Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Пути выхода из подростковой агрессии на основе интеграции литературы и психологии
Автор(ы): Губина Ангелина Аркадьевна, Учитель русского языка и литературы.
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Общие:
- стимулировать деятельность учащихся на самостоятельное решение проблемы подростковой агрессии, поднятой в литературных произведениях: В. Распутин «Уроки французского», А.П. Платонов «Юшка», В. Железников «Чучело», Л.Н. Толстой «Детство» (гл. «Ивины»), Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» (история Илюшеньки);
- выработать навыки реализации и защиты различных типов проектов.
- Частные:
- создать проект «Свода правил по антиагрессивному поведению» по итогам исследовательской работы;
- совместная разработка памятки «Если во мне накопился гнев…» на основе «Свода правил» и подборки психологических тренингов.
Структура урока: - Фаза: «Вызов интереса».
- Фаза: «Осмысление» через проектный подход – представление деятельности командных и индивидуальных проектов.
- Фаза: «Вывод».
Оформление урока: - мультимедийный проектор,
- ковер и подушечки под голову для релаксационного упражнения,
- стенд с графиками уровней агрессии и самооценки учащихся класса, подготовленный школьным психологом,
- поделки из пластилина или рисунки учащихся с изображением агрессии.
Ход урока I. Фаза урока: «Вызов интереса» 1. Инсценировка Стихотворения С. Михалкова «Бараны». По крутой тропинке горной Шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: – Братец, вот какое дело: Здесь вдвоём нельзя пройти – Ты стоишь мне на пути. Черный брат ответил: – Ме, ты в своем ли, брат уме? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги! Помотал один рогами, Уперся другой ногами… – Как рогами ни крути, А вдвоем нельзя пройти. Сверху солнышко печет, А внизу река течет. В этой речке утром рано Утонули два барана. – Ребята, почему таким печальным оказался исход истории, изложенной в стихотворении С.Михалкова? (Потому что никто не хотел уступать.) – Вспомните, какие качества приписывал народ этому животному? (Баран всегда считался олицетворением глупости, тупого упрямства.) – Всевышний дал этому животному рога как признак проявления агрессии. Человеку Он не дал ни рогов, ни клыков, ни когтей, ни иголок, по-видимому, по поводу человека у него были другие планы. – А как получается в жизни? 2. Постановка целей и задач урока: Давайте сегодня разберемся в причинах подростковой агрессии и попробуем спроектировать пути выхода из нее. А поскольку любой проект, будь то проект здания, моста, должен иметь практический результат, применимый в жизни, нам предстоит: - оценить исследовательско-поисковую работу по литературным произведениям групп по данной проблеме;
- сообща создать проект «Свода правил по антиагрессивному поведению»;
- защитить творческие проекты путей выхода из агрессии как групповые, так и индивидуальные:
- проект группы дизайнеров по созданию антиагрессивного интерьера нашей аудитории;
- речеведческий проект группы оформителей, создавшей плакаты-эпиграфы к нашему занятию:
– За каждое ругательство – один вырванный волосок, смотри – не облысей! – Толкнул одноклассника – расталкивай свою совесть! – Помни: девчонка тоже человек! – Улыбка, а не кулак – отражение души человека! – Злись, злись, да смотри не лопни от злости! – Помни: держать руку в кармане легче, чем заносить над товарищем! – Твой сверстник не боксерская груша! - проект сигнально-дорожных знаков, разработанный Ефимовым Ваней;
- проведем соревнование проектов пейджиков, отображающих символы антиагресии.
- нам предстоит познакомиться с психологическими тренингами, которые помогут снять напряжение, гнев, повысить самооценку неуверенным в себе ребятам.
3. Психологический тренинг, релаксационное упражнение для снятия напряжения в мышцах: Прежде чем начнем наш разговор, мы с вами проведем психологический тренинг, снимем отрицательное напряжение, накопившееся в нас за неделю. (См. памятку) Упражнение выполняется лежа на полу под релаксационную мелодию, можно в сопровождении со сменяющимися на экране изображениями природы. - «В грозу черепашки»,
- «Апельсин»,
- «Морская звезда».
4. Выступление школьного психолога. Знакомство с уровнем агрессии в классе (См. графики). – Очень жаль, что разговор на эту тему сегодня является для нас актуальным. Мы не будем выдавать неприятных последствий интолерантных отношений в коллективе, мы лучше познакомимся с общей картиной агрессивности в классе. Слово предоставляется психологу. Как видим, физическая, грубая агрессия у нас не преобладает, зато мы очень подозрительны и раздражительны. II. Фаза урока: «Осмысление» 1. Работа с понятием «агрессия»на лексическом уровне: – Ребята, как вы понимаете смысл слова «агрессия»? – А вот как это понятие толкуется в психологическом словаре (См. папку): Агрессия – лат. Aggression –«нападение, приступ» - это поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее физический вред, а также моральный ущерб живым существам. 2. Защита работы поисково-исследовательских групп по литературным произведениям и их предложения путей выхода из агрессивной ситуации. – Части ребят предстояло исследовать ситуации жестокого обращения подростков со сверстниками и не только со сверстниками, изображенных в ряде литературных произведений, составить дневники наблюдений, а затем предложить путь выхода из сложившейся ситуации. Дневник наблюдений: По отношению к кому и как проявляется агрессияподростков? | Реакция жертвы | Причины агрессивного поведения подростков | Конечный результат агрессивного поведения | Наши предложения путей выхода из агрессии | а) «Уроки французского» В. Распутин: - инсценировка сцены драки,
- слово группе, защита дневника наблюдений.
Агрессия проявляется поотношению к главному герою-рассказчику. Он был подвержен избиению мальчишкамина пустыре за выигрыши и отказ играть дальше. | Он испытывает физическую боль,обиду. | 1. Нежелание прощатьпревосходство. 2. Действовал закон «джунглей»:кто сильней, тот и прав. Ребята привыкли, что большую часть кассы всегда браллидер Вадик, т.к он самый сильный и наглый, к тому же он был старшеостальных. Цитата: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще непрощалось, если в своем деле он вырвется вперед? Не жди тогда пощады». 3. Отсутствие других забав иинтересов, кроме азартных игр на деньги. Если бы они играли в другие игры,они, пожалуй, сплотились бы. | Герой больше не стал играть наденьги, он понимал, что иначе бы его выгнали из школы или мальчишкиискалечили бы. | 1. Необходимо избегать ситуаций,провоцирующих агрессию. 2. Нужно увлечь себя достойнымзанятием, ставить перед собой высокие цели. | 3. Демонстрация высказывания Д.С. Лихачева о цели жизни. б) «Юшка» А.П. Платонов. – Не менее жестокие забавы мы наблюдаем у ребят из рассказа «Юшка». И это тем печальнее, что жертвой оказался больной юродивый человек. Защита дневника наблюдений: Люди очень плохо относились кЮшке: все время обзывали его, били. Дети преследовали его, дразня изакидывая камнями. Хозяйская дочь говорила: «Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем тыживешь?..У тебя сейчас кровь на щеке, ана прошлой неделе тебе ухо разорвали» | Юшка не обращал внимания на то,что его били и обзывали, то есть никак не реагировал на агрессию. Цитата: «Когда же дети вовсеостанавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им: «Чего вы,родные мои, чего вы, миленькие!.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне вглаза землей попали, я не вижу. Дети не слышали и не понимали его». | 1. Людям некуда было девать свойгнев, скопившийся от тяжелой жизни, они выплескивали свою злость набеззащитном существе. 2. Дети тоже были заражены этим,они не представляли других забав, которые так веселили бы их. | В конце концов, Юшку убили:несдержанный мужик толкнул его сгоряча, и Юшки не стало. | 1. Необходимо понимать другогочеловека, т.е. относиться к нему с эмпатией (состраданием), а не вымещать злона другом. 2. Нужно найти себе не жестокиезабавы. | 4. Психологический тренинг. Способы избавления от агрессии. – Что же делать, если все же накопился гнев? Психологи предлагают снять его следующим образом: - расправа с изображением агрессии. Уничтожьте изображение агрессии, которое вы представили сегодня в лепке, вдавив фигурку в картон, или в рисунке, разорвав его в клочья;
- открытие сенсорных каналов: на листочке запишите определения своего гнева по форме, по цвету, запаху, вкусу, если можешь и его мелодию. Эту памятку прочитывайте в течение 21 дня или повесьте перед глазами дома. Ощущения закрепятся, и при очередном всплеске гнева они дадут о себе знать;
- прочитываем памятку второй столбик (См. приложение)
в) «Чучело» В.Железников. 1. Показ отрывка из фильма. – Обратите внимание, на каком фоне происходит преследование Лены Бессольцевой одноклассниками. Что скажете? (Взрослые равнодушны.) 2. Защита дневника наблюдений: Одноклассники прозвали Ленуобидным проз-вищем «Чучело», они постоянно преследовали ее за то, что она нетакая, как все. Она не может лгать, предавать. Преследовали ее и за то, чтоона осталась верной самой себе и, в отличие от трусливого Димы Сомова, неподстраивалась под интересы класса, если их не разделяла. | Лена избегает встречи содноклассниками, хочет скорее покинуть город и вернуться к родителям, т.е.самоустраняется. | 1. Нежелание одноклассникамипризнать чужое мнение, иные позиции, отличные от мнения большинства. 2...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1581
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|