, которая первая попадет на вершину, прочтет записку и оставит свою. Каждый из вас будет вести свой дневник путешествия (рабочий лист)
1. Аммиачный перевал. (Фронтальный опрос по номенклатуре веществ)
Учитель на графопроекторе по одной высвечивает формулы соединений азота и фосфора. Учащиеся называют вещества. Если возникают затруднения, предлагаются подсказки. Ассистент фиксирует количество правильных ответов каждой команды в сводной таблице.
2. Ущелье загадок. (Работа с творческими заданиями)
Учитель предлагает каждой группе отрывок из произведения или газетной статьи. Учащиеся анализируют материал, комментируют, отвечают на вопросы.
1-й уровень.
Из учебника химии: при гниении органических веществ часть связанного азота освобождается и уходит в атмосферу. Однако в естественных условиях содержании связанного азота в почве не уменьшается. Масса свободного азота в почве также не увеличивается. Чем это можно объяснить?
2-й уровень.
Поэтесса Вера Инбер написала: “Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, – точно также мысль и чувство…образуют воздух, которым дышит поэзия”. Ваш комментарий?
Прокомментируйте: современные модернисты создают свои шедевры, не отходя от холста. Потому что зачем трудиться, если все равно никто ничего не поймет… Можно даже перерисовать из школьного учебника схему получения аммиачной кислоты и выставить под названием “Зимний пейзаж”.
3-й уровень.
Объясните, почему приведенное ниже описание нереально.
– Боже мой! – прошептал баронет. – Что это было? Где оно?
– Его уже нет, – сказал Холмс. – С приведением, которое преследовало ваш род, покончено навсегда.
Чудовище, лежавшее перед нами, поистине могло кого угодно испугать своими размерами и мощью. Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастифф, а. видимо, помесь – поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что пальцы тоже засветились в темноте.
– Фосфор, – сказал я.
3. Смотровая площадка ДО “Вулкан”. (Разложение бихромата аммония)
1-й уровень.
Бихромат аммония разлагается с образованием оксида хрома (III), азота и воды. Напишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса
2-й уровень.
(NH4)2Cr2O7 ––> оксид хрома (III) + вода + азот хрома(III)
Напишите уравнение реакции, определите степени окисления элементов , составьте электронный баланс . Расставьте коэффициенты.
3-й уровень.
(– 3NH4)2Cr2O7 ––> Cr2O3 + вода + азот
Определите степени окисления элементов. Выпишите под уравнением элементы, которые изменили степень окисления. Составьте электронный баланс.
Учитель на графопроекторе высвечивает правильное решение, задает вопросы:
Какие свойства проявляют атомы азота в реакции?(Восстановительные)
Атомы какого элемента являются окислителем? (Азота)
4. Пещеры. (Составление окислительно-восстановительных реакций)
1-й уровень.
1. Напишите уравнение реакции разложения нитрата аммония при нагревании. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
2. Напишите уравнение реакции разложения нитрата железа (II) при нагревании. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
3. Напишите уравнение реакции разложения нитрата железа (III) при нагревании. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении
4. Напишите уравнение реакции взаимодействия азотной кислоты (р-р) с медью. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO в уравнении
5. Напишите уравнение реакции взаимодействия азотной кислоты (конц) с медью. Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NО2 в уравнении
2-й уровень.
1. Написать уравнение реакции разложения нитрата натрия ––> нитрит натрия +? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
2. Написать уравнение реакции разложения нитрата железа (II) ––> оксид железа (II)+?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
3. Написать уравнение реакции разложения нитрата железа (II) ––> оксид железа (III)+?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
4. Написать уравнение реакции взаимодействия (р-р) азотной кислоты с медью ––> оксид азота (II) +?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO в уравнении.
5. Написать уравнение реакции взаимодействия азотной кислоты (конц.) с медью ––> оксид азота(IV)+?+? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO2 в уравнении.
3-й уровень.
1. Напишите уравнение реакции разложения NaNO3 ––> NaNO2 + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
2. Напишите уравнение реакции разложения Fe(NO3)2 ––> FeO + NO2 + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
3. Напишите уравнение реакции разложения Fe(NO3)3 ––> Fe2O3 + NO2 + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед О2 в уравнении.
4. Написать уравнение реакции взаимодействия HNO3(раствор) + Сu ––> NO + ? + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NO в уравнении.
5. Написать уравнение реакции взаимодействия HNO3(конц) + Сu ––> NO2 + ? + ? Составьте электронный баланс. В ответе укажите коэффициент перед NО2 в уравнении.
КЛЮЧ:
Номер карточки 1 2 3 4 5
ответ 1 3 1 2 2
5. Кислотная река. (Фронтальный опрос. Тестирование)
Для преодоления препятствия необходимо знать свойства азотной и фосфорной кислот.
– С какими веществами может взаимодействовать азотная кислота?
– Какие особенные свойства у азотной кислоты?
– С какими веществами может взаимодействовать фосфорная кислота?
Учитель раздает карточки по свойствам кислот.
1-й уровень.
1. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– оксид цинка;
– гидроксид натрия;
– оксид серы(IV).
Напишите уравнения возможных реакций в ионном виде.
2. С какими из приведенных веществ взаимодействует разбавленная азотная кислота?
– гидроксид кальция;
– оксид магния;
– золото.
На...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.28 | Просмотров: 2756

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340