Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие пространственного воображения и творческих способностей учащихся на занятиях факультатива Геометрическое моделирование в условиях профильного обучения - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Развитие пространственного воображения и творческих способностей учащихся на занятиях факультатива Геометрическое моделирование в условиях профильного обучения


Автор(ы): Сизых Татьяна Валентиновна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Геометрия является самым могущественным
средством для изощрения наших умственных
способностей и дает нам возможность
правильно мыслить и рассуждать.
Галилео Галилей.
Современная педагогическая наука и практика давно пришла к единодушному выводу о необходимости формирования в процессе воспитания творческой личности. Этот вывод сформировался под влиянием условий развития современного общества, когда для его членов важен не объем конкретных знаний, а первостепенное значение имеет способность и умение людей получать необходимые знания для применения их в конкретных ситуациях.
Можно построить множество программ факультативных курсов, в процессе изучения которых осуществляется активное формирование творческой личности в подростковом возрасте.
Хорошо известно: чем выше уровень пространственного представления учащихся, тем проще обучать их геометрии, тем более интересные задачи можно ставить перед ними. К сожалению, приходится обнаруживать у школьников затруднения в моделировании пространственных геометрических фактов и в изображении их. Проблема старая, но актуальная. И если не решать ее в младших и средних классах, то через несколько лет уроки стереометрии с теми же учениками будут терять большую часть своей эффективности.
Согласно концепции математического образования гимназии, геометрию учащиеся начинают изучать в третьем классе. В 5-6 классах продолжается изучение курса “Геометрия для младших школьников” (учебники серии “Математика. Психология. Интеллект”), разработаны творческим коллективом под руководством Э.Г.Гельфман, профессора Томского государственного университета). Этот предмет представляет пропедевтический курс геометрии. Деятельность детей ориентирована на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Главная цель – создать запас геометрических представлений, который в будущем должен выступить основой при формировании основных понятий, идей геометрии.
В 8-9 классах наряду с систематическим курсом геометрии учащиеся физико-математического профиля имею возможность заниматься на факультативе “Геометрическое моделирование”, который является продолжением курса “Геометрия для младших школьников”. На факультативе продолжается изучение пространственных форм, уделяется внимание моделированию геометрических объектов и рассмотрению планиметрических форм как составных частей пространства.
Основная цель факультатива: максимально развить познавательные способности учащихся, научить их ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать образы в окружающей обстановке.
Задачи факультатива:
- повышать уровень пространственного воображения учащихся;
- показывать геометрию во всей ее многогранности;
- расширять информационный горизонт предмета за счет включения сведений из истории;
- обеспечивать базу для изучения стереометрии в старших классах;
- развивать творческие способности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА

Тема 1. Задачи на разрезание, перекраивание и складывание фигур.
Учащиеся располагают линейкой (с делениями), карандашом, ножницами. Разрешается производить с помощью ножниц лишь прямолинейные разрезы. Разрезав какую-нибудь фигуру на части, необходимо составить другую фигуру из тех же частей.
Тема 2. Геометрические упражнения с листом бумаги.
Пользуясь только перегибанием листа бумаги, учащимся предлагается выполнить многое такое, для чего обычно привлекаем линейку и циркуль.
Тема 3. Лист Мебиуса.
Изучение листа Мебиуса - хорошее введение к элементам топологии: теореме Эйлера, раскраскам, уникурсальности, представлению о непрерывных отображениях
Тема 4. Задачи со спичками.
Для решения занимательных задач со спичками нужны: смекалка, способность предвидеть результат, хорошее воображение. Работа над такими задачами способствует развитию этих качеств у учащихся.
Тема 5. Геометрия и оптические иллюзии.
Нередко, решая какие-либо задачи, учащиеся делают вывод лишь на основании того, что они видят на чертеже; часто даже уверены, что после этого никаких доказательств уже не нужно. Наблюдение над чертежом может нас привести к грубо ошибочным выводам.
Тема 6. Несколько задач для геометра-следопыта.
Учащимся предлагаются задачи, в которых требуется восстановить несохранившуюся фигуру по каким-либо оставшимся от нее следам. Восстановление этих фигур требуется произвести с помощью циркуля и линейки. Чтобы найти алгоритмы для решения этих задач, необходимо проявить смекалку и хорошее знание планиметрии.
Тема 7. Конструирование из Т.
Тема 8. Геометрические головоломки.
Тема 9. Конструкции и виды. Метод трех проекций. Число проекций, необходимых для однозначного представления о форме предмета.
Изображение пространственных фигур на плоскости - дело непростое. Ведь надо нарисовать ее, чтобы ясно было, как она выглядит со всех сторон. Для облегчения этой задачи изобрели метод трех проекций. Этим методом пользуются чертежники, инженеры, рабочие для изображения и изготовления различных деталей.
Тема 10. Фигурки из кубиков и их частей.
Учащимся предлагается набор заданий, которые помогут им овладеть методом трех проекций.
Тема 11. Построение наглядного изображения предмета по двум заданным видам.
Тема 12. Изображение пространственных фигур на плоскости.
Приобретение навыков изображения пространственных фигур на плоскости является одной из основных трудностей, с которыми учащиеся встречаются при изучении стереометрии. Выработка умения четко и правильно выполнять изображения пространственных фигур требует длительных упражнений, о...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.11.28 | Просмотров: 2066

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340