Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Путь исканий Андрея Болконского. Урок-интервью - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Путь исканий Андрея Болконского. Урок-интервью


Автор(ы): Обухов Иван Сергеевич


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одной из наиболее сложных тем при изучении романа Л.Н. Толстого “Война и мир” является, бесспорно, тема духовных исканий князя Андрея Болконского. Урок по этой теме мы предлагаем провести в форме интервью. Причем считаем необходимым сделать оговорку: такой подход не следует рассматривать как дань распространившемуся в последние годы использованию всевозможных игровых приемов, достижению внешнего эффекта.
Эпиграфами к уроку, на наш взгляд, как нельзя лучше подходят высказывания русского писателя В.Я. Шишкова и французского критика Альфреда Бадэна: “…Перечитываю “Войну и мир”. Как хорошо старик знал эпоху, как изумительно знал подноготную человеческих отношений, чувств, ход душевных движений”; “…Толстой умеет проникнуть в глубь характеров…Он очерчивает с несравненной силой их достоинства и недостатки, колебания и противоречия. Это – страшный и неумолимый психолог, от наблюдательности которого ничего не скроется и для которого человеческая натура, столь изменчивая и разнообразная, не имеет тайны”.
На доске записаны вопросы, ответы на которые учащиеся дадут в конце урока:
  1. Князь Андрей – мыслящий человек, его душа открыта всему миру, отзывчива на все явления окружающего бытия. Какие вопросы были для Болконского главными?
  2. Что составляет сущность жизненного пути Андрея Болконского?
Во вступительном слове учитель сообщает учащимся о том, что Л.Н. Толстой, рисуя сложные, богатые в умственном и нравственном отношении натуры, погрешил против исторической правды. Он лишь применил для раскрытия этой правды свой новый художественный метод, которого до него не знала литература, и не только историческая, но вся литература – метод “диалектики души”.
Толстой глубоко изучает внутреннюю жизнь человека (и в первую очередь “изучает тайны человеческого духа в самом себе”), потому что главной задачей людей он считает нравственное самосовершенствование, вечную, неустанную духовную работу, направленную на очищение своего “я”. Самоанализ отличает его любимых героев, потому что главное в духовной жизни каждого человека – “сильное искание личности”.
Диалектика души героев Толстого, их внутренние монологи важны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе человека, о формировании его личности.
Архитектоника предлагаемого урока позволяет десятиклассникам получить в течение двух часов большой объем информации, осознать мотивы поведения Андрея Болконского, его взлеты и падения, заглянуть в сложный мир его душевных переживаний. Этому помогут и предшествующие уроки, на которых рассматривалась личность Толстого, его мировоззрение.
Урок проходит по тщательно продуманному сценарию. Опережающие задания к нему получают не менее 15-17 учащихся. Таким образом, более половины состава класса вовлечено в самую активную работу. Причем вмешательство учителя, его дополнения могут быть сведены к минимуму или не потребуются вообще.
Роль дирижера берет на себя интервьюер, задающий вопросы Андрею Болконскому. Вопросы составляются таким образом, что несут в себе дополнительную информацию о герое, например: “Князь! Когда вас эвакуировали, Вы оказались в Мытищах и попросились в одну из изб. Здесь Вы вновь встретились с Наташей. Вы в первый раз представили себе душу Наташи, а не так, как прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя. Вы поняли ее чувства, ее страданье, ее стыд, раскаянье. Вы в первый раз поняли жестокость своего отказа, увидели жестокость своего разрыва с нею. Что бы вы могли сказать ей сейчас?”
Поскольку текстовый материал ответов героя достаточно объемен, роль Андрея Болконского могут играть на уроке трое – четверо учащихся. Сформулировать вопросы и найти ответы на них помогут главы романа, указанные учителем. Он может воспользоваться книгой Б.И. Кандеева “Роман – эпопея “ Война и мир”. Комментарий. М.; “Просвещение”, 1967г”. Интервьюер и герой реконструирую повествование в речь от первого лица.
Назначаются также критики, которые подвергают разбору и оценке мысли, настроение, поступки героя. Несколько учащихся готовят выразительное чтение наизусть отдельных эпизодов романа, способствующих лучшему пониманию психологического состояния Андрея Болконского: “Небо Аустерлица”, описание дуба во время первой и второй встречи с ним князя Андрея, монолог героя о счастье (“Да, мне открылось новое счастье, неотделимое от человека…”).
Для достижения цельности и логической последовательности в наблюдении за диалектикой души Болконского необходимо обратиться и непосредственно тексту романа как связующему элементу. Эту работу выполняет еще одна группа учащихся – повествователей.
Приведем пример фрагмента урока, раскрывающего состояние героя в сражении на Аустерлицком поле.
Интервьюер: Если мы правильно поняли Вас, Вы объясняете свое решение, желанием вырваться из сферы надоевшей светской и семейной жизни. Нет ли других, тайных причин, о которых вы никому не говорите?
Болконский: Перед Аустерлицким сражением я предчувствовал, что смогу показать все то, что я могу сделать. Мне представилась та счастливая минута, тот Тулон, которого я так долго ждал. Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими… я не виноват, что я хочу этого, для одного этого я живу.
…Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но , как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей.
Повествователь: Русские проигрывали в Аустерлицкой баталии. Князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступившие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
- Ребята, вперед! – крикнул он дет...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2652

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340