Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психология общения на уроке
Автор(ы): Гиреева Юлия Михайловна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одной из задач работы школьной психологической службы является оптимизация образовательного процесса (оказание помощи педагогам в отборе содержания и методов обучения конкретных учащихся, выбор средств индивидуального подхода к ним не основе психологических знаний), а так же просветительская деятельность и популяризация психологических знаний. Исходя их этого, мы предлагаем вашему вниманию работу, которая по нашему мнению может способствовать оптимизации учебного процесса. Она заключается в предоставлении учителям психологической информации, о том, как сделать общение с учащимися более эффективным, как избежать неадекватных реакций на замечание учителя и т.д. Материал предоставляется в условиях педагогического совета по теме “Физическое и психическое здоровье учащихся и педагогический процесс”. Педагогический совет “Физическое и психическое здоровье учащихся и педагогический процесс” Тема: “Психология общения на уроке” План: 1) Результаты проведения диагностики в 6–8-х классах, направленной на выявление трудностей в процессе социализации детей (примечание: цифры приведены для примера): а) трудности в личностном развитии учащихся и выявление причин их возникновения; б) проблемы в межличностном взаимодействии учащихся (школа) и выявление причин их возникновения. 2) Организация коррекционной и развивающей работы, направленной на устранение выявленных трудностей: а) проведенная работа в 1 четверти и ее результаты; б) планирование дальнейшей работы (работа психолога с учащимися и их родителями, работа с учителями). Результаты диагностики: Параллель 6-х классов Диагностические методики: “Дом, дерево, человек, “Несуществующее животное”, “Самооценка психических состояний” (по Г. Айзенку) Агрессивность (высокий уровень): на 1 месте 6 “В” (46%), на 2 месте 6 “А” (4,5%), в 6 “Б” не выявлено. Фрустрация (высокий уровень): на 1 месте 6 “В” (19%), на 2 месте 6 “Б” (11,8%), на 3–6 “А” (4,5%). Тревожность (высокий уровень): на 1 месте 6 “А” (27,7%), на 2 месте 6 “Б” (23,5%), на 3–6 “В” (10%). Ригидность (высокий уровень): на 1 месте 6 “Б” (11,8%), на 2 месте 6 “Б” (10%), на 3–6 “А” (9,1%). 6 “А”: низкий уровень агрессивности, фрустрации, тревожности, ригидности характерен в среднем для 23,9%, средний для 64,8% 6 “Б”: низкий уровень агрессивности, фрустрации, тревожности, ригидности характерен в среднем для 29,45%, средний для 58,825% 6 “В”: низкий уровень агрессивности, фрустрации, тревожности, ригидности характерен в среднем для 39,9%, средний для 40,9%. Причина возникновения высокого уровня агрессивности, фрустрации, тревожности, ригидности в 6-х классах На основании результатов полученных в результате проведения теста “Дом, дерево, человек” и “Несуществующее животное”, можно сделать вывод: причиной возникновения высокого уровня агрессивности, фрустрации, тревожности, ригидности в 6-х классах в большинстве случаев является недостаток эмоциональной теплоты в социальном окружении особенно в домашнем кругу. В связи с этим и вышесказанным можно предложить: Проведение родительского собрания на тему “Эмоциональная теплота дома и развитие ребенка”. В 6 “В” и 6 “А” такие собрания были проведены и планируется провести и в 6 “Б”. Параллель 7-х классов Диагностические методики: “Психогеометрическая типология”, “Особенности характера”, социометрия. Психологические особенности характера: для большинства учащихся 7 “А” (50%) и 7 “Б” (45,5%) классов присущи такие черты характера, как креативность, жажда изменений, знаний, мечтательность, позитивная установка ко всему новому. Устремленность в будущее, развитая интуиция, восторженность, энтузиазм, остроумие, а также импульсивность, непостоянство настроения, поведения, неприязнь к бумажной работе, непрактичность. Для большинства 7 “В” (54,6%) класса характерны такие особенности, как трудность отказаться от своих взглядов, принципов, упорство за которым в большинстве случаев скрывается страх, боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию. По результатам социометрии в 7 “а” не оказалось не принятых, отвергнутых учащихся, в 7 “Б” их оказалось 29,5%, в 7 “В” – 35,2% В связи с этим можно предложить проведение тренинга, направленного на сплочение детей, создание в коллективе положительного эмоционального климата развитие у них коммуникативных навыков и навыков саморегуляции. В 1 четверти были проведены данные тренинговые занятия в 7 “А” и 7 “Б” классах. Обратная связь показала, что занятия подросткам нравятся, после их проведения учащиеся стали общаться с теми одноклассниками, с которыми они раньше не общались. Кроме этого учащиеся отметили, что эти занятия “помогают стать увереннее в себе”, “узнать о себе какие-то новые качества, о которых раньше не знал”, т. д. Учащиеся хотели бы также развить у себя память, мышление. Учащиеся хотели бы, чтобы занятия проходили не во время классных часов, а после уроков (учащиеся не высыпаются, трудно воспринимать информацию, заниматься). Оценка жизненных целей и направленности ребенка (7-е классы) Что беспокоит больше всего в жизни? (По местам): 1) Трудности усвоения школьной программы – 65,6%. 2) Здоровье близких родственников – 62,1% . 3) Личная жизнь – 51,8%. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? 1) С высокой оплатой – 84,5%. 2) Не вредную для здоровья – 74,2%. 3) Престижную – 56,9%. В связи с этим и вышесказанным можно предложить: 1) Проведение родительского собрания на тему “Установки родителей и психологическое здоровье учащихся”. 2) Проведение беседы с учащимися на тему “Я и проблемы моей семьи”. 3) Работа по развитию социальных навыков, навыков быстрого запоминания материала и мышления на тренингах в условиях классного часа (с элементами профориентационной работы). Параллель 8-х классов Диагностические методики: “Психогеометрическая типология”, “Особенности характера”, “Опросник Айзенка по определению темперамента”. Психологические особенности характера: для большинства учащихся 8 “А” (62,5%) класса присущи такие черты холерические характера, такие как вспыльчивость, большая уступчивость интересов и стремлений, большая настойчивость, высокий уровень общительности, возможны затруднения в переключении внимания. Для 8 “Б” (32%) характерны для большинства такие черты, как доброжелательность, высокая коммуникабельность, способность к сопереживанию, избегание конфликтов, не отличаются решительностью, но они проявляют твердость, если дело касается справедливости; 23% учащихся присущи такие черты как энергичность, уверенность в себе, способность глубоко и быстро анализировать ситуации, сосредотачиваясь на главном, с трудом признают свои ошибки, не любят менять свои решения. Большинство учащихся 8 “В” (60%) класса отличаются, такими чертами как трудность отказаться от своих взглядов, принципов, упорство за которым в большинстве случаев скрывается страх, боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию. Оценка жизненных целей и направленности ребенка (8-е классы) Что беспокоит больше всего в жизни? (По местам): 1) Здоровье близких родственников – 76,8%. 2) Трудности усвоения школьной программы – 60,8%. 3) Личная жизнь – 58,9%. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? 1) С высокой оплатой, престижную – 82,2%. 2) Не вредную для здоровья – 69,7%. 3) Связанную с разъездами, новыми впечатлениями – 44,7%. В связи с этим и вышесказанным можно предложить: 1) Проведение родительского собрания на тему “Установки родителей и психологическое здоровье учащихся”. 2) Проведение беседы с учащимися на тему “Я и проблемы моей семьи”. 3) Работа по развитию социальных навыков на тренингах в условиях классного часа (с элементами профориентационной работы). Вывод Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что классы разные, со своими индивидуальными особенностями. А также о том, что необходима работа не только с учащимися, но и с их родителями и с учителями. Далее предлагаются некоторые рекомендации как сделать общение с учащимися более эффективным, как избежать неадекватных реакций на замечание учителя и т.д. Рекомендации психолога Психотерапевтическая функция учителя реализуется в двух сферах общения: 1) “Учитель-ученик”. Учитель, непосредственно вступая в отношения с ребенком, обеспечивает эмоциональное благополучие школьника. 2) “Коллектив-ученик”. Учитель влияет на личность опосредованно, регулируя взаимоотношения учащихся. Формы обращения учителя к ученикам 1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”. 2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью. 3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная?.. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду” и т.п. Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику. Позиция “сотрудничества” Данная позиция во взаимодействии с учениками характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебного предмета и поведению. При таком стиле взаимоотношений ученик верит, что учитель готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Учитель постоянно проявляет интерес к ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, он видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями и сложностями семейной обстановки, поступками, взаимоотношениями со сверстниками и учителями. Как делать замечания, чтобы на них реагировали дети? Технология “Словарь принца” (социальная психология) Замечание необходимо строить следующим образом: Первая часть Необзывательное, неосуждающее описывание того, что неприемлимо для педагога, говорится о том, что является результатом поведения ученика, только описание фактов и ничего более. Пример: -...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2007
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|