Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Авторская программа эколого-краеведческой работы Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала
Автор(ы): Тарасова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка. Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открыватьи показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные -будем охранять леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, Зверям - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину. М.М. Пришвин. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения этой задачи недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Цель данной программы - воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Достижение данной цели будет осуществляться при решении следующих задач: - развитие у детей любви к природе, нетерпимости к нарушениям экологических норм поведения;
- расширение и углубление экологических знаний младших школьников;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
- формирование исследовательских навыков;
- участие в практической деятельности по охране природы.
Данная программа предназначается для 3 класса четырёхлетней начальной школы и составлена с учетом программы А.А. Плешакова Природоведение, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Она рассчитана на 34 занятия. В программе выделено 8 тем, для каждой из которых указано рекомендуемое количество часов. Первая тема Мир глазами эколога является дополнением к теме Природа и мы основного курса природоведения. Вторая тема Мой город изучается параллельно теме Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву! в курсе природоведения. Четыре последующие темы (Птицам наша забота, Охрана растений своего региона, Животные, которым угрожает исчезновение, Передаём свои знания) дополняют тему Сохраним удивительный мир растений и животных! основного курса. Тема Человек в созданной им среде рассматривается при изучении темы Будем беречь здоровье! курса природоведения. При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят. Практические действия каждого в защиту природы необходимы ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд. Распределение материала по темам. Мир глазами эколога. - 4 часа. - Экология - наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. экос - дом, логос - учение).
- Сущность и значение экологии. П
- ростейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.
- Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.
- Глобальные проблемы экологии.
- Что такое экологическая катастрофа.
- Примеры экологических катастроф.
Мой город. - 4 часа. - Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.
- Пути решения экологических проблем своего города.
- Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).
- Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Птицам наша забота. - 4 часа. - Изучение разнообразия птиц родного края.
- Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
- Составление Красной книги исчезающих видов птиц родного края.
- Охрана птиц зимой.
- Практическая деятельность по изготовлению кормушек.
Охрана растений своего региона. - 5 часов. - Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
- Растения, нуждающиеся в защите.
- Особенности их внешнего строения и распространения. Лекарственные растения и их охрана.
- Составление устного журнала Зелёная книга.
- Экологическая акция Не рубите, люди, ё...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1952
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|