Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа объединения декоративно-прикладного творчества Декоративные поделки (изделия из древесины) - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Программа объединения декоративно-прикладного творчества Декоративные поделки (изделия из древесины)


Автор(ы): Бунин Игорь Вячеславович, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево.
Используя дары природы, педагог создаёт условия для развития художественно-творческих способностей школьников посредством ремесла как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую творческую личность.
Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них здоровые нравственные начала, любви и уважения к труду.
Занятия в объединении формируют такие черты, как трудолюбие, креативность, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природоматериалом способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей. Необходимо постоянно подчёркивать, что польза леса не только в том, что он даёт многообразное сырьё для промышленности; лес выполняет в природе и другие функции: сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почв, очищает воздух и т.д.
Дерево – один из самых популярных поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами.
Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья.
Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из неё делалось практически всё необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, музыкальные инструменты, мельницы, лодки и многое другое.
Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив её.
Выпиливание и резьба, работа на токарных станках по дереву – это общедоступные, основные виды обработки и способы показать дерево во всей красе.
Выпиливание – один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяет учащимся всех возрастов заниматься выпиливанием.
Художественное выпиливание – это сочетание искусства с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять, готовность трудиться, на воспитание чувства красоты, способность видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни, на приобщении к культуре, рационально использовать свободное время учащихся.
Красота и законченность форм, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий – вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к точению древесины.
Токарная обработка древесины – работа направлена на отношение учащихся к трудовой деятельности, на потребность в труде, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности, самоорганизацию, самостоятельность, самооценку.
Учитывая, что при токарной обработке богаче раскрываются декоративные свойства древесины, создаётся возможность использования древесины широко распространённых пород деревьев, имеющих невыразительную текстуру, а также обрезанных весной ветвей плодовых деревьев, отходов при переработке древесины на предприятиях.
В учебных мастерских обычно имеется 2-4 токарных станка СТД, поэтому количество учащихся в объединении должно быть не более 5-7 человек.
Изучая токарное дело, дети знакомятся и с различными видами отделки точёных поверхностей – выжиганием, аппликацией, резьбой и др.
Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Такие занятия – это сочетание труда мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы.
Учащиеся осваивают наиболее простые виды резьбы по дереву – контурную и геометрическую (трёхгранно-выемчатую). Эти виды резных работ не требуют сложных инструментов, редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом.
Занятия контурной, трёхгранно-выемчатой резьбой играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, так как позволяют приобщить их к художественным традициям своего края, народов нашей страны, воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.
В целях развития фантазии, воображения учащихся целесообразно предложить им дополнять геометрические узоры деталями по собственному предложению.
Натуральные образцы не должны лишь копироваться учащимися, так как это ведёт к воспитанию безынициативных стилистов. С первых занятий следует стимулировать творческий подход к выполнению изделий – опора на важный принцип народного искусства – работу по методу творческого варьирования типовых композиций. Интеллектуальное развитие ребёнка происходит не как усвоение чужого опыта, а как естественная модернизация их собственного опыта, как самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития. Труд не выступает как нежелательная повинность, а организуется как личный интерес, творческий подход к изготовлению изделий. Такой подход способствует развитию у детей творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ учащихся.
Настоящая программа составлена в соответствии с новой программой по трудовому обучению, где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике, к конструированию различных технических устройств, к стремлению овладеть навыками работы в той или иной отрасли, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых рабочих профессий.
В её основу положена технология свободного воспитания. Программа делает акцент на предоставление обучаемым свободы выбора и самостоятельность в большей или меньшей сфере его трудовой деятельности. Осуществляя выбор, учащийся реализует позицию субъекта, идея к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Педагог предлагает ряд заданий, способы изготовления изделий, которые направляют работу обучаемого в нужное русло, но внутри каждого задания школьник абсолютно свободен. Обучаемый имеет право на ошибку, но она является лишь ступенью познания с помощью педагога, отказавшегося от методов принуждения и форм подавления достоинства ребёнка.
Мастер-педагог – для учащегося, а не обучаемый для мастера. В работе характерно сотрудничество педагога со школьниками, сотворчество, совместный поиск.
Цель данной программы:
  • создание условий, обеспечивающих независимый выбор школьником поступков, способов, деятельности, творческих возможностей;
  • воспитание созидательных качеств;
  • раскрыть и развить потенциальные особенности, заложенные в ребёнке.
При планировании работы на учебный год упор следует делать на практические занятия. Сам характер ремесла таков, что премудрости начинающие могут усвоить только “через руки”. С первых дней занятий учащихся надо приучать к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материала. С самого начала следует так же формировать навыки бережного отношения к инструменту и надлежащего ухода за ним.
Объединение “Декоративные поделки” первого года занятий комплектуется из учащихся 5-6 классов (7-9 учащихся).
Задачи этого года обучения:
  • расширение политехнического кругозора;
  • опираясь на школьную программу, введение технического моделирования;
  • формулирование навыков в графическом изображении при изготовлении изделий / первые модели учащиеся выполняют с помощью шаблонов, а затем и учатся работать по чертежу/;
  • правильное употребление технических терминов и использование их в работе;
  • предоставление обучающимся возможности самостоятельного выбора путей работы, средств для достижения цели, темпа деятельности;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
  • формирование умений и навыков работы с различными материалами и ручными инструментами;
  • создание условий для проявления самостоятельности и творчества при изготовлении изделия, поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок и выходов на природу;
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость;
  • прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитание культуры труда и эстетическое просвещение.
Для учащихся первого года занятий рекомендуется использовать групповую /фронтальную/ форму организации работы, при которой все одновременно выполняют одно задание, но на разных изделиях. Объяснения руководителя относятся ко всем обучаемым, и воспринимается ими одновременно, причём знания не даются, а выстраиваются и каждый учащийся имеет возможность к достижению цели своим путём.
Программа второго года занятий строится и служит непосредственным продолжением программы для начинающих. Комплектуется из учащихся 5-7 классов (по 5-7 школьников в звене), уже обладающих знаниями и навыками в объёме программы первого года занятий под руководством педагога или самостоятельно полученных дома, школе.
Задачи года обучения:
  • развитие пространственного мышления;
  • создание условий для свободного воспитания и обучения, для реализации позиции субъекта;
  • использование личного примера педагога в творческом подходе к решению проблем;
  • дальнейшее расширение и углубление знаний в области технологии;
  • удовлетворение интересов школьников к работе и развитие его до сознания потребности;
  • создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
  • помогать детям, в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
  • добиваться от учащихся качественного изготовления и отделки, как самой детали, так и всего изделия в целом;
  • ознакомление с основами конструирования и моделирования;
  • продолжение формирования умений и навыков работы с различными материалами;
  • продолжение занятий, как с ручными инструментами, так и на станках;
  • проведение учащимися самопроверки и самооценки своего изделия.
Планируя практические работы обучаемых второго года занятий, необходимо иметь в виду, что не обязательно изготовлять все работы, указанные в примерном тематическом плане и программе. Достаточно в течение учебного года изготовить одну-две сложные вещи.
В занятиях рекомендуется использовать сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы.
Наиболее подготовленные учащиеся первого и второго годов занятий могут участвовать в районных и городских выставках.
Объединение третьего года обучения. Он комплектуется из учащихся 6-9 классов (по 3-5 школьников в звене), уже активно занимавшихся в этом объединении и прошедших тестирование в конце второго года.
Программа третьего года обогащается элементами профессиональной подготовки, деятельность обучаемых – творческая работа, отражающая в значительной мере уровень и глубину полученных учащимися знаний и навыков.
Задачи этого года обучения:
  • уважение права обучаемого быть не похожим на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность, творчество;
  • создание условий для гармонического сочетание интеллектуального, эстетического, практически-трудового аспектов образования;
  • ставка на самостоятельность, самодеятельность кружковцев, обеспечение сотрудничества в работе.
Рекомендуется использовать индивидуальную форму работы с использованием своих – творческих – проектов. Учащиеся сами, с учётом увлечений и потребностей определяют конструкции, над которыми они будут работать в течение всего учебного года. Это уже творчески самостоятельная группа, в которой руководитель выполняет роль главным образом технического консультанта, старшего товарища.
Программа составлена на основе опыта учебно-воспитательного процесса, с методами решения творческих задач и рассчитана на три года обучения.
Деятельность объединения “Декоративные поделки” носит поисковый характер. На занятиях руководитель предлагает детям ситуации, выдвигает задачи, которые решаются в ходе работы самостоятельно. При подборе группы учащихся для занятий необходимо учитывать интересы и соблюдать принцип добровольности.
На 1 год занятий отводится
  • 144 учебных часа, 4 часа в неделю /2 по 2/;
  • на 2 год – 216 уч.часов, 6 часов в неделю /3 по 2 или 2 по 3/;
  • на 3 год – 324 уч.часов, 9 часов в неделю /3 по3/.
По каждой теме, входящей в программу, даётся сумма теоретических сведений и перечень практических работ.
Теоретическую работу с обучающимися лучше ограничить краткими беседами /не более 10-15 минут/ и пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа, которая имеет общественно полезную направленность, что как видно из самого названия объединения – “Декоративные поделки”. Она состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу.
Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. /См. Приложение 3/
Особое место в работе объединения занимают экскурсии. Они служат развитию познавательного интереса детей, являются средством общения, позволяют выбрать объекты для работы.
Одним из показателей успеха в работе является участие обучаемых в различных выставках и беседах, конкурсах и соревнованиях. Руководитель объединения обязан заранее познакомиться с планом массовых мероприятий, а в группах целесообразно обсудить возможность участия в тех или иных делах, наметить конкретный план подготовки к такому участию. /См. Приложение 4/
По окончании работы, на заключительном занятии, руководитель подводит итоги учёбы за год и анализирует успехи и неудачи каждого члена объединения, вносит предложения, но не навязывает их. Лучшие работы представляются на отчётную выставку изделий. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться самими школьниками. /См. Приложение 5/
Учитывается: - возраст воспитанника;
- общественная значимость поделки;
- художественная ценность изделия;
- качество исполнения данного предмета;
- элементы творчества в работе, самостоятельность.
Для успешного выполнения целей и задач, поставленных в плане учебно-воспитательной работы, необходимо использовать такую систему знаний, которая обеспечила бы достижения их с наибольшим эффектом.
Из двух систем занятий – рецептурно-подражательной (репродуктивной) и познавательно-творческой – вторая система более эффективна. Однако надо не забыть, что при проведении занятий на творческой основе всегда присутствует воспроизводящий труд, который сочетается с трудом творческим.
Это и понятно, так как немыслимо творчество без знаний и навыков. Следовательно, знания и навыки – необходимое условие для творчества, а труд, воспроизводящий и творческий, неразрывно связаны друг с другом. Однако в младших группах обучения будет преобладать труд воспроизводящий.
Творчество детей надо развивать постепенно. В группах младшего возраста главное внимание обращается на привитие знаний, умений и навыков и по мере их приобретения у ребят появятся возможность создания изделия, которому свойственна новизна.
В ходе выполнения данной программы объединения учащиеся приобретают и закрепляют знания и умения:
  • представление о современных производствах;
  • проявление любви к природе, бережного отношения к ней;
  • интерес и желание самому выполнять изделия, проявлять выдумку, фантазию и смекалку;
  • проявление приоритетных качеств личности: трудолюбие, доброта, совесть, достоинство, гражданственность;
  • умение различать целлюлозно-бумажные, текстильные, дерево- и металлообрабатывающие, машиностроительные, химические материалы;
  • умение определять основные свойства ткани, дерева, металла, пластмассы, полуфабрикатов;
  • определять в машине двигатель, передаточные механизмы, представлять устройство станка;
  • работать по чертежу и технологической карте;
  • работать различными ручными и чертёжными инструментами;
  • знание приёмы работы с этими орудиями труда;
  • умение конструировать, планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;
  • умение вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку своего трудового изделия, его полезность;
  • стремление к художественной ценности изделия;
  • осуществление технологических процессов: разметку, сгибание, резание, формовку, монтаж, отделку;
  • умение находить поиск путём преодоления трудностей;
  • умение доводить начатое дело до конца;
  • соблюдение основные требования санитарии, гигиены, культуры труда, техники безопасности;
  • конструирование, изготовление поделки для выставок;
  • проявление технического творчества, самостоятельности, фантазии и воображения. /См. Приложение 6/
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
  • рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
  • итоговой - проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Сроки выполнения программы динамичны, что обеспечивается возможностями учреждения дополнительного образования, возможной материальной поддержки объединения её членами, местными условиями.
Руководитель объединения в зависимости от этого может вносить в программу изменения:
  • Сокращать или увеличивать объём материала по отдельным темам;
  • Включать дополнительные теоретические сведения и практические работы.

П Л А Н
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА “ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОДЕЛКИ”

№ по порядку Разделы Кол-во часов по году обучения
1 год 2 год 3 год
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Организационный период (до 10 дней)Вводное занятие
Художественное выпиливание
Художественная обработка древесины
Комбинация древесных материалов
Начальное моделирование
Азбука геометрической резьбы
Принципы токарной обработки деталей из древесины
Творческая работа
Экскурсии
Выставки, соревнования и беседы
Заключительное занятие
-
2
78
16
16
12
-
-
-
6
12
2
-
3
66
-
-
-
9
24
84
12
15
3
-
3
-
-
-
-
-
-
273
118
27
3
И т о г о : 144 216 324

ПЕРВЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ

Примерный тематический план

Тема Количество часов
всего теоретические занятия практические занятия
1. Организационный период (до 10 дней)2. Вводное занятие
3. Художественное выпиливание
4. Художественная обработка древесины
5. Комбинация древесных материалов
6. Начальное моделирование
7. Экскурсии
8. Выставки, соревнования и беседы
9. Заключительное занятие
-
2
78
16
16
12
6
12
2
-
2
4
2
2
2
3
-
2
-
-
74
14
14
10
3
12
-
Итого: 144 17 127

Примерный теоретический материал

1. Набор звена. Запись в объединение 1-го года начинают с 1 сентября, т.е. после возвращения школьников с каникул. В целях пропаганды и наглядности содержания работы в мастерской, т.е. там, где проводится запись, руководитель организует небольшую выставку изделий обучаемых. Запись проводится в часы, указанные в объявлении. Прежде чем записать новичка, руководитель беседует с ним. Эта беседа должна протекать примерно по такому плану: возраст, класс, успеваемость, местожительство; в какие кружки записался, в каких занимался (занимается), сколько времени, почему бросил, зачем идёт в объединение и т.д.. Записав новичка, надо не только устно сообщить ему день и время первого занятия, но и вручить ему карточку (уведомление), в которой написаны наименование объединения, дни и часы занятий, а также фамилия, имя и отчество руководителя.
2. Вводное занятие. Организационный момент. Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Деревообработка – одна из древнейших профессий. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Правила внутреннего распорядка. Демонстрация изделий ранее выполненных в этом объединении.
3. Художественное выпиливание. Чертёжные инструменты. Виды и приёмы выполнения разметки. Общее понятие о производстве пиломатериалов. Изготовление фанеры. Свойства бумаги, картона, древесины. Основные ручные инструменты для работы в объединении. Назначение и устройство лобзика и приспособлений, применяющихся при выпиливании лобзиком. Виды клея и технология изготовления соединений на клею. Технология обработки поверхностей масляными лаками. Выпиливание из фанеры лобзиком изделий с прямолинейными и криволинейными вырезами. Отделка изделий выжиганием.
4. Художественная обработка древесины. Рациональная разметка древесины. Приёмы пиления. Правила безопасности труда. Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров готового изделия. Водные красит...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.01 | Просмотров: 2887

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340