Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
ТРИЗ в рисовании и ознакомлении с окружающим - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

ТРИЗ в рисовании и ознакомлении с окружающим


Автор(ы): Попова Эльвира Ивановна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Сейчас уже никто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. При серьезной теоретической подготовке воспитателей и систематической работе с детьми главные задачи ТРИЗ – педагогики выполняются. А задачи эти тесно перекликаются с современной концепцией формирования творческой личности. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам думает об этом. Пригласить его к рассуждению, и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
Содержание педагогической технологии базируется на «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, Программе ТРИЗ – Альтшуллера, вместе с тем предусматривается расширение и усложнение программных задач.
Наша цель: воспитать творческую, эстетически развитую личность, духовно богатую, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.
Основные задачи:
  • Воспитать качества творческой личности;
  • Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:
    • развитие воображения
    • оригинальность мышления
    • способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации
  • Знакомить с основными графическими изображениями в нетрадиционной технике работы с помощью нетрадиционных инструментов и материалов.
Новизной исследования является то, что для всех групп составлен перспективный план и разработаны конспекты занятий по данной теме.
Практическая значимость педагогической технологии заключается в том, что система знаний, разработанных и апробированных нами, может быть использована в практике работы педагогами ДОУ, а также для работы с ребенком в семье. Предложенный материал поможет педагогам разнообразить изобразительную деятельность детей, их применение будет способствовать формированию творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Представленные разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, граттаж и др., помогут педагогам всесторонне развивать личность ребенка.
Конспекты занятий построены с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста, с опорой на уже имеющиеся навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематического материала: литературного, игрового – позволяют сделать занятия доступными и интересными.
Учебный план на год
Вторая младшая группа в неделю 4 занятия, в год 34 занятия
Средняя группа в неделю 4 занятия в год 34 занятия
Старшая группа в неделю 4 занятия в год 34 занятия
Подготовительная группа в неделю 4 занятия в год 34 занятия
Примечание: в январе в детском саду проводятся двухнедельные каникулы, поэтому в этом месяце проводятся 2 занятия.
На своих занятиях мы использовали следующие нетрадиционно-графические техники:
  • «Пальцевая живопись». Краска наноситься пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и ставиться вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца.
  • «Монотипия». Краска наноситься на целлофан или кусочек бумаги, стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наноситься изображение, и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, разворачивается и краска наноситься только на одну сторону листа, затем лист складывается пополам и изображение получается как бы зеркальное.
  • Кляксография. Ребенок капает краску с кисточки на листок бумаги. Затем, поворачивая лист в разные стороны, смотрит как «гуляет» капелька, и на что похоже изображение. Разновидность: с кисточки накапать краски на листок бумаги, затем лист накрыть другим листом бумаги и прижать. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что похоже.
  • Рисунок наноситься свечой, получается «волшебный рисунок» – он есть и его не видно. Затем на лист наноситься тушь или краска – и рисунок проступает на цветном фоне.
  • Тычок жесткой полусухой кистью. Кисточку опускают в гуашь и ударяют ею по бумаге, держа кисточку вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
  • Рисование по мокрой бумаге. Лист смачивается чистой водой, а потом кистью наноситься изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.
  • Оттиск поролоном. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. В старших группах дети тонкой кисточкой дорисовывают детали.
  • Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Краску можно также разбрызгивать с помощью зубной щетки и палочки.
Рисовать можно перышком, например, очень красивая получается трава; поролоновой палочкой, ватной палочкой: закрашивать, прорисовывать мелкие детали, рисовать узоры ; штамповкой из поролона: птицы, деревья, животные; оттиск пробки: цветы, катушка из-под ниток разного размера с наклеенным поролоном – колеса для машин, узоры; пуговицами: узоры; ключами: цветы и т.д
Темы занятий для детей второй младшей группы
Занятие 1. Что я видел по дороге в детский сад? (Кляксаография)
Занятие 2. Нарисуй цветок. (Пальчиком)
Занятие 3. Яблоко. (Поролоновой штамповкой)
Занятие 4. Капуста для зайчика. (Прием клубочка)
Занятие 5 Ковер из листьев. (Штамповка)
Занятие 6. Украсим тарелку. (Пальчиком)
Занятие 7. Платье для куклы. (Обводка силуэта платья на цветной бумаге)
Занятие 8. Щенок. (Метод тычка)
Занятие 9. Птицы полетели в теплые края. (Штамповка)
Занятие 10. Зайчик. (Прием рисования клубочком)
Занятие 11. Моя мама. (Рисование человека)
Занятие 12. Моя машина. (Превращение геометрических фигур в машину)
Занятие13. Лес. (Штамповка)
Занятие 14. Мячик. (Закрашивать мяч, наклеенная на лист бумаги шерстяная разноцветная нитка в форме мяча)
Занятие 15. Снег идет. (Кисточкой – ритмичные мазки под музыку)
Занятие 16. Украсим елочку. (Метод тычка)
Занятие 17. Снеговик. (Прием рисования клубочком)
Занятие 18. Птичка,с которой дружит снеговик. (Прием рисования клубочком)
Занятие 19 Цыпленок. (Метод тычка)
Занятие 20. Мы гуляем по поселку. (Кляксография)
Занятие 21. Рыбка. (Рыбок воспитатель рисует свечкой, дети закрашивают лист бумаги)
Занятие 22. Салют. (Метод тычка)
Занятие 23. Цветы маме. (Метод тычка)
Занятие 24. Волшебный кружок. (Превращение кружка в солнышко)
Занятие 25. Птицы прилетели. (Скворечник воспитатель рисует свечкой, дети закрашивают лист бумаги кисточкой)
Занятие 26. Покормим петушка. (Пальчиком)
Занятие 27. Мы рисуем, что хотим. (При рисовании использовать различное оборудование)
Занятие 28. Сарафан для лисы. (Пальчиком)
Занятие 29. Ежик. (Иголки карандашом, силуэт ежика из вырезан из ткани наклеен на лист бумаги)
Занятие 30. Кошка. (Метод тычка)
Занятие 31. Одуванчик. (Метод тычка)
Занятие 32. Божья коровка. (Пальчиком)
Занятие 33. Это я, э тоя, это вся моя семья. (Воспитатель рисует круг, дети вокруг круга- солнышка делают оттиск своей ладошки)
Занятие 34. Мы рисуем, что хотим.
Темы занятий для детей средней группы
Занятие 1. Веселый детский сад. (Кляксография)
Занятие 2. Астры в вазе. (Метод тычка)
Занятие 3. Репка. (Поролоновая штамповка)
Занятие 4. Яблоки. (Рисование яблок поролоновыми палочками)
Занятие 5. Осенний парк. (Техника монотипия)
Занятие 6. Птицы осенью. (Штамповка)
Занятие 7. Рябина. (Ветка рябины кисточкой, ягоды пальчиком)
Занятие 8. Поможем зайцу найти друзей. (Метод тычка)
Занятие 9. Дома. (Превращать геометрическую фигуру в дом)
Занятие 10. Транспорт. (Геометрическую фигуру в машину, штамповка – колеса)
Занятие 11. Дорожка для барышни. (Пальчиками)
Занятие 12. Моя мама. (Учить рисовать фигуру человека)
Занятие 13. Гусь. (Метод тычка)
Занятие 14. Гигиена глаз. (Рисуем лицо человека)
Занятие. 15. Снег идет. (Техника набрызг)
Занятие 16. Елочка. (Пальчиковая живопись)
Занятие 17. Домовенок Кузя.
Занятие 18. Зимний лес. (Штамповка)
Занятие 19. Платье для куклы. (Набрызг)
Занятие 20. Птицы зимой. (Метод тампонирования)
Занятие 21. Снеговик. (Метод тампонирования)
Занятие 22. Самолеты летят. (Свеча, штамповка)
Занятие 23. Подарок маме. (Использование различного нетрадиционного оборудования)
Занятие 24. На выставке кошек. (Метод тычка)
Занятие 25. Украшение рубашки марийским узором.
Занятие 26. Сказочная птица. (Оттиск ладошки превратить в птицу)
Занятие 27. Веселые капельки. (Кляксография)
Занятие 28. Космос. (Техника монотипия)
Занятие 29. Рыбки плавают в аквариуме. (Рисование по сырой бумаге)
Занятие 30. Игрушка – котенок. (Метод рисования клубочком)
Занятие 31. Бабочки. (Штамповка)
Занятие 32. Одуванчик. (Метод тычка)
Занятие 33. Солнышко лучистое.
Занятие 34. Что мы умеем рисовать. (Использование различного нетрадиционного оборудования)
Темы занятий для детей старшей группы
Занятие 1. Наша группа. (Использование различного нетрадиционного оборудования)
Занятие 2. Сравнение астры и колокольчика. (Оттиск ключа – колокольчик, пробки – астра)
Занятие 3. Катились два яблока: одно веселое, другое грустное. (Штамповка)
Занятие 4. Вкус соленого огурца. (Нетрадиционное оборудование)
Занятие 5. Мое дерево встречает осень. (Нетрадиционное оборудование)
Занятие 6. Придумай новую игрушку.
Занятие 7. Шум осеннего дождя. (Техника – виденика)
Занятие 8. Большой гриб, маленький человечек.
Занятие 9. Волшебная машина. (Превращать отпечаток стопы в машину)
Занятие 10.Фантастический дом.
Занятие 11. Моя семья. (Использование шаблонов, трафаретов)
Занятие 12. Знакомство с марийским художником-иллюстратором З.Ф.Лаврентьевым.
Занятие 13. Чем похожи, и непохожи бурый и белый медведь? (Использование трафаретов, метод тычка, штриховка)
Занятие 14. Рыбы. (Использование рамок Монтессори)
Занятие 15. Елка. (Техника акватушь)
Занятие 16. Какого цвета простуда?
Занятие 17. Городецкий узор.
Занятие 18. Как бы выглядела зимой картина Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Занятие 19. Волшебная птица.
Занятие 20. Волшебное платье.
Занятие 21. Портрет. (Трафарет)
Занятие 22. Какого цвета доброта?
Занятие 23. Встреча весны. (Техника монотипия)
Занятие 23. Какие бы животные вы бы хотели, чтобы жили у нас в уголке природы. (Рисование на камнях)
Занятие 24. Знакомство с профессией ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.11.30 | Просмотров: 4691

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340