Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок по математике для 11-го класса с применением ИКТ Тела вращения - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Урок по математике для 11-го класса с применением ИКТ Тела вращения


Автор(ы): Боенко Алена Викторовна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства”.
Бертран Рассел
Цели:
  • Образовательные (познакомить учащихся с понятиями цилиндра, конуса и шара, как геометрических тел, так тел вращения, познакомиться с выводом формул площадей боковых поверхностей и полных поверхностей тел вращения, привить навыки построения тел вращения, рассмотреть различные виды сечений тел вращения, осуществить связь между новым материалом и ранее изученным).
  • Развивающие (способствовать развитию пространственного воображения, создавать условия для развития проводить аналогию с ранее изученным материалом, развитие логического мышления, сообразительности, расширение кругозора учащихся).
  • Воспитывающие (всесторонне способствовать развитию устойчивого интереса к математике через обучение с применением информационных технологий).
Задачи:
  1. Выявить уровень подготовленности учащихся по информатике и геометрии; систематизировать полученные знания.
  2. Помочь в развитии и саморазвитии творческих способностей личности; обучить приёмам организации интеллектуального труда.
  3. Научить учащихся ориентироваться в мировом океане информации, умению отбирать нужную информацию.
  4. Сформировать понятие цилиндра (конуса, шара) как геометрическое тело и как тело вращения
  5. Продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу, чувства товарищества, культуры общения, чувства ответственности, аккуратности (при оформлении заданий).
Тип урока: Урок-лекция и использованием ИКТ, знакомство с новым материалом.
Время: 2 урока.
Структура урока:
  1. Организационный момент
  2. Объяснение нового материала
  3. Домашнее задание
Заметки к лекции: курсивом обозначена деятельность детей, подчеркивание показывает содержание слайда.
Ход урока
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового материала. Нам предстоит следующая работа: сначала внимательно смотрите на изображение на экране и слушаете, затем необходимое зафиксируете в тетрадь. Вам на уроке понадобятся чертежные принадлежности (линейка, карандаш, циркуль, резинка).
Презентация.
Приступаем к работе.
Тема урока “Тела вращение” (записывают тему урока), в нее входят такие разделы: Цилиндр. Сечение. Вписанная и описанная призма. Конус. Сечение. Вписанная и описанная пирамида. Шар. Симметрия. Пересечение двух сфер.
Начнем с цилиндра. Изучая данный, раздел мы познакомимся с определением цилиндра как геометрического тела, понятием прямого цилиндра, с его элементами (поверхность, высота, радиус, ось), с определением цилиндра как тела вращения, со свойствами цилиндра, с видами сечений цилиндра плоскостями, вписанной и описанной призмой, с формулой площади цилиндра.
Итак, прежде чем мы начнем знакомство с цилиндром давайте вспомним такие понятия: параллельные плоскости, прямая перпендикулярная к плоскости, параллельный перенос.
Ответы.
Определение цилиндра как геометрического тела.
Цилиндром (точнее, круговым цилиндром) называется тело, которое состоит из двух кругов, не лежащих в одной плоскости и совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов.
Запишите в тетради определение цилиндра и попробуйте его изобразить в своих тетрадях. (Записывают и рисуют).
Скажите, что изображают прерывистой линией?
Ответы.евидимые линии)
Посмотрите, какую фигуру (ранее изученную) вам напоминает цилиндр?
Ответы. (Призму)
Скажите, а какие элементы имеет призма?
Ответы.
Цилиндр тоже имеет свои элементы, давайте познакомимся с ними.
Круги называются основаниями цилиндра. Подпишите на своем рисунке, где находятся основания. (Записывают)
Отрезки, соединяющие соответствующие точки окружностей кругов называются образующими цилиндра. (Записывают определение и обозначают образующие)
Мы с вами будем работать с прямым цилиндром, а что это такое давайте рассмотрим определение.
Цилиндр называется прямым, если его образующие перпендикулярны плоскостям оснований. (Записывают определение)
Кроме этого у цилиндра есть следующие элементы: поверхность, высота, ось и радиус. Давайте познакомимся с этими понятиями.
Поверхность цилиндра состоит из оснований и боковой поверхности. Боковая поверхность составлена из образующих.
Радиусом цилиндра называется радиус его основания
.
Высотой цилиндра называется расстояние между плоскостями его оснований.
Осью цилиндра называется, прямая, проходящая через центры оснований. Она параллельна образующим.

Мы рассмотрели определение цилиндра как геометрического тела и познакомились с элементами цилиндра. Давайте теперь рассмотрим цилиндр как тело вращения. Как вы думаете, при вращении какой геометрической фигуры образуется цилиндр?
Ответы.
Цилиндр может быть получен вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
На рисунке изображен цилиндр, полученный вращением прямоугольника ABCD вокруг стороны AB. При этом боковая поверхность цилиндра образуется вращением стороны CD, а основание - вращением сторон BC и AD

Кроме того, что цилиндр имеет элементы, он еще обладает и свойствами. Давайте с ними познакомимся.
  1. Основания цилиндра равны.
  2. Основания цилиндра лежат в параллельных плоскостях.
  3. Образующие цилиндра параллельны и равны
Ничего сложно в запоминании этих свойств нет. Не зря мы в начале лекции с вами вспоминали некоторые понятия, которые в конечном счете помогли не только дать определение цилиндра и построить его, но и привели к этим свойствам. (Параллельные плоскости, прямая перпендикулярная к плоскости, параллельный перенос)
Запишите в тетради эти свойства.
Давайте вернемся к призме. Какие фигуры мы могли получить при сечении призмы плоскостями?
Ответы.
А как вы думаете при сечении цилиндра, какие фигуры могут получиться?
Ответы.
Сечение цилиндра плоскостью, параллельно его оси, представляет собой прямоугольник.
Зарисуйте и подпишите название в тетрадях.
Если секущая плоскость проходит через ось цилиндра, то сечение представляет собой прямоугольник, две стороны которого – образующие, а две другие - диаметры оснований цилиндра. Такое сечение называется осевым.
Зарисуйте и подпишите название в тетрадях
Если секущая плоскость перпендикулярна к оси цилиндра, то сечение является круговым. Такая секущая плоскость отсекает от данного цилиндра тело, являющееся цилиндром.
Зарисуйте и подпишите название в тетрадях
Плоскость, параллельная плоскости основания цилиндра, пересекает его боковую поверхность по окружности, равной окружности основания.
Зарисуйте и подпишите название в тетрадях
Если секущая плоскость не параллельна ни основанию, ни образующим, то в сечении получается эллипс
Зарисуйте и подпишите название в тетрадях
Я не зря вам горю о сравнении цилиндра с призмой. Дело в том, что призму можно вписать в цилиндр, а можно описать призму цилиндром. Сразу всплывают в памяти треугольники вписанный и описанный окружность. Давайте посмотрим, как это выглядит.
Вписанная призма.
Призмой, описанной около цилиндра, называется призма, у которой плоскостями оснований являются плоскости оснований цилиндра, а боковые грани касаются цилиндра.
Запишите и зарисуйте в тетрадях.
Для того чтоб ввести понятие описанной призмы, давайте познакомимся с понятием касательная плоскость к цилиндру.
Касательной плоскостью к цилиндру называется плоскость, проходящая через образующую цилиндра и перпендикулярная плоскости осевого сечения, содержащей эту образующую.
Запишите и зарисуйте в тетрадях.
Призмой, описанной около цилиндра, называется призма, у которой плоскостями оснований являются плоскости оснований цилиндра, а боковые грани касаются цилиндра.
Запишите и зарисуйте в тетрадях.
Мы подобрались к площади полной поверхности цилиндра. Площадь полной поверхности цилиндра состоит из двух площадей оснований и площади боковой поверхности.
Площади оснований легко найти, достаточно знать формулу площади круга.
А с площадью боковой поверхности дело обстоит следующим образом: за площадь боковой поверхности цилиндра принимается площадь ее развертки.
Т.к. площадь прямоугольника ABB’A’ равна AA’*AB=2Пrh, то для вычисления площади боковой поверхности цилиндра радиуса r и высоты h получается формула Sбок=2Пrh
Объединив, таким образом, рассуждения получим площадь полной поверхности цилиндра.

Знакомство с конусом у нас пройдет по аналогичной схеме. Сначала рассмотрим конус как геометрическое тело, затем посмотрим, какой конус называют прямым, разберем элементы конуса, конус как тело вращения, виды сечения конуса, вписанная описанная пирамида, площадь поверхности конуса.
Определение конуса как тела вращения.
Конусом (точнее, круговым конусом) называется тело, которое состоит из круга – основания конуса, точки, не лежащей в плоскости этого круга, - вершины конуса и всех отрезков, соединяющих вершину конуса с точками основания.
Запишите в тетради определение конуса и попробуйте его изобразить в своих тетрадях. (Записывают и рисуют).
Посмотрите, какую фигуру (ранее изученную) вам напоминает конус?
Ответы. (Пирамиду)
Скажите, а какие элементы имеет пирамида?
Ответы.
Запишите в тетради определение конуса и попробуйте его изобразить в своих тетрадях. (Записывают и рисуют).
Кроме этого у конуса есть следующие элементы: поверхность, высота и ось. Давайте познакомимся с этими понятиями. По ходу работы вы записываете определения.
Отрезки, соединяющие вершину конуса с точками окружности основания, называются образующими конуса.
Конус называется прямым, если прямая, соединяющая вершину конуса с центром основания, перпендикулярна плоскости основания
.
Поверхность конуса состоит из основания и боковой поверхности. Боковая поверхность составлена из образующих.
Высотой конуса называется перпендикуляр, опущенный из его вершины на плоскость основания, у прямого конуса основание высоты совпадает с центром основания.

Осью прямого кругового конуса называется, прямая, содержащая его высоту. (Записывают определение)
Мы рассмотрели определение конуса как геометрического тела и познакомились с его элементами. Давайте теперь рассмотрим конус как тело вращения. Как вы думаете, при вращении какой геометрической фигуры образуется конус?
Ответы.
Конус может быть получен вращением прямоугольного треугольника вокруг одной из его сторон
.
(Записывают определение)
На рисунке изображен конус, полученный вращением прямоугольного треугольника ABC2 вокруг катета AB. При этом боковая поверхность конуса образуется вращением гипотенузы AC2, а основание – вращением катета BC.
(Записывают определение)
Мы добрались до сечений, но прежде чем мы их рассмотрим, давайте вернемся к пирамиде. Какие фигуры мы могли получить при сечении пирамиды плоскостями?
Ответы.
А как вы думаете при сечении цилиндра, какие фигуры могут получиться?
Ответы.
Сечение конуса плоскостью, проходящей через его вершину, представляет собой равнобедренный треугольник, у которого боковые стороны являются образующими конуса.
Зарисуйте и подпишите название в тетрадях.
Если секущая плоскость проходит через ось конуса, то сечение представляет собой равнобедренный треугольник, основание которого диаметр основания конуса, а боковые стороны – образующие конуса. Такое сечение называется осевым.
Зарисуйте и подпишите название в тетрадях
Если секущая плоскость перпендикулярна к оси конуса, то сечение конуса представляет собой круг с центром расположенным на оси конуса.
Зарисуйте и подпишите название в тетрадях.
Следующее утверждение поможет нам познакомиться с новой геометрической фигурой, которая также является телом вращения.
Плоскость, параллельная плоскости основания конуса, пересекает конус по кругу, а боковую поверхность – по окружности с центром на оси конуса.
(Записывают)
Построив такое сечение в конусе получаем новую фигуру, которая называется усеченным конусом.
Плоскость, параллельная основанию конуса и пересекающая конус, отсекает от него меньший конус.
Оставшаяся часть называется усеченным конусом.

(Записывают определение)
Основание исходного конуса и круг, полученный в сеч...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.03 | Просмотров: 3462

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340