Главная / Методические материалы / Администрирование школы
Выбираем приоритеты
Автор(ы): Антонова Галина Зеликовна, директор
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Выбирая приоритеты в образовании, хотелось бы развить мысль о культуре управления. Культура управления – такая качественная определенность принципов и способов взаимодействия отдельных компонентов образования по вертикали, которая наилучшим образом обеспечивает целостность, идентичность и функционирование системы и в то же время открывает возможности реконструкций, изменений, дальнейшего роста и нововведений в каждом из элементов системы, на каждом её уровне. Управление (как общая функция организованных систем, направленная на взаимодействие её элементов и обеспечивающая их сохранение, изменения и эволюцию) всегда культуросообразно соответствует изменениям социума. Возводящиеся на основе практики управления её теории обобщают, определяют и фиксируют характерные детали и особенности взаимосвязи элементов системы. Я думаю, что приоритетным управлением является то, где первостепенное значение имеют не функции контроля за выполнением планов, а ситуативное управление, самоуправление и самоорганизация, не руководство, проверки и фиксации, а поддержка инициатив. Самоорганизация играет здесь очень важную роль. В современной культуре управления преобладают такие свойства самоорганизации, как самопроизвольность, поиски решений, спонтанная инициативная активность, равноправность отношений субъектов образования разных уровней , нестандартность решений, и другое, что позволяет сохранить уникальность и открытость каждой образовательной модели, помогает её осуществлению и самореализации. Основными направлениями управления становятся поддержка, помощь и обеспечение культурно-образовательных процессов. Определение на практике системы приоритетов управления. Главное назначение внутришкольного руководства видится в создании и эффективном использовании условий для продуктивной, творческой и успешной деятельности педагогов, других работников школы, направленной на реализацию ценностей, принципов и достижений целей школы. К таким условиям относятся: - хорошее понимание работниками ожидаемых от них результатов;
- заинтересованность работников в достижении намеченных результатов;
- обеспечение состояния удовлетворенности работников достигнутыми результатами и условиями работы;
- наличие благоприятного морально-психологического климата в школьном сообществе.
В результате проблемного системного анализа деятельности школы, успешной реализации программы развития в школе существенно изменилась система управления, включив в себя все элементы управляющей системы: структуру, функционал и механизм управления. Программа развития школы с использованием современных основ теории внутришкольного менеджмента и привлечением к её реализации творческих работников школы может стать тем ядром, которое ориентирует на обеспечение условий жизнедеятельности, инициативу. Обновление управления школой связывается прежде всего с формированием системы информационного обеспечения внутришкольного управления: - сотворчество в рамках программы развития школы;
- сотворчество в экспериментальной деятельности;
- совместное творчество в рамках дополнительного образования в школе;
- мониторинг образования.
Технология реализации функции управления следует из цели школы: “Саморазвитие личности школьника как содержание образования”, задача которой – создание условий для саморазвития личности. Исходя из этого управление должно ориентироваться на: - ориентирование на субъекты: класс, параллель, классные руководители, педагоги-организаторы, социальные педагоги, учителя-предметники, учителя ДО, родители.
- определение целесообразных форм организации и содержание деятельности.
Отсюда следует, что технология не должна внедрятся “сверху”, а должна взращиваться в недрах образовательной модели в рамках разнообразных, творческих мастерских, проектных и деловых игр, свободных дискуссий и при условии собственной культурной практики каждого учителя. Вот почему в практике нашей школы наиболее эффективными являются кафедры учителей-исследователей. Тренинги по различным тематикам, составление проектов и авторских программ. Так постепенно и создается культуроёмкость образования как полисистема, которая создает условия для последующих изменений. Мы считаем, что в таком случае наиболее эффективной является следующая модель, к которой мы стремимся: Равноправное сотрудничество педагога и ребёнка в образовательном пространстве | | Освоение культурных образцов деятельности и интегрированного знания | | Индивидуальное образование на основе интересов и творческой мотивации ребёнка | Основные задачи управления видим в следующем: 1. Анализ деятельности коллектива - анализ строим только на положительном, на конкретных фактах и примерах, по сравнению со своими личными достижениями;
- персональные предложения учителю рекомендуем в личной беседе, не сравниваем результаты учителя с чужими, прогнозируем рост каждого учителя.
2.Создание условий труда - количество совещаний сведено до минимума, что позволяет анализировать выполнение решений. Большую целесообразность видим в проведении тематических семинаров, тренингов по заявкам учителей;
- распределение учебной нагрузки проводим только на методических объединениях;
- придаем особое значение научной организации труда учителя, а, именно, рациональное расписание уроков, при возможности - методический день для самообразования, компьютеризируем учебный процесс и административную работу; а также, считаем немаловажным, что организацию уборки учебных кабинетов, ремонт школы производим силами технических работников; освободили учителя и администраторов от дежурства по школе.
3.Методическая помощь учителю – это направление мы выделяем как самое главное:осуществляем маркетинг и менеджмент научно-методической работы; - работу научного методического Совета, кафедр и методических объединений учителей планируем совместно обсуждая и выбирая формы и темы;
- обсуждаем и создаем условия для расширения школьного компонента, дополнительного образования по выбору с учетом мнения учителей, учащихся, родителей;
- традиции школы: педагогические чтения учителей, научные конференции учащихся, обобщение опыта работы учителей, создание условий для работы коллектива, поддержка творческого поиска учителей;
- стимулирование труда учителя за проведение открытых уроков, проведение семинаров, педагогические чтения, подготовку призеров олимпиад, спартакиад, проведение предметных декад, создание МТБ;
- работа социально-психологической службы направлена на развитие личности ученика, помощь родителям, совершенствование деятельности педагогов.
Простраивая дальнейшую деятельность ориентируемся на итоги анкетирования: Критерии | Цель | Предлагаемые вопросы | Итоги: | Изучение уровня комфортности учителя в школе | Выявить уровень комфортности учителя для регулирования и коррекции методической НУВ работы | 1. Созданы ли благоприятные условия работы учителя в школе?2. Устраивает ли вас микроклимат в количестве? 3. Благоприятствует ли атмосфера творческому поиску? 4. Влияют ли руководители школы на ваше настроение? 5. Способствует ли проведение разнообразных форм методической деятельности вашему желанию работать? | Комфортное состояние у – 74% опрошен...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.30 | Просмотров: 1261
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|