Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Мой Деньв клубе практической психологии
Автор(ы): Калашникова Лариса Владимировна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ранняя юность – это возраст, когда наиболее активно идет процесс самопознания и самоопределения, строится Я-концепция человека. Это совсем нелегко – понять себя, свои чувства и желания, определить приоритеты и ценности, сделать важные жизненные выборы. Результаты внутренней рефлексивной работы должны быть проверены, подтверждены в диалоге с другими. Клуб практической психологии – это одна из форм работы со старшеклассниками, которая позволяет целенаправленно расширять самосознание участников, создает условия для их личностного самоопределения. Помощь юношам и девушкам в поиске своей идентичности является одной из важнейших задач клуба. Но наиболее выпукло такая возможность выступает на примере специальной клубной встречи – личного “дня” одного из участников. “Мой День” в клубе - это занятие, в фокусе которого оказывается личность только одного человека. Это предоставляемая ему возможность презентации себя как на поверхностном, внешнем, ролевом, так и на глубоко личностном уровне, и не только вербально, но невербальными, образными средствами, а также на уровне действий и поступков. Кроме того, такая процедура дает участнику в концентрированном виде материал для личностного самоопределения через разнообразные формы обратной связи от каждого члена группы. Цели занятия “Мой День” - 1) расширение самосознания старшеклассников через получение обратной связи (вербальной и невербальной) от группы; 2) развитие коммуникативных навыков (самораскрытие, самопрезентация, слушание, диалог). Подготовка к такой встрече начинается заранее. Определяется участник, который готов к самораскрытию и принятию обратной связи (исключительно по желанию). Затем ведущие клуба обсуждают с “героем дня”, как именно он хотел бы себя представить, о чем хотел бы рассказать, чем поделиться, какую информацию о себе получить. Продумывается “образ” встречи, он может быть предложен “героем” или создается совместно с ведущими. “Образ” встречи – это метафора, передающая важные личностные характеристики “героя”, его индивидуальность, а иногда – особенности восприятия этого человека другими. В соответствии с образом продумывается внешнее оформление, подбирается музыка, фрагменты из фильмов, мультфильмов, способствующие созданию соответствующей атмосферы. Иногда участники готовят специальные костюмы (так, например, Саша, “героиня” встречи “Чайная церемония”, была одета в “кимоно”, с “японским” макияжем и веером в руках – см. Приложение). Костюмы или материалы для их импровизированного создания могут потребоваться, чтобы продемонстрировать разные “субличности” или роли “героя”. Многие старшеклассники хотят иметь возможность в буквальном смысле “видеть себя со стороны”, поэтому предварительно делается видеосъемка (как правило, это часть самопрезентации). Для этого используются задания типа “Неоконченные фразы”, “Я люблю – я не люблю”, “Неизвестные факты из моей жизни”, “Автобиография” и другие. Каждое занятие, как правило, включает в себя в той или иной форме следующие ключевые моменты: “История” героя – это его размышления, воспоминания, оценки событий своей жизни, попытки структурировать свое прошлое, обнаружить причинно-следственные связи между событиями. Это поиск ресурсов и осмысление жизненного опыта. Кроме того, это рефлексия по поводу наиболее значимых людей и их личностных “вкладов” в героя встречи. “Я сейчас” – мысли о себе сегодняшнем, образ себя “здесь и теперь”. Это может быть монолог, ответы на вопросы группы или символическое самовыражение (через стихи, музыку, движение, рисунок, агитационное выступление во время “предвыборной кампании” и т. п.). Обратная связь от группы может даваться, по желанию героя, по разным поводам и в разном виде. Героя может интересовать, каким его видят другие, при этом он может выбрать, хочется ли ему сегодня поддержки, позитивного видения или, наоборот, необходима доброжелательная критика. Форма подачи обратной связи – как прямая, вербальная (процедуры типа “Золотой стул”, “Цветной стул”, “Черный стул” и подобные), так и образно-символическая (словесные ассоциации, рисунки, пластилиновые символы и т.д.). Герой может интересоваться своим статусом в группе, тогда возможно использование различных социометрических процедур (например, “Пространственная социометрия”). Естественно, группа должна быть достаточно зрелой, доброжелательной, способной к поддержке и знакомой с правилами обратной связи. “Проекция в будущее”. Главнейшая характеристика возраста ранней юности – ориентация...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.11.30 | Просмотров: 1189
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|