Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Авторская программа эколого-краеведческой работы Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Авторская программа эколого-краеведческой работы Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала


Автор(ы): Тарасова Светлана Ивановна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни.
Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открыватьи показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные -будем охранять леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, Зверям - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять Родину.
М.М. Пришвин.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения этой задачи недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Цель данной программы - воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Достижение данной цели будет осуществляться при решении следующих задач:
  • развитие у детей любви к природе, нетерпимости к нарушениям экологических норм поведения;
  • расширение и углубление экологических знаний младших школьников;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • формирование исследовательских навыков;
  • участие в практической деятельности по охране природы.
Данная программа предназначается для 3 класса четырёхлетней начальной школы и составлена с учетом программы А.А. Плешакова Природоведение, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Она рассчитана на 34 занятия. В программе выделено 8 тем, для каждой из которых указано рекомендуемое количество часов. Первая тема Мир глазами эколога является дополнением к теме Природа и мы основного курса природоведения. Вторая тема Мой город изучается параллельно теме Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву! в курсе природоведения. Четыре последующие темы (Птицам наша забота, Охрана растений своего региона, Животные, которым угрожает исчезновение, Передаём свои знания) дополняют тему Сохраним удивительный мир растений и животных! основного курса. Тема Человек в созданной им среде рассматривается при изучении темы Будем беречь здоровье! курса природоведения.
При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят. Практические действия каждого в защиту природы необходимы ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд.
Распределение материала по темам.
Мир глазами эколога. - 4 часа.
  • Экология - наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. экос - дом, логос - учение).
  • Сущность и значение экологии. П
  • ростейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.
  • Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.
  • Глобальные проблемы экологии.
  • Что такое экологическая катастрофа.
  • Примеры экологических катастроф.
Мой город. - 4 часа.
  • Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.
  • Пути решения экологических проблем своего города.
  • Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).
  • Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Птицам наша забота. - 4 часа.
  • Изучение разнообразия птиц родного края.
  • Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
  • Составление Красной книги исчезающих видов птиц родного края.
  • Охрана птиц зимой.
  • Практическая деятельность по изготовлению кормушек.
Охрана растений своего региона. - 5 часов.
  • Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
  • Растения, нуждающиеся в защите.
  • Особенности их внешнего строения и распространения. Лекарственные растения и их охрана.
  • Составление устного журнала Зелёная книга.
  • Экологическая акция Не рубите, люди, ё...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1952

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340