Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Тема урока Координатная скорость
Автор(ы): Горбова Лидия Сергеевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: познакомить с историей возникновения и развития понятия координаты и координатной плоскости; показать историческую необходимость возникновения этих понятий; показать взаимосвязь с другими школьными предметами; дать понятия координатной плоскости и координаты точки; научить строить точки на координатной плоскости, записывать и читать их координаты. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: репродуктивный, проблемный, объяснительно-иллюстративный. Эпиграф: Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. (Я.А. Каменский). План урока. На нашем уроке присутствуют историк, литератор, библиограф. (Можно привлечь учащихся старших классов). 1. Проверка домашнего задания. а) Определить по карте координаты городов: Москва( 56° с.ш., 38° в.д.), Хабаровск (48 с.ш., 135 в.д.), Санкт-Петербург (60° с.ш., 30° в.д.), Владивосток (43 с.ш., 132 в.д.) и показать на физической карте их расположение, Озёры (54,8° с.ш., 38,6° в.д.) и показать на карте Московской области его расположение. б) Что означает выражение Оставьте мне ваши координаты? Собеседник должен оставить адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае его координатами, т.е. по этим данным человека можно найти. в) Все вы имеете представление о шахматной доске. На шахматной доске определить положение каждой фигуры. 2. Изучение нового материала. (Приготовить презентацию для историка, литератора, библиографа и показывать во время их выступления). Мы с вами видим, чтобы найти положение города или другого предмета на плоскости необходимо знать его координаты. Об этом говорится и в стихотворении Константина Симонова Сын артиллериста. Предоставляем слово литератору. Он познакомит с отрывком из этого стихотворения, которое хорошо вам известно из уроков литературы. Всю ночь, шагая как маятник, Глаз майор не смыкал, Пока по радио утром Донёсся первый сигнал: Всё в порядке, добрался, Немцы левей меня, Координаты (3;10), Скорее давайте огня! Орудия зарядили, Майор рассчитал всё сам. И с рёвом первые залпы Ударили по горам. И снова сигнал по радио: Немцы правей меня, Координаты (5; 10), Скорее ещё огня! Летели земля и скалы, Столбом поднимался дым. Казалось, теперь оттуда Никто не уйдёт живым. Третий сигнал по радио: Немцы вокруг меня, Координаты (4; 10), Не жалейте огня. Майор побледнел, услышав: (4;10) - как раз То место, где его Лёнька Должен сидеть сейчас. А можно ли по одной координате точно определить положение точки на плоскости? Трудно, а иногда и невозможно. Послушайте о чём говорилось в найденной записке в романе Жюля Верна Дети капитана Гранта: 7 июня 1862 года трёхмачтовое судно Британия Глазго потерпело крушение гони южн Капитан Гр два матроса брошен этот документ долготы и 37° 11` широты окажите им помощь погибнут.(Записку включить в презентацию). Вывод: Точное положение точки на плоскости определяют две координаты. Для точного определения положения точки на плоскости нужно иметь координатную плоскость. Для этого: а) проведём две перпендикулярные координатные прямые или оси - ОХ и ОУ. ОХ- горизонтальная, ОУ - вертикальная. б) Точка О - точка их пересечения. Эти прямые называют системой координат на плоскости, а точку О - началом координат. Плоскость, на которой выбрана система координат, называют координатной плоскостью. М(х;у) - точка координатной плоскости, (х;у) - её координаты. х - абсцисса, ОХ - ось абсцисс. у - ордината, ОУ - ось ординат. в) отметить на построенной координатной плоскости точки А (2;3), В(6;0), Д(-2;2), Р(-3;3), Т(0;-5), С(4;-4), О(0;0), К(-5;-5), F( 2;-3). Оси координат разбивают плоскость на 4 части - 4 четверти - 4 координатных угла. Отсчёт четвертей идёт против часовой стрелки: I + + II - + III - - VI + - г) Назовите точки, лежащие в I четверти, во II , в III, в VI. д) Назовите точки, лежащие на осях. 3. Работа с учебником. Стр. 243 второй абзац, стр. 244 со слов: Эту пару:, прочитать четвёртый абзац. М - (х;у). 4. Физминутка (для улучшения мозгового кровообращения) . -И.п. - сидя на стуле, на счёт раз - голову наклонить направо; два - и. п.; три - голову наклонить налево; четыре - и.п.; пять - голову наклонить вперёд, плечи не однимать; шесть - и.п. Повторить 3-4 раза, Темп медленный. - И.п. - сидя на стуле руки на поясе; раз - поворот головы направо; два - и. п.; три - поворот головы налево; ; четыре - и.п. Повторить 3-4 раза, Темп медленный. (Можно под музыку, желательно классическую). 5. Историк познакомит вас с возникновением понятия координатная плоскость. Предоставим ему слово. Идея задавать положение точки на плоскости с помощью чисел зародилась в древности у астрономов и географов при составлении звёздных и географических карт. Более чем за 100 лет до нашей эры греческий учёный Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести хорошо теперь известные географические координаты: широту и долготу и обозначать их числами. Уже во 2ом веке греческий астроном Клавдий Птолемей пользовался широтой и долготой в качестве координат. В 14 веке французский математик Оресм ввёл, по а...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.11.27 | Просмотров: 2286
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|