Главная / Методические материалы / Преподавание математики
К вопросу о методике обучения решению одной из самых распространенных типичных задач на смеси, сплавы, растворы
Автор(ы): Бохонова Клавдия Васильевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
О решении задач подобного типа уже достаточно много напечатано методических рекомендаций в периодических изданиях. Но в данной статье позволю себе предложить коллегам кое-что полезное из моего учительского опыта. Рассмотрим самый распространённый тип задач, где из двух смесей (сплавов, растворов) получают новую смесь (сплав, раствор). План моего изложения будет таков: - решим типовую задачу в общем виде;
- выведем формулу;
- покажем школьникам образцы решения задач по выведенной формуле;
- предложим список задач для самостоятельного решения.
Задача: имеются два куска сплава меди с цинком. Процентное содержание меди в них p1% и p2% соответственно. В каком отношении нужно взять массы этих сплавов, чтобы, переплавив взятые куски вместе, получить новый сплав, содержащий p% меди? Договоримся проследить за содержанием меди в сплавах. | Массовая доля меди в сплаве | Масса каждого сплава | Масса меди в каждом сплаве | I сплав | p1% | m1 кг | | II сплав | p2% | m2 кг | | Новый сплав | p% | (m1 + m2) кг | | Зная, что масса меди в новом сплаве есть сумма масс меди в каждом из исходных кусков, составим уравнение m1 (p1 - p) = m2 (p – p2) (*) Исследуем уравнение (*) при условии, конечно, что будем брать ненулевые массы сплавов. I случай. Если p1, p2 и p попарно не равны, то получим формулу m1 (p1 - p) = m2 (p – p2) (*) II случай. Возьмём два сплава с одинаковым процентным содержанием меди, т.е. p1 = p2. Получим, что p1 = p2 = p, что очевидно, поскольку ни большей, ни меньшей концентрации сплав просто не получится, если исходные материалы имеют одинаковую процентную концентрацию меди. III случай. p2 = p, или же будет сказано, что p1 = p вывод тот же. Заметим, что если взять два сплава, массы которых одинаковы, т.е. m1 = m2, то Процентное содержание нового сплава станет равно среднему арифметическому процентных концентраций исходных сплавов. Это очень полезное следствие для равных масс исходных сплавов поможет нам в решении некоторых задач. Но даже, если на первых порах вы и забудете это следствие, формула (**) всё равно выведет вас на верный ответ. А теперь давайте рассмотрим однотипные задачки, решение которых очень удобно по этой формуле. Смешали некоторое количество 11%-го раствора некоторого вещества с таким же количеством 19% раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора. Ответ: 15%
| Масса первой смеси
| Массовая доля чистого вещества в первой смеси
| Масса второй смеси
| Массовая доля чистого вещества во второй смеси
| Массовая доля чистого вещества в общей их смеси
| Решение
| m1
| p1
| m2
| р2
| p
| | m1
| 11%
| m2
| 19%
| р%
| m1 = m2; р=15 Можно решить и короче.<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.03 | Просмотров: 1908
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|