Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы


Автор(ы): Калинина Татьяна Викторовна, учитель экологии; Фиалова Вера Михайловна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время проблема здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем в нашем государстве, о чем свидетельствует официальная статистика. Около 60% детей, приходящих в первый класс, имеют функциональные нарушения, приблизительно 20% - отставание биологического роста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически и физически не готовы к обучению и освоению учебной программы. Низкий исходный уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Среди школьников к 1-й группе здоровья (практически здоровые) могут быть отнесены лишь приблизительно 8 %, ко второй (группа риска) - 45%, к третьей (с функциональными нарушениями) - 45% и к четвертой (с хронической патологией) – 12%. Всё более тревожная информация поступает из инновационных школ (гимназии, лицеи, специализированные школы) с усложненными учебными планами и программами, где общая заболеваемость в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах, а 35% шестиклассников таких учебных заведений нуждаются в стационарном лечении. К концу учебного года проявление повышенной невротизации отмечаются больше чем 50% у учащихся школ. В создавшемся положении заметное значение имеют вредные пристрастия: уровень алкоголизации среди мальчиков-подростков в 11 регионах России колеблется от 72 до 92 %, а среди девочек - от 80 до 94%. Отсутствие знаний по культуре здоровья и/или пренебрежение здоровьем ведут к тому, что 40% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 85% - не занимаются физической культурой и спортом, около 50% (преимущественно подростков и старшеклассников) уже пробовали наркотики, в 45 раз возросла заболеваемость сифилисом у юношей и девушек 14-16 лет. В конечном итоге оказывается, что темы возрастания смертности в подростковом возрасте сравнимы с этим показателем для возрастной группы 65-70 лет!
В период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4-5 раз, и в результате только 6-8% выпускников общеобразовательной школы могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, а 42% - хронические заболевания. Налицо деградация молодого поколения страны, и вместо свойственной предыдущим десятилетиям акселерации в настоящее отмечается децелерация (обратный процесс), так что за последние годы количество низкорослых в этом контингенте населения возросло в 20 раз! Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ в начале 90-х годов исследовавшие уровень жизнеспособности различных наций и государств по пятибалльной шкале, оценили этот показатель для России в 1,4 балла - это уровень, ниже которого и начинается необратимая деградация страны. Низкое качество здоровья выпускников школы самым непосредственным образом сказывается на производственном потенциале и обороноспособности страны.
Еще одним важным следствием низкого уровня здоровья молодежи является всё возрастающая доля детей, рождающихся с врожденными нарушениями. Так, по мнению специалистов, в последнее десятилетие ежегодный прирост числа новорожденных с наследственной патологией таков, что, если не остановить эту тенденцию, то к 2030 году для их обучения обычные школы уже будут не нужны, а потребуются лишь специальные школы для детей с дефектами развития! В настоящее время накапливается все больше данных, показывающих, что решение вопроса о здоровье учащейся молодежи – это проблема прежде всего педагогическая.
Практика все настойчивее убеждает в том, что здоровье – категория не медицинская, медицинской категорией является болезнь. Здоровье – показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате образования. Необходимо отметить, что в федеральном законе “Об образовании”, устанавливающем социальные гарантии реализации прав граждан на образование, отмечается: “Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников”. И далее: “Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом данного образовательного учреждения”. К сожалению, декларируемое законодательно право каждого обучающегося на обеспечение здоровья в образовательном учреждении не подкрепляется практически. На наш взгляд, это во многом обусловлено тем, пока наше образование слабо ориентировано на воспитание у человека приоритета здоровья как одной из важнейших человеческих ценностей. В результате же за свое обучение ребенок, учащийся платит исключительно дорогую цену.
Неслучайно поэтому на слушаниях Государственного собрания Российской Федерации в 1996 году, были приведены данные, позволившие парламентариям прийти к выводу о том, что нынешнее состояние системы образования в России является одним из главных факторов, угрожающих национальной безопасности страны. Несмотря на то, что на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, гигиенических, экологических и других факторов, ведущими, форсирующими различные предпатологические и патологические состояния специалисты считают условия воспитания и обучения. Отсюда становится понятным, что от того, насколько учебно-воспитательная нагрузка адекватна возрастным и познавательным возможностям детей, во многом зависит их развитие, психическое и физические благополучие. Вместе с тем, именно условия школьного обучения и воспитания в настоящее время рассматриваются одним из основных факторов риска здоровья учащихся. Неслучайно поэтому многие ученые и педагоги считают, что пока в отечественном образовании, несмотря на декларируемую его “гуманизацию”, образовательная среда все еще опасна для здоровья ребенка.
К факторам риска здоровья учащихся в образовании следует отнести такие обстоятельства, как перегрузка учебных планов; авторитарно-продуктивный стиль обучения, ведущий к диктату педагога и делающий школьника пассивным потребителем информации, а не заинтересованным участником образовательного процесса; психология взаимоотношений ученик-учитель и ученик-ученик, гиподинамия, отсутствие в обучении учета индивидуально-типологических особенностей учащихся, низкий уровень культуры поведения, слабо поддающийся контролю объем заданий для самостоятельной работы и т.д. С этих позиций снижение показателей уровня здоровья в процессе обучения следует рассматривать как вполне закономерное явление, а воспитание культуры здоровья на всех этапах обучения должно проходить красной нитью через весь образовательный процесс.
Сегодняшняя ситуация в школе должна рассматриваться через два приоритетных принципа: “Не навреди” и “Ребенок – это личность”. Такая позиция определяет совершенно новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в школе. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в школе очень сложно по ряду объективных причин. Личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда может быть полноценно сформирована лишь только в случае использования системы ресурсов, необходимых для ее эффективного функционирования.
В нашей школе используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются разнообразные средства (ресурсы), необходимые для потенциального формирования и развития личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды, которая включает в себя следующие компоненты:
  • здоровьеобразовательная деятельность для учащихся;
  • здоровьесберегающая деятельность педагогических работников;
  • здоровьеохранная административно-хозяйственная и инспекционно-контрольная деятельность школы;
  • медико-реабилитационная деятельность медицинских специалистов.
Целью здоровьеобразовательной деятельности является формирование у учащихся знаний, умений и навыков о здоровье, здоровом образе жизни и основах обеспечения жизнедеятельности.
Здоровьесберегающая деятельность педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов:
  • дифференцированное обучение;
  • внедрение личностно-ориентированных образовательных технологий.
В школе здоровьесберегающая деятельность педагогических работников заключается в следующем:
  • рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году;
  • применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • организация двигательного режима на уроке: физкультминутки, эмоциональная и мышечная релаксация, возможность перемещения по классу, смена статической позы на динамическую, профилактика зрительного утомления и др.;
  • во внеурочной деятельности организованы подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные мероприятия, общешкольные соревнования и Дни Здоровья, самостоятельные занятия физкультурой;
  • осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов начальной школы (игротерапии, музыкотерапии, цветотерапии, дыхательной гимнастики, профилактики общего и зрительного утомления, эффективного проведения динамических пауз и др.);
  • систематическая работа по профилактике употребления ПАВ и формированию установки на ЗОЖ;


  • ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.11.28 | Просмотров: 1646

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340