Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Модель открытого урока для учителей, работающих в выпускных 9–11-х классах, выпускников и их родителей - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Модель открытого урока для учителей, работающих в выпускных 9–11-х классах, выпускников и их родителей


Автор(ы): Дубасова Татьяна Николаевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одним из нововведений в системе нашего образовательного пространства является Единый государственный экзамен, который сдают выпускники школ. Проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, до сих пор очень активно обсуждаются на различных уровнях как представителями сферы образования, так и выпускниками и их родителями.
Несмотря на самые противоречивые мнения, в эксперимент по введению ЕГЭ вступает все больше учебных учреждений муниципальных образований России.
Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний – традиционной сдачи экзаменов. Поэтому проблема психологической подготовки выпускников к экзамену приобретает особую актуальность и становится одним из приоритетных направлений деятельности психолога.
Если рассмотреть психологическую составляющую ЕГЭ, то можно выделить наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются от выпускников в процессе сдачи ЕГЭ:
  • высокая мобильность и переключаемость;
  • высокий уровень организации деятельности;
  • высокая и устойчивая работоспособность;
  • высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
  • четкость и структурированность мышления;
  • сформированность внутреннего плана действий.
Становится ясно, что процедура прохождения ЕГЭ - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников, предъявляющая особые требования к уровню развития их психических функций. И, следовательно, она требует особой системной работы психолога по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Цель открытого урока.
Познакомить педагогов, учащихся выпускных классов, родителей с психологическими особенностями выпускников, которые могут испытывать затруднения на ЕГЭ и определить стратегию их психолого-педагогического сопровождения.
Задачи открытого урока.
  1. Информирование участников о личностных особенностях учащихся, принципе отнесения к “группе риска”.
  2. Формирование стрессоустойчивости.
  3. Формирование собственного опыта и стиля деятельности на экзамене.
Этапы деятельности психолога по реализации модели психолого-педагогического сопровождения выпускников, сдающих ЕГЭ:
  1. организационный;
  2. диагностический;
  3. психопрофилактический;
  4. развивающий;
  5. аналитический.
Взаимодействие осуществляется с учащимися, родителями, педагогами и администрацией образовательного учреждения.
Для подготовки открытого урока использовались диагностический, психопрофилактический и аналитический способы.
Для определения “группы риска” выпускников были подобраны специальные инструменты психологической диагностики.
Психодиагностический инструментарий для обследования учащихся 9 - 11-х классов в рамках подготовки к ЕГЭ
Название и автор методики Исследуемая психологическая характеристика
. Опросник “Сенсорные предпочтения”, Э. Эйдемиллер Доминирующие информационные каналы
Определение стиля обучения и мышления, П. Торранс 1. Доминирующее полушарие 2. Мышление (образное, логическое)
Тест-опросник Леонгарда-Шмишека Акцентуации характера (гипертимность, застревание)
Восьмицветный тест М. ЛюшераМ. Люшера Характерологические качества(работоспособность, утомляемость)
Методика диагностики тревожности. А. М. Прихожан Эмоционально-характерологические качества (тревожность).
Диагностический этап.
В феврале 2006 года было проведено психологическое диагностическое исследование учащихся параллели 9 -11-х классов МОУ “СОШ № 7”.
Цель исследования:
Выявить учащихся “группы риска”, которые в силу психологических особенностей могут испытывать затруднения на ЕГЭ и определить стратегию их психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
  1. Проанализировать выявленные личностные особенности учащихся 9 - 11-х классов и ознакомить с ними учителей, учащихся и родителей.
  2. В соответствии с выявленными индивидуальными особенностями учащихся составить рекомендации для учащихся 9 –11 классов, их родителей и педагогов, работающих в выпускных классах;
  3. Информировать администрацию о результатах, полученных в ходе исследования.
  4. Организовать развивающую работу для выпускников.
Обследованием было охвачено 123 учащихся параллели 9 -11-х классов. Полученные данные занесены в протокол диагностики по классам.
Результаты исследования личностных особенностей учащихся позволили выделить семь групп риска.
Характеристика групп риска:
1
. Аудиалы: имеют определяющий доминирующий способ получения и переработки информации аудиальный (слуховой). Они зачастую проговаривают информацию вслух.
2. Кинестетики: имеют определяющий доминирующий способ получения и переработки информации кинестетический (тактильный).
3. Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, несклонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Быстро выполняют, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Они склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Такие дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, не требующими высокой мобильности и переключаемости. Их особенностью часто является невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
4. Правополушарные: у таких детей преобладает активность правого полушария. Они могут испытывать затруднения при необходимости логически мыслить, структурировать, анализировать и сопоставлять различные факты. Им легче выполнять задания гуманитарного характера, чем физико-математического.
5. Застревающие: основательны, зачастую медлительны. Им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Такие дети испытывают трудности при переходе от одного задания к другому
6. Астеники: дети с высокой утомляемостью. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость у астеников связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько психологическую, сколько неврологическую природу.
7. Тревожные: для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую учебную ситуацию, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т. д.).
Дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания обычно просят учителя “посмотреть, правильно ли они сделали”. Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
На открытом уроке вниманию учителей, учащихся и родителей была представлена информация в виде сводной таблицы по группам риска, составленная на основе анализа диагностики.
Сводная таблица результатов диагностики параллели 9 - 11 классов по “группам риска
(пример - приложение 1)
Кол. уч-ся,чел. АудиалыЧел. % Кинесте-тики Чел. % Гипер-Тимные
Чел. %
Застрева-ющиеЧел. % Правопо-лушарныыеЧел. % АстеникиЧел. % Тревож-ные Чел. %
123 2721% 17 14% 3730% 28 23% 4133% 2420% 17 14%
Анализ групп риска позволил выделить несколько подгрупп:
I подгруппа - учащиеся, не вошедшие в группу риска ни по одному критерию
II подгруппа учащиеся, относящиеся к группе риска по одному критерию
III подгруппа - учащиеся, относящиеся к группе риска по двум критериям
IV подгруппа учащиеся, относящиеся к группе риска по трем и более критериям.
Сводная таблица результатов диагностики параллели 9 - 11-х классов по подгруппам
1 подгруппа IIподгруппа III подгруппа IV подгруппа
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
8 29 51 35
7% 24% 41% 28%
Психопрофилактический этап
Участники открытого урока познакомлены с характеристикой каждой “группы риска” и возможными трудностями, которые могут испытывать дети при подготовке к ЕГЭ и выполнении заданий на экзамене.
Аудиалы и кинестетики. В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы, ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей-визуалов, одновременно усложняя ее для детей-аудиалов и кинестетиков. Аудиалам можно разрешить пользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух (чтобы это никому не мешало). Стоит продумать, в какое место класса лучше посадить такого ребенка. В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания.
Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса).
Гипертимы. Процедура проведения ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.11.30 | Просмотров: 1678

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340