Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация учебной деятельности на основе учебных стилей - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Организация учебной деятельности на основе учебных стилей


Автор(ы): Векшина Надежда Захаровна, учитель географии и экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В личностно-ориентированном подходе в обучении особая роль принадлежит индивидуальному подходу к каждому ученику. Но учителя-практики хорошо знают, как сложно это осуществить в рамках урока, чтобы достичь положительных результатов и не вызвать отрицательных эмоций к предмету, учителю, школе.
Для решения этого вопроса американские и английские педагоги предложили обучение на основе разных учебных стилей. Интересный подход к решению задачи по приведению содержания и методов обучения в соответствии с различными учебными стилями предложил американский педагог А. Грегорк (см. Gregorс A.F. Inside style: Questions and Answers. Maynard, MA: Gabriel Systems, 1985; An adult’s quide to style. Maynard, MA: Gabriel Systems, 1982). Он выделил четыре учебных стиля:
  • конкретно-последовательный (далее КП);
  • абстрактно-последовательный (АП);
  • конкретно-разбросанный (КР);
  • абстрактно-разбросанный (АР);
Каждый из них по-своему важен и нужен в учении: “хороших” и “плохих” стилей нет. Есть доминирующий (предпочитаемый), промежуточный (близкий к доминирующему), сопутствующие стили.
Если у ученика два доминирующих стиля, то ему легче приспособиться к разным стилям преподавания учителей. Конфликтологи отмечают, что одной из существенных причин непонимания и конфликтов между учеником и учителем на уроке часто бывает “несостыковка” учебного стиля ученика и стиля преподавания учителя.
У каждого стиля есть положительные стороны и слабые стороны. Поскольку в большинстве моих классов преобладали учащиеся с конкретно-последовательным стилем учения, то приведу пример с характеристиками данного стиля (КП).
Положительные стороны учащегося с данным стилем обучения: аккуратный, с деловыми качествами, развитым физическим восприятием времени и пространства, повышенным вниманием к деталям, придает большое значение фактам, имеет целенаправленное практическое мышление, предпочитает работать в спокойной, хорошо организованной обстановке, четко выполняет все в сроки и хотел бы иметь конкретные временные сроки (рамки) и “пошаговый” план деятельности.
Слабые стороны: трудно ориентируется в новой обстановке, если меняются привычные условия, желание найти правильный ответ, если не может его найти, то сильно огорчается, прекращает работу, критически настроен к тем, кто не относится к этому стилю, низкая толерантность к иному мнению, невнимание к потребностям других, предпочтение работать с предметами, а не с людьми.
Учащиеся с этим стилем достигают наивысших результатов в учебе в том случае, если учитель использует следующие методы учебной деятельности:
  • решение практических проблем (механических и технических задач);
  • выполнение практических (реальных) задач;
  • задания, предусматривающие получение конкретных результатов
  • (изготовить конструкцию, модель);
  • использование компьютера и любые задачи, требующие собрать,
  • начертить, сделать, классифицировать, построить, измерить,
  • рассортировать;
  • нужны четкие указания и инструкции.
Для успешной работы необходимо:
  1. Определить свой собственный стиль;
  2. Определить индивидуальные стили учителей-предметников, работающих на параллели;
  3. Определить стили учащихся классов с целью выявления предпочтений, т.е. условий и путей, что позволяют им легче учиться.
Для определения стилей используется матрица-определитель А.Грегорка (см. образец в ж. “Школьные технологии”, №5, 1998 г.).
Обучение на основе учебных стилей позволяет реализовать ряд принципов:
  • принцип приспособления. Суть его в том, чтобы приспособить содержание урока к учебному стилю ученика (рекомендуется использовать для слабоуспевающих учащихся, т.к. у них развивается уверенность в своих силах).
  • принцип варьирования. Содержание обучения или смешивать стили преподавания и стили учения. Используя доминирующий стиль, учитель может развивать другие, слабо проявляющиеся стили.
Получив новые классы, начинаю работу с учебными стилями так:
  • Выявляю учебные стили по определителю А.Грегорка;
  • Комплектую группы КП, КР, АР, АК (может быть несколько групп одного стиля: КП-1, КП-2, КП-3 и т.д.);
  • Готовлю карточки-задания (для абстрактников - задания творческие, без инструкций, нестандартные, тогда как конкретникам даются четкие, конкретные задания, с обязательным планом, инструкцией, сроком выполнения).
Приведу пример карточек-заданий по теме: “Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Архангельской области”:
  • Группа КП-1. Прочитать §3, 4, выполнить задание по выявлению тектонических структур в Архангельской области.
(Тектоническая структура>время образования). Сделать выводы.
  • Группа КП-2. Что представляет собой рельеф области? Какая связь существует между тектоническим строением и рельефом?(Тектоническая структура>формы рельефа). Сделать выводы.
  • Группа КП-3. Выяснить, какие полезные ископаемые добывались на Русском Севере.
  • Группа АП. Зная тектоническое строение области, спрогнозируйте, какие полезные ископаемые могут быть на ее территории, составьте схему классификации горных пород по происхождению, приведите примеры. Из коллекции горных пород выберите примеры образцов.
  • Группа АР. Хорошо знакомы Куртяевские минеральные источники. Напи...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.02 | Просмотров: 1114

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340