Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок в 7-м классе по теме Литосфера и происхождение материков и океанов
Автор(ы): Котиковская Валерия Дмитриевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Курс: «География материков и океанов» 7 класс. Тема: «Литосфера и происхождение материков и океанов». Тип урока: комбинированный с элементами модульной и информационно-коммуникационной технологий. Цель: путем применения различных учебных элементов, добиться понимания детьми происхождения на Земле материков и океанов. Задачи урока: - Познакомить с основными положениями теории дрейфа материков – прародительнице теории движения литосферных плит; формировать идею о постоянном развитии земной коры.
- Учить работать самостоятельно, выбирать главное из различных источников информации.
- Формировать приемы чтения карты «Строение земной коры».
- Воспитывать стремление в продвижении от низкого уровня к высокому.
Содержание урока: - Земная кора континентального типа и земная кора океанического типа.
- Гипотезы происхождения материков и океанов.
- Плиты литосферы.
- Карта «Строение земной коры».
- Сейсмические пояса Земли.
Опорные знания: - Понятие «литосфера».
- Знания о магматических и осадочных горных породах.
- Знания о видах движения земной коры.
Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь | 1 уровень – компенсационный («Знаю, понимаю, воспроизвожу») | - Различия материковой и океанической земной коры.
- Литосферные плиты, их движения; сейсмические пояса.
- Роль движения литосферных плит в формировании современного рельефа.
- Карта строения земной коры.
| Показывать на карте строения земной коры ее подвижные, устойчивые и активизированные области, основные плиты литосферы. | 2 уровень – базовый («Знаю, применяю в знакомой ситуации») | - Происхождение материков и океанических впадин.
- Дрейф континентов, сейсмические пояса Земли.
| Вычерчивать схему «Строение земной коры» с указанием слоев горных пород. | 3 уровень – углубленный («Знаю, применяю в нестандартной ситуации») | - Древние материки: Пангея, Гондвана, Лавразия. Море Тэтис.
- Легенда об Атлантиде.
| | План подготовки для учителя: - Разработать технологическую карту в соответствии с темой урока и уровнем подготовленности учащихся.
- Составить презентацию и подобрать видеофрагмент по теме урока.
- Составить тест-матрицу, подготовить «ключи» к тестам и заданиям.
- Напечатать таблички с основными понятиями темы: Пангея, Гондвана, Лавразия, Тэтис, Панталасса, литосферные плиты, сейсмические пояса, Вегенер, тектоника.
Оборудование урока: - Карты: физическая мира и «Строение земной коры».
- Технологические карты для учащихся.
- Диск с презентацией.
- Медиапроектор.
ХОД УРОКА I. Оргмомент II. Узнавание темы и цели урока III. Повторение Учитель:Прочтите задание в ТК (технологической карте) п.1, 2. Быстро и четко выполните работу, подготовьтесь к устной проверке. IV. Объяснение новой темы Учитель: Прочтите задание п.3. – Мы можем с большой уверенностью сказать, что уже, по крайней мере, миллиард лет Земля покрыта твердой оболочкой, в которой выделяются континентальные выступы и впадины океанов. Если бы мы побывали на Земле приблизительно 250 млн лет назад, то обнаружили бы только 1 материк. Но какой! (См. Приложение 2) – Площадь суперконтинента Пангея (в переводе с греческого – «вся земля») составляла приблизительно столько же, сколько нынешняя суша. Суперконтинент и омывался лишь одним супер-океаном Панталассой. – Но Пангея оказалась довольно непрочной и недолговечной. Приблизительно 200 млн лет назад на Земле существовало уже 2 материка: Лавразия и Гондвана, а между ними плескалось море Тэтис. На современной карте его уже нет. – Но распад материков продолжался до тех пор, пока материки не заняли современное расположение на карте. – Впервые о возможном движении (дрейфе) материков высказал предположение немецкий ученый Альфред Вегенер в 1912 году в книге «Возникновение материков и океанов», глядя на очертания материков, как на части одной открытки, которые могут дополнять друг друга. В доказательство своей теории Вегенер привел следующие аргументы: а) в Африке и в Южной Америке были обнаружены одинаковые слои горных пород; б) в Африке и в Южной Америке были обнаружены одинаковые окаменелые остатки животных. – Но КАК материки двигаются, Вегенер объяснить не смог. – Лишь когда появились новые приборы, в конце 40-х годов, ученые смогли это сделать. Новая теория получила название «Теория движения литосферных плит». Остальное вы узнаете самостоятельно, используя наш путеводитель – технологическую карту. Вспомним девиз наших уроков: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность» (Бернард Шоу) - Работа по технологической карте.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Технологическая карта по теме «Литосфера и происхождение материков и океанов» Цель урока для учащихся: усвоить, каким образом на Земле образовались материки и океаны. Задачи урока для учащихся: - Усвоить основные положения теории движения литосферных плит.
- Узнать крупные плиты литосферы и виды границ между ними.
- Научиться работать с картой «Строение земной коры».
№ задания | Учебный материал с указанием заданий | Деятельность ученика | Баллы | | | Подготовительный этап (4 мин.) | | 1. | Строение литосферы Земли. На заметку эрудиту: | 1. Прочитай в учебнике стр.42 и рассмотри рис 13. Дополни: Выделяют земную кору _______________ типа и ____________ типа.2. Вспомни: Земная кора – это твердая верхняя оболочка Земли. Литосфера – это земная кора и верхняя часть мантии до астеносферы. Поверхность Мохоровичича – это граница, отделяющая земную кору от мантии. Астеносфера – это пластичный верхний слой мантии, подстилающий литосферу. | | 2. | Различия в строении материковой и океанической земной коры. | 1. Заполни таблицу по рис.13: Тип земной коры | Мощность в км | Из каких слоев состоит | Общее количество слоев | Материковая | от 35 до 70 км | ……слой ………… ………… | …………… | Океаническая | от 10 до 15 км | …… слой ………… | …………… | Проверь ответы («ключ 1») Приложение 1. 2. Обсуди (работа в парах): В чем различие между материковой и океанической земной корой? | 2 б. | Блок 1. Теория дрейфа материков (3 мин.) | 3. | Теория дрейфа материков. | Внимательно прослушай объяснение учителя. Приложение 2. Ответь на вопросы: - Как назывался единый материк, существовавший 250 млн лет назад? ……………………………………
- На какие 2 материка он раскололся? В северном полушарии – …………….., в южном полушарии – ……………………. .
- Как Вегенер доказывал, что материки были единым целым?
Обсуди ответы с соседом по парте. - Запомни: А.Вегенер – немецкий ученый, впервые высказавший идею движения материков в 1912 году.
| 1 б. | Блок 2. Теория движения литосферных плит (15 мин.) | 4. | Карта «Строение земной коры» | Открой в атласе карту «Строение земной коры». Это особая тематическая карта, на которой показаны древние платформы, складчатые области разного возраста, срединно-океанические хребты, плиты литосферы. Используй карту при просмотре видеосюжета. | | 5. | Плиты литосферы. Внимательно смотри видеосюжет. (не отчаивайся, если не сразу ответишь, смотри далее) | Прочитай задания в пункте 5 и 6, которые надо выполнить во время просмотра фильма. Приложение 3. ! Задания: - Во время фильма проследи по карте «Строение земной коры», какие крупные плиты литосферы выделены на Земле?
Запомни: - Что является границами плит?
- Какие явления происходят на границах плит?
| | 6. | Как происходит движение плит? Внимательно смотри видеосюжет. (не отчаивайся, если не смог сразу все понять, впереди еще работа с учебником) | Постарайся верно ответить на вопросы. Ответ запиши. - Что образуется, если плиты раздвигаются?
……………………………………………… Пояснение: Рифты (рифтовые зоны) – это трещины в океанической земной коре, по которым изливается мантия. Тест. Отметь 2 верных ответа: 1. Если происходит сближение – поддвиг – материковой и океанической земной коры, то образуются: а) глубоководные желоба б) рифты в) островные дуги Отметь 1 верный ответ: 2. Складчатые области – Кавказские горы, горы Гималаи, нагорье Тибет возникли в результате: а) поддвига двух плит с материковой земной корой б) поддвига материковой и океанической плит Тот же вопрос (из задания 5): - Какие явления происходят на границах плит?
| | <...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2011.10.31 | Просмотров: 6316
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|