Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Пути выхода из подростковой агрессии на основе интеграции литературы и психологии - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Пути выхода из подростковой агрессии на основе интеграции литературы и психологии


Автор(ы): Губина Ангелина Аркадьевна, Учитель русского языка и литературы.


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  1. Общие:
    • стимулировать деятельность учащихся на самостоятельное решение проблемы подростковой агрессии, поднятой в литературных произведениях: В. Распутин «Уроки французского», А.П. Платонов «Юшка», В. Железников «Чучело», Л.Н. Толстой «Детство» (гл. «Ивины»), Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» (история Илюшеньки);
    • выработать навыки реализации и защиты различных типов проектов.
  2. Частные:
    • создать проект «Свода правил по антиагрессивному поведению» по итогам исследовательской работы;
    • совместная разработка памятки «Если во мне накопился гнев…» на основе «Свода правил» и подборки психологических тренингов.
Структура урока:
  1. Фаза: «Вызов интереса».
  2. Фаза: «Осмысление» через проектный подход – представление деятельности командных и индивидуальных проектов.
  3. Фаза: «Вывод».
Оформление урока:
  • мультимедийный проектор,
  • ковер и подушечки под голову для релаксационного упражнения,
  • стенд с графиками уровней агрессии и самооценки учащихся класса, подготовленный школьным психологом,
  • поделки из пластилина или рисунки учащихся с изображением агрессии.

Ход урока

I. Фаза урока: «Вызов интереса»

1. Инсценировка Стихотворения С. Михалкова «Бараны».
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
– Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути.

Черный брат ответил:
– Ме, ты в своем ли, брат уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
– Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
Ребята, почему таким печальным оказался исход истории, изложенной в стихотворении С.Михалкова? (Потому что никто не хотел уступать.)
– Вспомните, какие качества приписывал народ этому животному? (Баран всегда считался олицетворением глупости, тупого упрямства.)
– Всевышний дал этому животному рога как признак проявления агрессии. Человеку Он не дал ни рогов, ни клыков, ни когтей, ни иголок, по-видимому, по поводу человека у него были другие планы.
– А как получается в жизни?
2. Постановка целей и задач урока:
Давайте сегодня разберемся в причинах подростковой агрессии и попробуем спроектировать пути выхода из нее. А поскольку любой проект, будь то проект здания, моста, должен иметь практический результат, применимый в жизни, нам предстоит:
  1. оценить исследовательско-поисковую работу по литературным произведениям групп по данной проблеме;
  2. сообща создать проект «Свода правил по антиагрессивному поведению»;
  3. защитить творческие проекты путей выхода из агрессии как групповые, так и индивидуальные:
    • проект группы дизайнеров по созданию антиагрессивного интерьера нашей аудитории;
    • речеведческий проект группы оформителей, создавшей плакаты-эпиграфы к нашему занятию:
      – За каждое ругательство – один вырванный волосок, смотри – не облысей!
      – Толкнул одноклассника – расталкивай свою совесть!
      – Помни: девчонка тоже человек!
      – Улыбка, а не кулак – отражение души человека!
      – Злись, злись, да смотри не лопни от злости!
      – Помни: держать руку в кармане легче, чем заносить над товарищем!
      – Твой сверстник не боксерская груша!
    • проект сигнально-дорожных знаков, разработанный Ефимовым Ваней;
    • проведем соревнование проектов пейджиков, отображающих символы антиагресии.
  4. нам предстоит познакомиться с психологическими тренингами, которые помогут снять напряжение, гнев, повысить самооценку неуверенным в себе ребятам.
3. Психологический тренинг, релаксационное упражнение для снятия напряжения в мышцах:
Прежде чем начнем наш разговор, мы с вами проведем психологический тренинг, снимем отрицательное напряжение, накопившееся в нас за неделю. (См. памятку)
Упражнение выполняется лежа на полу под релаксационную мелодию, можно в сопровождении со сменяющимися на экране изображениями природы.
  1. «В грозу черепашки»,
  2. «Апельсин»,
  3. «Морская звезда».
4. Выступление школьного психолога. Знакомство с уровнем агрессии в классе (См. графики).
– Очень жаль, что разговор на эту тему сегодня является для нас актуальным. Мы не будем выдавать неприятных последствий интолерантных отношений в коллективе, мы лучше познакомимся с общей картиной агрессивности в классе. Слово предоставляется психологу.
Как видим, физическая, грубая агрессия у нас не преобладает, зато мы очень подозрительны и раздражительны.

II. Фаза урока: «Осмысление»

1. Работа с понятием «агрессия»на лексическом уровне:
Ребята, как вы понимаете смысл слова «агрессия»?
– А вот как это понятие толкуется в психологическом словаре (См. папку):
Агрессия – лат. Aggression –«нападение, приступ» - это поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее физический вред, а также моральный ущерб живым существам.
2. Защита работы поисково-исследовательских групп по литературным произведениям и их предложения путей выхода из агрессивной ситуации.
– Части ребят предстояло исследовать ситуации жестокого обращения подростков со сверстниками и не только со сверстниками, изображенных в ряде литературных произведений, составить дневники наблюдений, а затем предложить путь выхода из сложившейся ситуации.
Дневник наблюдений:
По отношению к кому и как проявляется агрессияподростков? Реакция жертвы Причины агрессивного поведения подростков Конечный результат агрессивного поведения Наши предложения путей выхода из агрессии
а) «Уроки французского» В. Распутин:
  • инсценировка сцены драки,
  • слово группе, защита дневника наблюдений.
Агрессия проявляется поотношению к главному герою-рассказчику. Он был подвержен избиению мальчишкамина пустыре за выигрыши и отказ играть дальше. Он испытывает физическую боль,обиду. 1. Нежелание прощатьпревосходство.
2. Действовал закон «джунглей»:кто сильней, тот и прав. Ребята привыкли, что большую часть кассы всегда браллидер Вадик, т.к он самый сильный и наглый, к тому же он был старшеостальных. Цитата: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще непрощалось, если в своем деле он вырвется вперед? Не жди тогда пощады».
3. Отсутствие других забав иинтересов, кроме азартных игр на деньги. Если бы они играли в другие игры,они, пожалуй, сплотились бы.
Герой больше не стал играть наденьги, он понимал, что иначе бы его выгнали из школы или мальчишкиискалечили бы. 1. Необходимо избегать ситуаций,провоцирующих агрессию.
2. Нужно увлечь себя достойнымзанятием, ставить перед собой высокие цели.
3. Демонстрация высказывания Д.С. Лихачева о цели жизни.
б) «Юшка» А.П. Платонов.
– Не менее жестокие забавы мы наблюдаем у ребят из рассказа «Юшка». И это тем печальнее, что жертвой оказался больной юродивый человек.
Защита дневника наблюдений:
Люди очень плохо относились кЮшке: все время обзывали его, били.
Дети преследовали его, дразня изакидывая камнями.
Хозяйская дочь говорила: «Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем тыживешь?..У тебя сейчас кровь на щеке, ана прошлой неделе тебе ухо разорвали»
Юшка не обращал внимания на то,что его били и обзывали, то есть никак не реагировал на агрессию.
Цитата: «Когда же дети вовсеостанавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им: «Чего вы,родные мои, чего вы, миленькие!.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне вглаза землей попали, я не вижу. Дети не слышали и не понимали его».
1. Людям некуда было девать свойгнев, скопившийся от тяжелой жизни, они выплескивали свою злость набеззащитном существе.
2. Дети тоже были заражены этим,они не представляли других забав, которые так веселили бы их.
В конце концов, Юшку убили:несдержанный мужик толкнул его сгоряча, и Юшки не стало. 1. Необходимо понимать другогочеловека, т.е. относиться к нему с эмпатией (состраданием), а не вымещать злона другом.
2. Нужно найти себе не жестокиезабавы.
4. Психологический тренинг. Способы избавления от агрессии.
Что же делать, если все же накопился гнев? Психологи предлагают снять его следующим образом:
  1. расправа с изображением агрессии. Уничтожьте изображение агрессии, которое вы представили сегодня в лепке, вдавив фигурку в картон, или в рисунке, разорвав его в клочья;
  2. открытие сенсорных каналов: на листочке запишите определения своего гнева по форме, по цвету, запаху, вкусу, если можешь и его мелодию. Эту памятку прочитывайте в течение 21 дня или повесьте перед глазами дома. Ощущения закрепятся, и при очередном всплеске гнева они дадут о себе знать;
  3. прочитываем памятку второй столбик (См. приложение)
в) «Чучело» В.Железников.
1. Показ отрывка из фильма.
– Обратите внимание, на каком фоне происходит преследование Лены Бессольцевой одноклассниками. Что скажете? (Взрослые равнодушны.)
2. Защита дневника наблюдений:
Одноклассники прозвали Ленуобидным проз-вищем «Чучело», они постоянно преследовали ее за то, что она нетакая, как все. Она не может лгать, предавать.
Преследовали ее и за то, чтоона осталась верной самой себе и, в отличие от трусливого Димы Сомова, неподстраивалась под интересы класса, если их не разделяла.
Лена избегает встречи содноклассниками, хочет скорее покинуть город и вернуться к родителям, т.е.самоустраняется. 1. Нежелание одноклассникамипризнать чужое мнение, иные позиции, отличные от мнения большинства.
2...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1581

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340