Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Открытый урок по теме: Оптические приборы. 9-е и 11-е классы - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Открытый урок по теме: Оптические приборы. 9-е и 11-е классы


Автор(ы): Ткаченко Татьяна Владимировна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • познакомить учащихся с устройством и принципом работы оптических приборов – телескопа, микроскопа и фотоаппарата, их применением;
  • сформировать навыки работы в группе с источниками информации, таблицами, приборами;
  • закрепить изученный материал.
Необходимое оборудование:
  • модель глаза человека,
  • подзорная труба,
  • телескоп-рефрактор школьный,
  • микроскоп школьный,
  • фотоаппараты разных моделей,
  • проектор для слайдов.
Таблицы:
  • строение глаза человека,
  • дефекты зрения – дальнозоркость и близорукость,
  • зрительная труба Галилея и Кеплера,
  • телескоп-рефлектор и телескоп-рефрактор,
  • фотоаппарат,
  • микроскоп.
Слайды:
  • звездное небо,
  • Галилей и его зрительная труба,
  • портрет Иоганна Кеплера,
  • телескоп Яна Гевелия,
  • портрет Исаака Ньютона,
  • большой азимутальный телескоп,
  • космический телескоп имени Хаббла,
  • строение растительной клетки,
  • фотографии молекул сделанные с помощью электронного микроскопа,
  • фотографии микроорганизмов,
  • электронный микроскоп.
Оформление кабинета:
  • на доске – тема урока и дата проведения,
  • на большой доске вывешиваются таблицы, на маленькой – экран для проекции слайдов,
  • в кабинете должно быть затемнение,
  • на лабораторном столе стоят все необходимые приборы и модели,
  • в центре кабинета – стол для членов жюри,
  • на стенах кабинета – газеты по теме урока,
  • отдельный стол для лаборанта, работающего с проектором и слайдами.
Подготовка участников:
За месяц до даты проведения урока учащимся предлагаются темы, над которыми им предстоит работать, например:
  1. “Глаз человека – живой оптический аппарат”,
  2. “Телескоп”,
  3. “Микроскоп”,
  4. “Фотоаппарат”.
Для этой цели класс делится на 4 группы, которые формируются по желанию учащихся.
В рабочей группе необходимо выбрать:
  • докладчика,
  • лаборанта,
  • искателя информации,
  • художника.
Докладчик должен хорошо владеть информацией, грамотно, доступно и интересно её излагать.
Лаборанты помогают докладчику во время выступления – готовят доску, выставляют на демонстрационный стол необходимые приборы и модели, проверяют их исправность и готовность к работе, демонстрируют, если необходимо, слайды.
Художники, если нет необходимых таблиц, на листе ватмана черным маркером рисуют ход лучей и построение изображения в данном приборе, готовят газету по выбранной теме (рисунки необходимые для таблиц см. в приложении).
Искатели работают с научно-популярной, учебной и справочной литературой, берут информацию в интернете. Таким образом, в подготовке урока занят весь класс. Такой урок хорошо проходит как в 9, так и в 11 классе, как завершающий тему "Геометрическая оптика" /разница будет только в объёме информации, технических подробностях/.
Для работы в жюри можно пригласить учителей, работающих в данном классе, и по одному представителю от каждой рабочей группы.
ХОД УРОКА

1.Организационный этап

Учитель знакомит класс с темой урока, его целями и задачами, представляет жюри.
УЧИТЕЛЬ: Ребята!Сегодня на уроке мы познакомимся с устройством, работой и назначением некоторых оптических приборов. Практически в каждой семье есть фотоаппарат или видеокамера, в школе на уроках биологии мы работаем с микроскопом, на уроках астрономии наблюдаем звёздное небо в телескоп и, конечно же, видим окружающий нас мир глазами.
Чтобы узнать как работают все эти приборы, необходимо разобраться, как устроен живой оптический аппарат – глаз. Приглашаем к доске докладчика первой группы, которая работала над этой темой.

2.Отчеты групп о проделанной работе

Отчет первой группы:
  • лаборанты готовят доску-таблицы № 1, 2 (рис. 1, 2а,б, 3а,б), на демонстрационном столе – модель глаза,
  • сообщение по теме /7-8 минут/.
В зависимости от уровня подготовки учащихся, сообщения могут быть разной степени сложности, поэтому я предлагаю план сообщения:
  • строение глаза человека,
  • преломляющие среды глаза и их свойства,
  • особенности хрусталика,
  • построение изображения на сетчатке глаза,
  • аккомодация глаза,
  • адаптация глаза,
  • острота зрения,
  • угол зрения,
  • возрастные особенности зрения,
  • дальнозоркость и её исправление,
  • близорукость и её исправление,
  • современные методы коррекции зрения.
По ходу сообщения докладчик работает с моделью глаза и таблицами, выписывает на доске физические характеристики глаза, делает акцент на новые понятия.
УЧИТЕЛЬ: Мы узнали, как устроен глаз человека, ведь долгое время люди полагались только на своё зрение. Наука строилась на утверждении – мир таков, каким мы его видим. Но как далеко мы видим? Существуют ли во Вселенной другие миры? Чтобы ответить на эти вопросы, человек изобретает зрительную трубу – прообраз современного телескопа.
Телескоп – основной источник информации для астрономов, с его устройством и принципом работы нас познакомит второй докладчик
Отчет второй группы о проделанной работе:
  • на доске – таблицы № 3, 4 (рис. 4, 5, 6, 7), на демонстрационном столе – подзорная труба и школьный телескоп-рефрактор,
  • лаборант готовит слайды № 1-7 и демонстрирует их по ходу сообщения.
План сообщения:
  • строение зрительной трубы,
  • назначение окуляра,
  • назначение объектива,
  • зрительная труба Галилея,
  • зрительная труба Кеплера,
  • построение изображения в зрительной трубе,
  • линзовый телескоп Гевелия,
  • зеркальный телескоп Ньютона,
  • виды телескопов,
  • достоинства и недостатки современных телескопов,
  • пути совершенствования телескопов,
  • космические телескопы.
УЧИТЕЛЬ: С помощью телескопа человек смог заглянуть в просторы Вселенной, а с помощью микроскопа мы заглянули в микромир. Мы смогли увидеть то, что обычным глазом не видно – клетки, бактерии, микробы, мельчайшие частицы вещества. Микроскоп совместно с оптическим устройством наших глаз увеличивает угол зрения, и на сетчатке глаза получается увеличенное изображение ничтожно малых или невидимых невооруженным глазом объектов. Микроскоп как бы "увеличивает" рассматриваемый предмет. Подробнее об этом замечательном приборе расскажет наш третий докладчик.
Отчет третьей группы о проделанной работе:
  • на доске – таблица № 6 (рис. 8, 9), на демонстрационном столе – школьный микроскоп,
  • лаборант готовит слайды № 8-11 и демонстрирует их по ходу сообщения.
Пплан сообщения:
  • строение микроскопа,
  • назначение объектива,
  • назначение окуляра,
  • назначение зеркала,
  • настройка микроскопа,
  • построение изображения в микроскопе,
  • увеличение микроскопа,
  • достоинства и недостатки получаемых изображений,
  • виды микроскопов,
  • преимущества электронного микроскопа.
УЧИТЕЛЬ: С помощью микроскопа и телескопа мы изучаем окружающий нас мир, а запечатлеть его неповторимость и красоту нам помогает ещё один оптический прибор-фотоаппарат. Фотография так прочно вошла в нашу жизнь, что трудно представить, как человек обходился без неё? Ведь история фотографии началась не так давно – в XIX веке!
Первые фотоаппараты были дороги и громоздки, но наука и техника не стоят на месте – размеры фотоаппаратов значительно уменьшились, они стали проще в эксплуатации, лучше стало качество снимков, фотография из черно-белой превратилась в цветную.
Наша четвертая группа работала над темой "Фотоаппарат" и подготовила не только сообщение, но и выставку фотоаппаратов разных моделей: здесь мы видим старенький советский "Зенит", "чудо" техники – знаменитый "Полароид", делающий моментальные снимки, пленочный "Кодак" и цифровую камер...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.11.24 | Просмотров: 2701

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340