Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Стимулирование самостоятельной деятельности школьников в обучении математике — условие развития познавательной активности - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Стимулирование самостоятельной деятельности школьников в обучении математике — условие развития познавательной активности


Автор(ы): Воронова Елена Евгеньевна, учитель математики и информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проблема стимулирования самостоятельной деятельности в обучении - необходимый этап исследования процесса развития познавательной активности учащихся. Исследования, которые ведутся в русле решения общей проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, выявили богатый арсенал средств, стимулирующих активность учащихся (Г. И. Щукина). Ведущую роль среди них играют разные виды самостоятельной работы, создание проблемных ситуаций, побуждающих учащихся к поискам, к проявлению волевых усилий.
Естественная потребность учащихся проявить самостоятельность, познать новое, проверить свои знания далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В этих условиях возникает необходимость не только преумножать средства активизации, но и объективно их оценивать, выявляя те педагогические воздействия и материальные объекты, которые оказывают на самостоятельную познавательную деятельность длительное устойчивое воздействие. В процессе диагностики внешних и внутренних стимулов, выявления их эффективности следует опираться не только на личные наблюдения, но и учитывать мнения учащихся. Оценка учащихся, в частности, дает возможность определить наиболее значимые для них стимулы, а также антистимулы самостоятельной деятельности и учитывать эти данные при организации самостоятельной работы на уроке. Для повышения эффективности стимулирования деятельности необходимо выявить, какие педагогические условия должны создаваться в процессе обучения, чтобы внешние стимулы, используемые учителем, превращались в устойчивые мотивы самостоятельной деятельности не только “благополучных” учеников, но и тех, кто отстает в учебе или считается трудновоспитуемым. С другой стороны, наличие положительных мотивов у учащихся не всегда является показателем того, что они стали внутренними стимулами. Такие школьники, как показывают наблюдения, активно включаются в самостоятельную работу, с готовностью выполняют задания учителя, но и сами в тоже время не могут проявлять интеллектуальной и практической инициативы. Поэтому нужны дополнительные стимулы, а точнее - система стимулов, приводящая в движение мотивы, придающая им определенную направленность и действенность. Самостоятельная познавательная активность может продолжаться и при организации таких форм работы, как консультации, дополнительные занятия, собеседования, семинарские занятия. Здесь создаются более благоприятные условия для использования индивидуальных занятий, которые как стимул, высоко оценены школьниками. Средние и слабые ученики с помощью учителя могут успешно преодолевать такие антистимулы, как “сложность задания”, “недостаток времени”.
Важнейшим структурным компонентом познавательной деятельности учащихся является мотив - цель деятельности. Познавательная активность школьника в его учебной деятельности стимулируется побудительными мотивами учения, делающими новое знание лично необходимым ученику, формирующим у него потребность в познании. Задача мотивации - формирование потребности во вводимом материале и внутреннего убеждения в его необходимости.
В преподавании математики в этом плане особенно значительные результаты дает проблемное обучение. Ситуация затруднения школьника в решении предложенной учителем задачи приводит к явному пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что, в свою очередь, вызывает интерес к познанию и установку на приобретение нового знания.
Исследуя различные способы мотивировки нового знания, можно выделить три принципиально различные их разновидности:
  • От потребностей самой математики в решении ее задач;
  • От потребностей практики в решении ее задач;
  • От потребностей практики в решении ее задач - к потребностям математики в новом аппарате - к созданию нового математического аппарата - к решению задач практики.
Сравнение разновидностей мотивировок показывает преимущества третьего способа, при котором обеспечивается понимание того, что математика совершенствует свой аппарат под влиянием практики. Этот способ наиболее убедителен для учащихся. Дело в том, что при первом способе мотивировки школьникам чаще всего бывает неясно, так ли уж необходимо уметь решать поставленную задачу: формальное обоснование необходимости нового знания потребностями самой математики не предоставляется им убедительным - ведь, может быть, практика вовсе не требует умения решать эту задачу. А потому у школьников низкая познавательная активность на занятиях. Поэтому было бы методической ошибкой ограничиться чисто формальным обоснованием необходимости нового факта потребностями самой математики. Второй способ в этом смысле удачнее, но, если поставленная практическая задача не переводится на язык математики, то школьники не видят, какое отношение она имеет к математике, к тому материалу, которой вводит затем учитель.
При третьем способе ученики видят, что потребности в создании того или иного аппарата диктуются потребностями практики в решении ее задач. Эта схема носит диалектический характер, присущий объективным закономерностям отражения математикой реальной действительности, и формирует у школьников способность к моделированию процессов действительности математическими методами. Последнее становится возможным, если учитель приводит пример не одной, а несколько прикладных задач, делающих необходимым введение нового понятия, теоремы, формулы и др. В этом случае вводимый математический аппарат будет получен в результате самостоятельного обобщения школьниками общих, существенных, частных их особенностей.
При обучении геометрии необходимость мотивации встает неоднократно, не только перед индуктивным этапом, но и на других этапах учебно...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.11.26 | Просмотров: 1584

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340