Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок — брейн-ринг по географии по теме Население мира
Автор(ы): Бударкова Татьяна Михайловна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основные цЦновные ели и задачи: - способствовать обобщению и закреплению знаний студентов о населении мира;
- выявить уровень усвоения знаний студентов по теме “Население мира”;
- способствовать развитию интеллектуальных умений: логики мышления, умения грамотно выражать свои мысли, способности к анализу и обобщению, умения мыслить системно и пространственно;
- формировать у студентов коммуникативные умения: общаться в коллективе, отстаивать свою точку зрения, навыки бесконфликтного поведения.
Организация и порядок проведения урока Продолжительность урока – 80 минут. Учебная группа разделена на 5 микрогрупп – команд. Команды выбирают себе капитанов. С правилами брейн-ринга студенты ознакомлены заранее, на уроке они еще раз напоминаются. Преподаватель назначает двух экспертов, в обязанности которых входит заносить баллы за правильные ответы в ведомость группы за индивидуальные ответы и в оценочный лист за ответы команды. Для объективности оценки ответа для экспертов разработаны критерии оценки заданий. Оценочный лист № | Название раунда | Максимальное количество баллов | I | II | III | IV | V | 1 | Интеллектуальный раунд | 5 1 ответ – 1 балл | | | | | | 2 | Творческий раунд”Кроссворд” | 10 1слово – 1 балл | | | | | | 3 | Информационно-технологический раунд. Конкурс презентаций. | 10 | | | | | | 4 | Раунд “Вопрос - Ответ” | 10 2 вопроса х 5 баллов | | | | | | 5 | Раунд “Конкурс капитанов” | 5 | | | | | | | Поощрительный балл | 1-5 | | | | | | | Общее количество баллов | | | | | | | Победители: I место – II место – III место – Критерии оценки заданий 1. | Интеллектуальный раунд | - грамотность речи;- правильность ответа; - полнота и содержательность ответа. | 2. | Творческий раунд “Кроссворд” | продолжительность (5 минут) и количество правильно названных слов по времени. | 3. | Информационно – технологический раунд.Конкурс презентаций. | - продолжительность (5 минут), кол-во слайдов;- логичность содержания; - соответствие цветового оформления теме и задачам презентации; - наличие заголовочного слайда; - удобство презентации для восприятия. | 4. | Раунд “Вопрос – Ответ” | - правильное использование ранее приобретенных знаний по географии; - оригинальность и логика мышлении. | 5. | Раунд “Конкурс капитанов” | - быстрота реакции;- творческий подход; - правильность ответа. | | Поощрительный балл | - активность команды. | Брейн-ринг состоит из раундов. В каждом раунде команда старается набрать как можно большее количество баллов. В конце урока подсчитывается сумма баллов каждой команды и индивидуальные результаты каждого студента, исходя из чего выставляются оценки в журнал. За время, которое требуется на подсчет результатов и выставление поурочного балла учебная группа просматривает мультимедийную презентацию “Демографическая проблема России”, которая подготовлена студентом как опережающее задание. Приложение 2 (электронный вариант) Мультимедийная презентация. Первый раунд – “Интеллектуальный”. Каждая команда по очереди должна дать ответы на вопросы. Если желающих ответить нет, право ответа дается другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, если дан неполный ответ, команде зачисляется 0,5 балла. Вопросы для интеллектуального раунда. 1. Что такое естественный прирост населения? Ответ: показатель, показывающий превышение количества родившихся над числом умерших в стране, регионе. 2. Что такое воспроизводство населения? Ответ: совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. 3. От чего зависит уровень рождаемости? Ответ: от социально-экономических факторов, от условий жизни, благосостояния, культуры людей, от степени вовлечения женщины в производственную деятельность. 4. От чего зависит уровень смертности? Ответ: от материальных условий жизни: питания, санитарно-гигиенических условий труда и быта, от уровня развития и доступности здравоохранения. 5. Для какого типа воспроизводства характерна “демографическая зима”? Ответ: для I типа воспроизводства. 6. Почему в странах Европы низкие показатели рождаемости? Ответ: причины: поздние браки, высокий уровень занятости женщин в производстве, преобладание городского населения над сельским, высокий уровень жизни, высокий уровень образования, последствия войн, конфликтов. 7. Чем объясняется высокий уровень рождаемости и естественного прироста в развивающихся странах? Ответ: причины: ранние браки, традиции многодетных семей, преобладание сельского населения над городским, слабое вовлечение женщин в производство, недостаточный уровень образования, рост уровня медицины, улучшение санитарной культуры. 8. Приведите примеры стран – рекордсменок по показателю рождаемости. Ответ: Нигер, Мали, Конго. 9. Приведите примеры стран – рекордсменок по численности населения на конец 90-х годов. Ответ: Китай, Индия, США, Индонезия. 10. На что направлена демографическая политика в странах первого типа воспроизводства, второго типа воспроизводства? Ответ: в странах первого типа воспроизводства на увеличение рождаемости, в странах второго типа на уменьшение рождаемости. 11. Как размещается население по территории планеты? Ответ: неравномерно. 12. Какие факторы влияют на размещение населения? Ответ: факторы: природные условия и ресурсы, уровень развития промышленности и сельского хозяйства, транспортные и торговые пути. 13. Какова средняя плотность населения Земли? Ответ: 47 чел. на 1 км2. 14. Назовите и покажите на карте районы с очень высокой и очень низкой плотностью населения? Ответ: очень высокая плотность населения, н-р, в Сингапуре, на Мальте. Очень низкая плотность населения в северной части Канады, в центральной и западной части Австралии. 15. Чем вызваны миграции из развивающихся стран в развитые? Ответ: экономическими причинами: поиском работы, лучшей жизни. 16.Назовите и покажите на карте основные районы трудовой миграции. Ответ: существуют три главных района притяжения трудовых ресурсов: Западная Европа, США, страны Персидского Залива. 17. Назовите причины вынужденных миграций в современном мире. Ответ: экономическая, политическая, национальная, религиозная, экологическая. 18. Выберите из предложенного списка слабоурбанизированную страну: Нидерланды, Испания, Нигер, Швеция, Франция, Италия. Ответ: Нигер. 19. Для какой из стран характерно преобладание мужчин: США, Россия, Индия, Нидерланды? Ответ: Индия. 20. Приведите примеры (2-3) однонациональных стран. Ответ: Япония, Дания, Швеция. 21. Почему основные типы возрастного состава населения соответствуют типам его воспроизводства? Ответ: это зависит от показателей рождаемости, смертности и естественного прироста. 22. Что такое экономически активное население? Ответ: часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. 23. На какие группы по уровню урбанизации можно подразделить все страны мира? Ответ: ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.11.26 | Просмотров: 1593
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|