Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса по технологии для 9-х классов: Художественная обработка материалов - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Программа элективного курса по технологии для 9-х классов: Художественная обработка материалов


Автор(ы): Жуков Игорь Александрович


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель курса: способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.
Одна из задач, которую решает школа, – раскрытие и дальнейшее развитие способностей и дарований учащихся, самореализация личности школьника. Что неизменно сводится к понятию “гуманизация” образования. Этот термин происходит от слова “гуманный”, т.е. человеческий, человеколюбивый, человечный, милостивый, милосердный (В.И. Даль. Толковый словарь живого великого языка. М., 1981, т.1, с. 408). Гуманизация школы означает не только и не столько изменение самой направленности стиля и методов ее работы. В такой школе в центре внимания должен находиться ребенок. Необходимо создать все условия для его самоопределения, самореализации, пробуждения и развития его творческих задатков и способностей, желания быть нужным и полезным людям.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников.
Данный вид деятельности вовлекает в учебный оборот те силы и способности детей, которые другими средствами не могут быть задействованы. Он развивает важные для ребенка и процесса обучения психофизические, интеллектуальные и нравственные силы. К ним относятся зрение, слух, память, внимание, привычка к порядку и точности, настойчивость и т.д. Обогащается непосредственный, живой опыт школьников, будится творческая мысль, развиваются познавательные потребности, формируется общее умение работать: определять цель, объем работы, последовательность ее выполнения, предвидеть последствия ошибок, приучать к добросовестности в работе, формирует любовь к физическому труду.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.
Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим даёт уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Художественная обработка природных материалов развивает духовные способности человека, в том числе “чувствующий красоту формы глаз”. В слаженной, согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации.
Программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит основными задачами:
  • Сформировать у школьников эстетическое отношение к труду.
  • Научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием.
  • Ценить красоту.
Программа рассчитана на 34 часа.

Художественная обработка древесины (20 часов)

Перечень знаний и умений
Учащиеся должны знать:
  • Столярная (ручная и механическая) подготовка поверхности древесины к отделке.
  • Отделка древесины лакокрасочными материалами (воскование, лакирование, полирование).
  • Общие основы художественного конструирования.
  • Виды орнаментов и узоров.
Учащиеся должны уметь:
  • Выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий.
  • Подготавливать поверхности изделия под художественную обработку.
  • Осуществлять художественную отделку поверхности изделия (выжиганием, геометрической резьбой, окраской).
1. Столярная подготовка поверхностей древесины к отделке
Обработка поверхностей деталей ручными инструментами.
Механизированная подготовка поверхностей. Приспособления для механизированной шлифовки древесины (шлифовальный диск, шлифовальный барабан, шлифовальная головка), шлифовальный станок, ручное выпиливание.
Подготовка древесины под следующую отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т.д.).
2. Отделка древесины лакокрасочными материалами
Воскование. Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками, условия и правила безопасности труда). Отделка изделий красящими веществами (нитроэмалевыми, водоэмульсионными и др. красками).
3. Выжигание
Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесение рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию. Профессия – мастер-выжигальщик.
4. Резьба по дереву
Понятие о видах резьбы.
Материалы, применяемые для резьбы по дереву.
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы.
5. Общие основы художественного конструирования
Понятие о технической эстетике и художественном конструировании, дизайне. Требования технической эстетики к промышленным изделиям.
Исходные принципы художественного конструирования.
Понятие о композиции. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании. Виды композиции. Профессия дизайнера.
6. Орнамент и узор
Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. виды узоров. Основы построения узоров. Художественная роспись.
Практические работы
Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для последующей художественной отделки. Подготовка поверхности изделия под художественную обработку. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка поверхностей изделий (выжигание, выпиливание, геометрическая резьба, мозаика по дереву и т.д.). Отделка древесины различными способами (лакокрасочными материалами, морилкой, вощение и т.д.).
Примерный перечень изделий:
  • игрушки,
  • шкатулки,
  • шахматные доски,
  • разделочные доски,
  • подсвечники,
  • подставки под горячую посуду,
  • полочки,
  • подносы,
  • рамки,
  • декоративные композиции и панно,
  • украшения,
  • макеты этнографических предметов домашнего быта (ложки, миски, чашки и т.д.).

Художественная обработка металла (14 часов)

Перечень знаний и умений
Учащиеся должны знать:
  • роль декоративно-прикладно...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.11.27 | Просмотров: 1725

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340