Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Гражданская война: люди и события - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Гражданская война: люди и события


Автор(ы): Ломакин Артур Леонидович, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания учащихся о людях и событиях Гражданской войны в России; выяснить последствия Гражданской войны.
Воспитательные:
Развивать у учащихся человеколюбие и толерантность.
Развивающие:
Продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование урока:
1.Мульимедийный проектор
2.Презентация “Гражданская война: люди и события” (Приложение 1)
Форма проведения урока: викторина
Класс разделён на 2 группы по 8 человек. Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены карточки- задания (кроссворд), мультимедийная презентация урока.
Ход урока:

Слайд 1

Вводное слово учителя:

Гражданская война 1918-1920 гг. продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России.
У многих наших современников сформировались неоднозначные и нередко искаженные представления об этой трагической странице истории России. Для одних героем остается Павка Корчагин, для других - поручик Голицын. Одни знают войну по фильмам "Свадьба в Малиновке", "Неуловимым мстителям" и песням типа "Батька Махно смотрит в окно...", представления других - основаны на "Тихом Доне" М.А.Шолохова, мемуарах А.И. Деникина.
Поколения граждан СССР воспитывались на героике и романтике революции. Миллионы мальчишек СССР в 30-е годы видели любимого героя в Чапаеве, пели “Конармейскую песню”. Не сосчитать, сколько юношей и девушек вступили на пылавшие дороги Великой Отечественной войны под звуки полюбившихся песен о гражданской – “Каховка”, “Орленок ”, “Дан приказ ему на запад”, “Боевой 18-й год”…
А тем временем за рубежом писались воспоминания, научные труды, слагались оды в честь героев и мучеников белого движения. Воспевались их отвага, преданность долгу, верность несчастной Родине в борьбе с “извергами-большевиками”, готовность нести мученический крест.
Слайд 2
Цель нашего урока
: показать сущность, причины, состав противоборствующих сил и основные этапы и события войны; выделить последствия и уроки гражданской войны.
Слайд 3
Эпиграф:
Было время
Безумных действий,
Время диких
Стихийных сил.
(Сергей Есенин)
Слайд 4

Задание 1.

Дайте определения:

Гражданская война –
Интервенция –
Максимальное количество баллов - 3
Слайд 5
Задание 2.

Каковы были причины Гражданской войны?
Выберите наиболее подходящие определения и объясните их:

1.Гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим.
2.Гражданская война – закономерное продолжение революции.
3.Гражданская война – порождение веками копившейся в обществе злобы, раздражения.
4.Гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам.
5.Гражданскую войну вызвали иностранные империалисты.
6.Гражданская война – это трагическая ошибка, порожденная взаимным непониманием.
7.Гражданской войны можно было избежать, если бы не политика большевиков 1917 – начала 1918 г.
8.Гражданская война была развязана свергнутыми классами – помещиками и буржуазией, стремившейся вернуть власть, собственность.
За каждый правильный и полный ответ – 2 балла
Слайд 6
Задание 3

Каково было значение Брестского мира в истории нашей страны? С какой из нижеприведенных точек зрения вы согласны:

1.Брестский мир – выдающаяся победа стратегии и тактики Ленина, компромисс в конфликте с Германией, дающий передышку.
2.Брестский мир доказал связь Ленина с Германией. Он защитил ее интересы.
3.Брестский мир – предательство мировой революции. Он похоронил надежды на мировую революцию.
4.Брестский мир поставил проблему: или для сохранения Советской власти принести в жертву революцию в Германии и мировую революцию, или для победы мировой революции принести жертву революцию в России.
За каждый полный и аргументированный ответ – 3 балла
Слайд 7
Задание 4

Существуют различные точки зрения по вопросу определения временных рамок гражданской войны:
  • В.Ленин в сентябре 1917г. писал в статье “Русская революция и гражданская война”, что гражданская война в России может возникнуть, когда у противника революции “появятся хоть какие-нибудь массы, способные воевать и победить Советы”.
  • Ю. Мартов на II съезде Советов, после залпа “Авроры” сказал: “Гражданская война началась, товарищи!..”
  • В. Чернов, выступал в Учредительном собрании, выразил надежду на скорейшее окончание гражданской войны.
Как вы думаете, когда появились “массы, способные воевать и победить Советы”? Какие это были массы?
Найдите авторов этих точек зрения

1 2 3 4
1- Ю.О.Мартов
2- А.Ф.Керенский
3- В.И.Ленин
4- В.Н.Чернов
За правильный ответ 1 балл, за каждое правильное совпадение – 2 балла
Слайд 8
Задание 5

Укажите, относятся ли, по вашему мнению, эти события к гражданской войне, поставив “да” или “нет”.

А) Корниловщина
Б) Разгон Учредительного собрания
В) Кронштадтский мятеж
Г) Антоновщина
Д) Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде
Е) Подавление мятежа левых эсеров
Ж) Бои под Царицыном осенью 1918 г
За каждое совпадение 1 балл
Слайд 9
Задание 6

К какому году гражданской войны относятся события:

А) Мятеж чешского корпуса
Б) Установление красного террора
В) Разгром армии Врангеля
Г) Разгром армии Колчака
Д) Советско-польская война
Е) Разгром армии Деникина
Ж) Принятие первой советской Конституции;
З) Разгром армии Юденича
За каждый правильный ответ 1 балл
Слайд 10
Задание 7

Какая из белых армий:

А) Была самой многочисленной?
Б) Ближе всех подошла к Москве?
В) Была наиболее боеспособной (состояла исключительно из офицеров)?
Г) Была оснащена новыми видами техники (корабли, самолеты, танки, артиллерия)?
За каждый правильный ответ 2 балла
Слайды 11 – 16
Задание 8

“Люди эпохи”. Кто они?

1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
1- Ф.Э.Дзержинский
2- Л.Д.Троцкий
3- А.И.Деникин
4- М.Н.Тухачевский
5- А.В.Колчак
6- В.И.Чапаев
7- П.Н.Врангель
8- Н.И.Махно
9- М.В.Фрунзе
10-В.К.Блюхер
11- Н.Н.Юденич
12-К.Е.Ворошилов
За каждый правильный ответ 1 балл
Слайд 17 – 18
Задание 9

Разгадайте кроссворд.

Если вы правильно выполните задание, то по вертикали сложится имя командующего Западным Фронтом в 1920 г.
По горизонтали напиши имена политических деятелей:
1.Глава Ренвоенсовета Республики в годы гражданской войны.
2.Командующий Южным фронтом в 1920 году.
3.Первый кавалер ордена Красного Знамени.
4.Председатель Гуляй-Польского Совета, сотрудничавший и боровшийся как с белыми, так и с красными.
5.русский адмирал, командующий Черноморским флотом в 1916 – 1917 гг, провозглашенный диктатором и Верховным правителем России в 1918 г.
6.Один из создателей Красной артиллерии.
7.Диктатор Крыма в 1920 г.
8.“Военспец”, бывший генерал-лейтенант Генштаба, в 1918 г воевавший настороне красных под Царицыном.
9.Командующий белой армией, которая ближе других подошла к Москве.
10.Командующий 2-й конной армией.
11.Командующий 1-й конной армией.
1 Т Р О Ц К И Й
2 Ф Р У Н З Е
3 Б Л Ю Х Е Р
4 М А Х Н О
5 К О Л

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.29 | Просмотров: 1904

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340