Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Социальные аспекты изучения демографии в курсе географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Социальные аспекты изучения демографии в курсе географии


Автор(ы): Муромцева Наталия Анатольевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В наше время усовершенствования среднего и высшего образования все более возрастает роль изучения своей местности. Перед школой стоит задача сделать учебный процесс более значимым для учащихся, представляющим непосредственный жизненно важный интерес, который связан с гуманитаризацией школьного географического образования.
Особый интерес в этом смысле имеет изучение социальных аспектов краеведения, которое занимает до сих пор недостаточное место в курсе изучения географии. Для учебных целей нужно выбрать современные, социально значимые для самих учащихся аспекты краеведения. Таковыми являются различные социальные проблемы изучения демографии своей местности.
Организация самостоятельной работы учащихся по изучению демографической ситуации своего микрорайона является одним из направлений изучения своего края. Выбор данной темы продиктован главным образом тем, что в современных условиях возрастает роль изучения населения любого города - как главной жизненной составляющей. От населения зависит не только темп жизни города, но и во многом социально-экономическое и экологическое состояние, так как демографическая нагрузка оказывает все большее внимание на окружающую среду.
Организация самостоятельной работы учащихся по изучению населения своего микрорайона состоит из трех этапов: подготовительного, исследовательского и заключительного. На первом этапе исследования необходимо обсудить вместе с учащимися, какие проблемы демографии являются наиболее актуальными и реально значимыми как для самих учащихся так и для жителей микрорайона На этом же этапе формируются цели, задачи и методы исследования. Целью данного исследования является изучение демографической картины жителей микрорайона и социального обслуживания населения. Для исследования были выбраны следующие три задачи:
  1. Определить общую демографическую картину микрорайона: какие народности населяют, преобладающие религии, среднюю плотность населения микрорайона, половозрастную пирамиду.
  2. Определить качество социального обслуживания населения микрорайона ( наличие магазинов, ЖЭУ, аптек, школ, парикмахерских, библиотек, как регулярно осуществляется вывоз мусора возле домов, и т.д.
  3. Определить влияние демографической нагрузки на окружающую среду микрорайона.
Для проведения данного исследования учащиеся должны владеть следующими методами: анкетирования, интервьюирования, наблюдения, изучения статистических материалов, составление плана местности и т. д.
Так как учащиеся владеют не всеми этими методами исследования, желательно специально выделить время на их обучение. После знакомства учащихся с методами исследования создаются группы во главе с бригадиром по изучению выбранных проблем. На выполнение задания учащимся дается две недели.
На втором этапе группы самостоятельно приступают к работе и занимаются каждая своей проблемой.
В конце исследования группы систематизируют и обобщают полученные данные, составляют подробный отчет о проделанной работе. В отчет включают кар...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.04 | Просмотров: 1081

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340