Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие пространственного мышления учащихся 7-х классов на факультативных занятиях по геометрии - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Развитие пространственного мышления учащихся 7-х классов на факультативных занятиях по геометрии


Автор(ы): Сатыбалдиева Айгуль Зайнулла кызы, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Развитие пространственных представлений – одна из важнейших целей школьного образования. Опыт показывает, что у учащихся 5-х классов уже достаточно сформированы первоначальные пространственные представления, связанные с их жизненным опытом и предметами окружающей действительности. Однако к концу изучения курса планиметрии учащиеся 9-х классов уже прочно «привязаны» к плоскости, считают ее не геометрической фигурой, а местом, на котором расположены плоские фигуры. В связи с этим целесообразно проводить на уроках геометрии изучение планиметрических вопросов с привлечением стереометрического материала, либо параллельно с традиционным курсом планиметрии проводить факультативные занятия, значительно расширяющие круг изучаемых фигур и их свойств.
Предлагаемый факультативный курс следует за учебным курсом геометрии 7 класса. Т.е. на факультативных занятиях рассматриваются те же темы, те же вопросы, что и на уроке, но рассматривается этот материал на пространственных фигурах, их моделях и чертежах. В том случае, если у учителя нет возможности проводить факультативные занятия, он всегда может использовать предложенные задачи для расширения геометрических представлений школьников.
Таблица содержания образования
Раздел
Тема
Кол-во часов
Словарь
Упражнения по развитию пространственного мышления
(Приложение 1)
1. Начальные геометрические сведения. (9 часов)

1. Вводная часть
1
Точка, прямая, плоскость, геометрические фигуры и тела.
Вводный тест.
Фронтальная работа:
Решение задач 1 – 4.
2. Прямая и отрезок
1
Точка, прямая, отрезок.
Решение задач 5 – 7.
3. Луч и угол
2
Луч, угол.
Решение задач 8 – 10.
Лабораторная работа № 1
4. Сравнение отрезков и углов
1
Равенство фигур, середина отрезка, биссектриса угла.
Решение задач 11 – 14.
5. Измерение отрезков
1
Длина отрезка.
Задачи 15 – 18.
6. Измерение
углов
1
Градусная мера угла.
Задачи 19 – 23.
7. Перпендикулярные прямые
2
Смежные и вертикальные углы; перпендикулярные прямые.
Задачи 24, 25, 27, 28.
Лабораторная работа № 2.
2. Треугольники. (6 часов)
1. Что такое треугольник
2
Треугольник; вершины и стороны треугольника.
Задачи 29 – 30.
Лабораторная работа № 3.
Задачи 31 – 32.
2. Отрезки в треугольнике.
2
Медиана, биссектриса, высота треугольника; равнобедренныйтреугольник.
Задачи 33 – 38.
Лабораторная работа № 4
3. Признаки равенства треугольников.
1

Задачи 39 – 42.
4. Окружность
1
Радиус, хорда, диаметр.
Задачи 43 – 47.

1
Промежуточный тест.
3. Параллельные прямые. (6 часов)
1. Что такое параллельные прямые
3
Параллельные прямые.
Задачи 48 – 52.
Лабораторная работа № 5

2. Свойства параллельных прямых
1
Внутренние накрестлежащие, односторонние исоответственные углы.
Задачи 53 – 56.
3. Признак параллельности прямых
2
Задачи 57 – 58.
№ 59
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (3часа)
1. Сумма углов треугольника
2
Внешний уголтреугольника.
Задачи 60 – 61.
№ 61 (б,в)
2. Прямоугольные треугольники
1
Катет, гипотенуза.
Задачи 62 – 64.
5. Построение чертежей. (3 часа)
1. Основы построения чертежей
1
Видимые и невидимыеэлементы.
Чертежи простейших пространственных фигур:
2. Чертеж комбинации фигур.
2

Задачи 65 – 68.
6. Моделирование. (4 часа)
1. Изготовление моделей тел из бумаги.
4
Развертка фигуры.
Лабораторная работа № 6
Изготовление моделей по выбору учителя.
7. Итоговоетестирование. (2 часа)
Всего: 34 часа.
При разработке курса учитывались следующие соображения.
Первой стадией познания геометрических форм является непосредственное их восприятие, поэтому необходимо, чтобы в нем принимали участие не только глаза. Дети должны лепить и рисовать, измерять и клеить, накладывать и разрезать.
Второй стадией психологического процесса познания геометрической формы является возникновение в детском сознании геометрических образов.
Внимание и интерес у детей могут поддерживаться только в случае, когда курс будет согласован с особенностями детской природы – деятельной и творческой.
Не нужно стремиться к тому, чтобы дать ученикам как можно больше сведений из геометрии. Это приведет к накоплению учениками легко забываемых, не связанных логически между собой фактов.
«Выход в пространство» во многих случаях помогает формированию у учащихся умений и навыков использования логических рассуждений: наличие общих свойств некоторых плоских и пространственных фигур позволяет проводить аналогию между плоскими и пространственными фигурами. Например, прямоугольник и прямоугольный параллелепипед; треугольник и тетраэдр. Отличия похожих друг на друга фигур, планиметрических и стереометрических утверждений, являются хорошим поводом приведения контрпримеров (задачи 24, 49 из Приложения 1).
Рассмотрение пространственных фигур помогает учащимся в усвоении планиметрии: при введении новых понятий часто бывает полезно рассмотреть пространственную фигуру, иллюстрируя на ней вводимое понятие. Работа с простейшими многогранниками позволяет уже в теме «Треугольники» активно закреплять планиметрические теоремы, решать практические задачи в применении к плоским фигурам, расположенным в различных гранях.
Основная идея курса состоит в том, чтобы, сохраняя логику построения школьного курса геометрии, изложить материал на наглядном, конструктивном уровне и тем самым предоставить детям возможность овладеть первой – интуитивной – ступенью в усвоении геометрии.
Средства, применяемые для развития пространственного мышления подростков достаточно широки: демонстрирование фигур, сравнение положений фигур относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение фигур, чтение чертежа. Эти средства приводят к наилучшим результатам, если они используются систематически и в комплексе. При этом применяются дискретное конструирование (изготовление моделей из палочек, спичек и т.д.), изготовление моделей из бумаги. Полезно давать детям упражнения на изготовление моделей из пластилина. Дети руками «чувствуют» многие свойства фигур и, в первую очередь, кривизну поверхности. Не все модели можно изготовить во время урока: слишком ограничено время. Да это и нецелесообразно. Давая на дом детям индивидуальные задания по конструированию моделей, учитель тем самым повышает уровень отношения ребенка к своему труду. Кроме того, это способствует созданию в классе целой коллекции наглядных пособий.
Развертки моделей дети сначала чертят под руководством учителя: нужно научить их алгоритму построения чертежей. Постепенно дети научатся самостоятельно готовить развертки предложенных фигур. Очень полезно давать детям задание на изготовление разных видов разверток одной и той же фигуры.
Также возникновению в сознании детей геометрических образов способствует рассматривание фигур с различных сторон и рисование получившихся результатов. Видение круга (и других плоских фигур) отрезком, отрезка – точкой и т.д. очень полезно для развития пространственного мышления.
Работа по изготовлению разверток, зарисовка фигур и их комбинаций, рассматривание и анализ готовых чертежей, копирование чертежей, сравнение чертежа с каркасной моделью фигуры способствуют развитию графических умений школьников. Первые чертежи ребенок делает больше на интуитивном уровне, но постепенно учитель знакомит детей с правилами проектирования. Разбирая готовые рисунки, дети анализируют: всегда ли перпендикулярные отрезки перпендикулярны на чертеже? Всегда ли параллельные отрезки параллельны на чертеже? Делая вывод к частным задачам, дети приходят к общим закономерностям. К концу года, когда учащиеся уже достаточно много знают о построении чертежей, целесообразно провести несколько занятий по этой теме, подвести итог и вывести знания детей на новый уровень. Теперь дети должны научиться строить чертежи не только знакомых многогранников, но и чертежи протяженных фигур и их комбинаций: прямая и точка, плоскость и прямая, плоскость и точка и т.д. (задача 68 Приложения 1).
Кроме всего прочего, работая с моделями, необходимо обращать внимание на результаты манипуляций. Например, куда при повороте вправо обратится передняя грань, верхняя грань. Куда при двойном повороте влево обратится левая боковая грань и т.д.
На факультативных занятиях по геометрии необходимо проводить достаточную работу по развитию ма...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.11.28 | Просмотров: 2468

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340