Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Гражданская война: люди и события
Автор(ы): Ломакин Артур Леонидович, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся о людях и событиях Гражданской войны в России; выяснить последствия Гражданской войны. Воспитательные: Развивать у учащихся человеколюбие и толерантность. Развивающие: Продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Оборудование урока: 1.Мульимедийный проектор 2.Презентация “Гражданская война: люди и события” (Приложение 1) Форма проведения урока: викторина Класс разделён на 2 группы по 8 человек. Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены карточки- задания (кроссворд), мультимедийная презентация урока. Ход урока: Слайд 1 Вводное слово учителя: Гражданская война 1918-1920 гг. продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России. У многих наших современников сформировались неоднозначные и нередко искаженные представления об этой трагической странице истории России. Для одних героем остается Павка Корчагин, для других - поручик Голицын. Одни знают войну по фильмам "Свадьба в Малиновке", "Неуловимым мстителям" и песням типа "Батька Махно смотрит в окно...", представления других - основаны на "Тихом Доне" М.А.Шолохова, мемуарах А.И. Деникина. Поколения граждан СССР воспитывались на героике и романтике революции. Миллионы мальчишек СССР в 30-е годы видели любимого героя в Чапаеве, пели “Конармейскую песню”. Не сосчитать, сколько юношей и девушек вступили на пылавшие дороги Великой Отечественной войны под звуки полюбившихся песен о гражданской – “Каховка”, “Орленок ”, “Дан приказ ему на запад”, “Боевой 18-й год”… А тем временем за рубежом писались воспоминания, научные труды, слагались оды в честь героев и мучеников белого движения. Воспевались их отвага, преданность долгу, верность несчастной Родине в борьбе с “извергами-большевиками”, готовность нести мученический крест. Слайд 2 Цель нашего урока: показать сущность, причины, состав противоборствующих сил и основные этапы и события войны; выделить последствия и уроки гражданской войны. Слайд 3 Эпиграф: Было время Безумных действий, Время диких Стихийных сил. (Сергей Есенин) Слайд 4 Задание 1. Дайте определения: Гражданская война – Интервенция – Максимальное количество баллов - 3 Слайд 5 Задание 2. Каковы были причины Гражданской войны? Выберите наиболее подходящие определения и объясните их: 1.Гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим. 2.Гражданская война – закономерное продолжение революции. 3.Гражданская война – порождение веками копившейся в обществе злобы, раздражения. 4.Гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам. 5.Гражданскую войну вызвали иностранные империалисты. 6.Гражданская война – это трагическая ошибка, порожденная взаимным непониманием. 7.Гражданской войны можно было избежать, если бы не политика большевиков 1917 – начала 1918 г. 8.Гражданская война была развязана свергнутыми классами – помещиками и буржуазией, стремившейся вернуть власть, собственность. За каждый правильный и полный ответ – 2 балла Слайд 6 Задание 3 Каково было значение Брестского мира в истории нашей страны? С какой из нижеприведенных точек зрения вы согласны: 1.Брестский мир – выдающаяся победа стратегии и тактики Ленина, компромисс в конфликте с Германией, дающий передышку. 2.Брестский мир доказал связь Ленина с Германией. Он защитил ее интересы. 3.Брестский мир – предательство мировой революции. Он похоронил надежды на мировую революцию. 4.Брестский мир поставил проблему: или для сохранения Советской власти принести в жертву революцию в Германии и мировую революцию, или для победы мировой революции принести жертву революцию в России. За каждый полный и аргументированный ответ – 3 балла Слайд 7 Задание 4 Существуют различные точки зрения по вопросу определения временных рамок гражданской войны: - В.Ленин в сентябре 1917г. писал в статье “Русская революция и гражданская война”, что гражданская война в России может возникнуть, когда у противника революции “появятся хоть какие-нибудь массы, способные воевать и победить Советы”.
- Ю. Мартов на II съезде Советов, после залпа “Авроры” сказал: “Гражданская война началась, товарищи!..”
- В. Чернов, выступал в Учредительном собрании, выразил надежду на скорейшее окончание гражданской войны.
Как вы думаете, когда появились “массы, способные воевать и победить Советы”? Какие это были массы? Найдите авторов этих точек зрения 1- Ю.О.Мартов 2- А.Ф.Керенский 3- В.И.Ленин 4- В.Н.Чернов За правильный ответ 1 балл, за каждое правильное совпадение – 2 балла Слайд 8 Задание 5 Укажите, относятся ли, по вашему мнению, эти события к гражданской войне, поставив “да” или “нет”. А) Корниловщина Б) Разгон Учредительного собрания В) Кронштадтский мятеж Г) Антоновщина Д) Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде Е) Подавление мятежа левых эсеров Ж) Бои под Царицыном осенью 1918 г За каждое совпадение 1 балл Слайд 9 Задание 6 К какому году гражданской войны относятся события: А) Мятеж чешского корпуса Б) Установление красного террора В) Разгром армии Врангеля Г) Разгром армии Колчака Д) Советско-польская война Е) Разгром армии Деникина Ж) Принятие первой советской Конституции; З) Разгром армии Юденича За каждый правильный ответ 1 балл Слайд 10 Задание 7 Какая из белых армий: А) Была самой многочисленной? Б) Ближе всех подошла к Москве? В) Была наиболее боеспособной (состояла исключительно из офицеров)? Г) Была оснащена новыми видами техники (корабли, самолеты, танки, артиллерия)? За каждый правильный ответ 2 балла Слайды 11 – 16 Задание 8 “Люди эпохи”. Кто они? | | | 1 | 2 | 3 | | | | 4 | 5 | 6 | | | | 7 | 8 | 9 | | | | 10 | 11 | 12 | 1- Ф.Э.Дзержинский 2- Л.Д.Троцкий 3- А.И.Деникин 4- М.Н.Тухачевский 5- А.В.Колчак 6- В.И.Чапаев 7- П.Н.Врангель 8- Н.И.Махно 9- М.В.Фрунзе 10-В.К.Блюхер 11- Н.Н.Юденич 12-К.Е.Ворошилов За каждый правильный ответ 1 балл Слайд 17 – 18 Задание 9 Разгадайте кроссворд. Если вы правильно выполните задание, то по вертикали сложится имя командующего Западным Фронтом в 1920 г. По горизонтали напиши имена политических деятелей: 1.Глава Ренвоенсовета Республики в годы гражданской войны. 2.Командующий Южным фронтом в 1920 году. 3.Первый кавалер ордена Красного Знамени. 4.Председатель Гуляй-Польского Совета, сотрудничавший и боровшийся как с белыми, так и с красными. 5.русский адмирал, командующий Черноморским флотом в 1916 – 1917 гг, провозглашенный диктатором и Верховным правителем России в 1918 г. 6.Один из создателей Красной артиллерии. 7.Диктатор Крыма в 1920 г. 8.“Военспец”, бывший генерал-лейтенант Генштаба, в 1918 г воевавший настороне красных под Царицыном. 9.Командующий белой армией, которая ближе других подошла к Москве. 10.Командующий 2-й конной армией. 11.Командующий 1-й конной армией. | | | | | | | 1 | Т | Р | О | Ц | К | И | Й | | | | | | | 2 | Ф | Р | У | Н | З | Е | | | | | | | | | 3 | Б | Л | Ю | Х | Е | Р | | | | | | | | | | | | 4 | М | А | Х | Н | О | | | | | | | | | 5 | К | О | Л
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.29 | Просмотров: 1904
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|