Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Экологический проект Лесная сказка - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Экологический проект Лесная сказка


Автор(ы): Хабушева Гузялия Нургалиевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Стимулирование мотивации интересов в области экологии.
Задачи:
  1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника как одного из компонентов экологической культуры.
  2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.
  3. Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
  4. Активизировать знания учащихся о природе, познакомить их с видами лекарственных растений, встречающихся в Среднем Поволжье, выявить знания об их пользе.
Виды работ:
  • работа со справочниками, брошюрами, энциклопедией;
  • поиск сайтов экологической направленности в Интернете;
  • организация книжной выставки;
  • поиск поговорок, пословиц экологической тематики;
  • составление кроссвордов на экологическую тему;
  • организация конкурса рисунков экологической тематики;
  • сбор лекарственных трав, составление гербария;
  • оформление экологических костюмов лекарственных трав;
  • привлечение родителей к помощи в работе над проектом;
  • организация заключительной выставки “Лесная аптека”;
  • презентация проекта перед педагогическим коллективом и коллективом воспитанников и обучающихся.
Содержание проекта:
1. Подготовительный этап:
  • сбор материала о лекарственных травах;
  • поиск пословиц, поговорок, стихов, загадок на заданную тематику;
  • составление гербария.
2. Основной этап – цикл практических дел:
  • выставка рисунков, книг экологической направленности;
  • выставка гербариев;
  • демонстрация костюмов лекарственных трав.
3. Подведение итогов:
  • презентация проекта “Лесная аптека” перед коллективом педагогов, воспитанников и учащихся МОУ прогимназии № 162 “Олимпия”;
  • экологический праздник “Давайте будем беречь планету”.
Одним из приоритетных направлений в формировании ключевых компетенции является внедрение метода проектов в образовательный процесс.
Апробация метода проектов в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.
Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов в том, что:
метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;
метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо отметить следующее: как известно, возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи. В связи с этим значимость метода проектов видится в том, что маленький конкретный проект младшего школьника может выступать именно тем “стеклышком калейдоскопа”, из которых складывается общая картина – процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой.
В ходе подготовки к проектной деятельности были созданы 3 подгруппы, каждая из которых выполняла определенные задания.
Первая подгруппа подготовила сообщение о лекарственных растениях Среднего Поволжья, о травах, которые использовались в Древней Руси.
Вторая подгруппа детей занималась поиском художественного слова (пословиц, поговорок, стихотворений, загадок) на заданную тематику, организовала выставку экологического рисунка.
Третья подгруппа занималась сбором лекарственных трав, составлением гербария, подготовкой детских экологических костюмов, изображающих лекарственные травы.
Проект носит комплексный характер т.к. включает в себя практическую, экологически ориентированную деятельность и творческую, эстетического содержания направленность.
Данный проект “Лесная аптека” находится на стадии разработки, в дальнейшем предполагается расширить поле исследования и завершить проект созданием собственной Красной Книги МО редких лекарственных растений Среднего Поволжья
Список литературы:
  1. Никишина А.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно- воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград: 2007.
  2. Российская педагогическая энциклопедия. Метод проектов. Т. I. М., 1993.
  3. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. Л.: 1990

Конспект внеклассного занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: Лесная аптека
Цели:
  1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
  2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную книгу.
  3. Обобщить знания детей о лекарственных растениях.
  4. Рассказать детям о многообразии лекарственных трав и их пользе.
  5. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.
  6. Воспитывать самостоятельность суждений.
Оборудование: компакт-диск с записью музыки природы, кроссворд.
Ход занятия
I. Орг. момент.
II. Постановка проблемы. Поиск решения.

Тему нашего внеклассного занятия по окружающему миру, ребята, вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд. Вот кроссворд – он пока пустой. В конверте – карточки с загадками. Я буду наугад доставать карточки с загадками, а вы – их отгадывать.
  1. В белом сарафане встала на поляне,
    Летели синицы, сели на косицы. (Береза)
  2. В майский день в тени лесной
    Он раскрыл цветочек свой,
    Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)
  3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленькие (куст, кустарник)
  4. Росла на лугу, оказалась в стогу, (Трава)
  5. Зеленую подружку на Новый год зимой
    Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)
  6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.
    Что ни ветка – то букет, и душистей веток нет. (Сирень)
  7. Как зовут меня, скажи,
    Часто прячусь я во ржи,
    Скромный полевой цветок,
    Синеглазый… (Василек)
  8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, осенью – красными ягодами? (Рябина)
III. Сообщение темы и цели занятия.
Какое ключевое слово получилось? Сегодня на занятия мы будем говорить не просто о растениях, а о лекарственных растениях.
IV. Обобщение знаний о лекарственных растениях.
Лето замечательная пора! В это время года многие стремятся за город. Ведь, скучно сидеть в душной комнате и еще того хуже смотреть телевизор.
Герои, какого мультфильма отправиться вместе с нами на прогулку. Назовите этих героев.
Лунтик и Мила тоже решили отправиться на прогулку. Куда же им пойти?
Мила: Предлагаю пойти в лес. Он так манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок…
Лунтик: А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это верно только никаких загадок нет. Все давно известно: кусты, цветы, деревья.
Мила: Пошли-пошли. Я попробую показать необычный лес. Но только для наблюдательных и любознательных.
Лунтик: Смотри, Мила какой-то старичок сидит.
Мила: Да, это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!
Лесовичок: Добрый день! В гости к ленным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?
Ребята, помогите Лунтику и Миле вспомнить правила поведения в лесу.
Лесовичок: Правила поведения в лесу знаете хорошо. Милости прошу к нам гости.
Лунтик: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.
Мила: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?
Злая как волчица
Жжется как горчица
Что это за диво?
Это же …
Лунтик: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?
Мила: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.
(Дотрагивается до крапивы волшебной палочкой)
(Звучит музыка)
Крапива:
Моё русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая, Все знают, что крапива – лекарственное растение.
Лунтик: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны
Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.
Мила: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.
Ребята первой группы приготовили поговорки о крапиве.
А вы, объясните, как понимаете эти пословицы и поговорки.
  1. Жгуча, крапива родится,
    Да в щах пригодится.
  2. Хоть и не огонь, а жжется.
  3. Сама холодная, а людей жжет.
  4. Если бы на крапиву не мороз,
    С нею б и сладу не было.
  5. Одна крапива заменяет семерых врачей.
Лунтик: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно. А много ли лекарственных растений вообще?
Учитель: Ребята второй группы ответят на твой вопрос.
Много, очень много. О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали очень давно, постепенно ученые изучали свойства разных растений и теперь используют многие для приготовления лекарств. Я слышал такое ученое мнение, что нет на Земле растения, которое не обладало лекарственными свойствами, вот только люди еще не сумели разгадать тайну многих растений.
Учитель: Как вы думаете подорожник – лекарственное растение?
Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли “порезник, ранник”. Догадались, почему? (Ранозаживляющие свойства)
Даже существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.
Ученица:
Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.11.24 | Просмотров: 1437

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340