Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разработка урока Вышивание. Первые шаги - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Разработка урока Вышивание. Первые шаги


Автор(ы): Ищенко Галина Михайловна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: Изучение технологии выполнения основных стежков и швов на их основе.
Задачи:
  1. Образовательные - обучать выполнять задания по образцу; формировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации; учить самостоятельно оценивать результаты работы.
  2. Воспитательные - вызывать интерес к культуре и искусству вышивания; совершенствовать эстетические взгляды.
  3. Коррекционно-развивающие - улучшать сенсорные и моторные навыки учащихся; развивать творческие способности личности; знакомить их с образцами самых популярных видов вышивки, развивать речь и внимание.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения:
  • теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков учителя на доске.
  • практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии учителя и самостоятельно.
Материальное обеспечение:
  • Схемы
  • Образцы
  • Материалы и инструменты.
План урока:
  1. Историческая справка.
  2. Классификация вышивок.
  3. Инструменты и материалы.
  4. Практическая работа (организация рабочего места и техника безопасности). Технология ручной вышивки.
  5. Итоги урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.
Историческая справка. (Вступительное слово учителя).
Вышивка - распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах, льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, и др.
Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. (На доске написаны слова “Вышивать, вышить что - шить по чему-либо узоры шерстями, шелками, бумагой, золотом и пр.”-(Даль В.И.) Из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить когда впервые удалось воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, определить время возникновения этого искусства. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего вышивок XIX века).
Вышитая белая сорочка - неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.
Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.
Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом особой гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты.
Вышиванием занимались во всех слоях общества - от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В России в XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.
Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.
Коми земля - богатый и живописный край, который хранит глубокие традиции народных промыслов и ремесленного производства. Народный костюм - бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Украшение одежды выполнялось вышивкой и нашивкой из шелковой или парчовой ткани. Вышивку выполняли по вороту и оплечьям в мужских рубахах, у женщин - по низу передника, а нашивками из шелковых тканей и парчи - оплечья рубахи и низ сарафана. (Приложение 1).
Что интересно в национальном костюме коми - ижемцы не использовали вышивку. Исключением являлись лишь головные уборы. Они делились на девичьи и женские. Если коми-девушка могла ходить без головного убора, то замужняя женщина не могла выйти на улицу с непокрытой головой. Головные уборы шились из дорогих тканей и украшались вышивкой, бисером и т.д. (Приложение 2 ).
Вопрос: Девочки, есть ли в вашем доме изделия с вышивкой?
Вопрос: Кроме швейных изделий, что ещё можно украсить вышивкой?
Вопрос: Кто в основном занимался вышивкой?
Вопрос: Что являлось предметом гордости каждой семьи?
Вопрос: Какие детали одежды коми костюма украшались вышивкой или нашивкой?
Итак, вы познакомились с историей возникновения вышивки, её применением в одежде разных народов, в том числе и коми.
И в наше время люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.
Художественная вышивка - один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.
Демонстрация вышивок выполненных учащимися старших классов.
II. Классификация вышивок.
Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом и другими гобеленовыми швами по канве) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).
Физминута, включая гимнастику для глаз.
III. Инструменты и материалы для вышивания (с демонстрацией).
При выполнении вышивания необходимы материалы, инструменты и приспособления.
В качестве материала используют ткани и нитки. Для вышивания крестом используют канву. Лучшие нитки для вышивания - мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.
К инструментам для вышивания относятся пяльцы, ножницы и иглы.
  • Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец - держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
  • Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами - для подрезания ниток, и большие – для раскроя.
  • Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы№2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы№6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.
Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька.
Для перевода рисунка на ткань используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.
Калька- это прозрачная белая бумага, которая служит для перевода изображения, рисунка, орнамента.
Вопрос: Какие инструменты и приспособления вам знакомы?
Вопрос: С какими инструментами и приспособлениями вы работали?
Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов мы можем приступать к выполнению практической части урока.
IV. Практическая работа (переход в зону выполнения практической работы).
Организация рабочего места.
Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным, свет должен падать слева или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы - в левой. Очень важно принять правильное положение при вышивании, т.к. неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости, а в последствии к сутулости, к искривлению позвоночника и к близорукости. Во время работы корпус н...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.11.24 | Просмотров: 2261

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340