Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Математические игры как средство формирования и развития ключевых компетенций (из опыта работы с одаренными детьми) - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Математические игры как средство формирования и развития ключевых компетенций (из опыта работы с одаренными детьми)


Автор(ы): Рохина Татьяна Тимофеевна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Если ты не знаешь, какого либо предмета, то про
тебя не скажут, что ты необразованный, но если ты
не знаешь элементарной математики, то про тебя
уже не скажут, что ты образованный»
Образовательная школа должна формировать всесторонне-развитую личность, школа должна формировать гармонично-развитую личность. Мы помним эти задачи, стоящие перед школой.
На разных этапах развития общества менялась концепция образования, менялся социальный заказ.
В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни.
В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования зафиксировано Положение о том, что «Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования.
Существует разный подход в делении ключевых компетенций на группы.
Мы же будем придерживаться мнения Хуторского Андрея Викторовича, доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии, который предложил следующие группы ключевых компетенций:
  1. Учебно-познавательные.
  2. Информационные.
  3. Коммуникативные.
  4. Общекультурные.
  5. Компетенции личного самосовершенствования.
  6. Социальные.
Для формирования определенной компетенции необходимы соответствующие условия.
Как указывает профессор Е.Я. Коган, «формирование компетенций – это не смена содержания, а смена технологии обучения». В связи с этим, одним из важнейших путей по овладению учащимися ключевыми компетенциями, видится поиск и внедрение в учебный процесс методов активного обучения. Наиболее эффективными в этом плане являются, в частности, метод проектов, ведение элективных курсов, математические игры.
На мой взгляд, метод проектов, элективные курсы – это прерогатива старшей школы, а вот математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 6-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе (посещение элективных курсов).
У каждого учителя в методической копилке есть набор математических игр. Их можно придумывать самой, а можно воспользоваться опытом коллег. Но все эти игры объединяет одно: они проводятся в рамках класса или школы и участвуют в них, если не весь класс, то большая его часть. А есть выездные математические игры районного, городского и российского уровня.
Гимназия № 37 – гимназия с углубленным изучением немецкого языка, гуманитарной направленности, и ученики, серьезно увлеченные математикой – это, скорее всего исключение; это «штучный товар». Участию детей в математических играх такого ранга предшествует кропотливая работа учителя: ведение математического кружка, привлечение детей к различного рода олимпиадам и турнирам, работа с родителями.
Вдохновленные победой на Турнире юных математиков Кировского района в 2004 году <рисунок 1>, команда шестиклассников гимназии №37 приняла участие в XXIV Уральском Турнире юных математиков в Нижнем Тагиле, куда съехались более двухсот учащихся России, и заняла 3 место в первой лиге в игре «Математический бой». В 2006 году команда семиклассников, вдохновленная победами и на районном, и на городском уровне, приняла участие в XXVII Уральском Турнире юных математиков, проходившем в Кирове. В 2007 году теперь уже восьмиклассники приняли участие в I Турнире Новых математических игр, проходившем в городе Белорецке, а в 2008 году теперь уже девятиклассники приняли участие во II Турнире Новых математических игр.
Цель турниров – развитие у школьников математических способностей и дальнейшая поддержка их интереса к изучению математики посредством участия в увлекательных играх.
Именно выездные математические игры, как никакая другая технология, позволяет формировать и развивать ключевые компетенции в полной мере.
Компетентностно-ориентированные технологии меняют и роль учителя. Теперь учитель должен исполнять роль организатора деятельности, консультанта, тьютора, инициатора групповой дискуссии, сопровождающего самостоятельную деятельность учеников.
В турнирах наряду с традиционной олимпиадой (личной и командной), проводятся такие игры как «Математическая карусель», «Математический бой», «Гонка за лидером», «Домино» <Приложение 1> и <Приложение 2>, «Четыре мушкетера», «Два капитана («Бороться и искать, найти и не сдаваться)», «Корректор», «Самбо», причем для проведения «Новых математических игр» используются современные мультимедиа технологии. Автором этих Игр является Кузнецов Дмитрий Юрьевич.
1. В период подготовки, во время турнира и после идет постоянная работа с информацией, начиная от справочника до непосредственного общения с членами жюри, создателями олимпиадных заданий. Поиск информации, ее переработка, анализ, сохранение, передача друг другу говорит о том, что в ходе такой деятельности у учащихся формируется информационная компетенция. <Рисунок 2>
2. Игры придуманы таким образом, что все состязания командные: ребята учатся общаться, случаются конфликты, и они их вынуждены разрешать, искать компромиссы, учиться слышать друг друга и быть услышанными. В ходе математических боев они примеряют на себя разные роли: докладчика, оппонента. Они обязаны отстаивать свою точку зрения, объяснять, задавать вопросы, понимая суть происходящего. А такие игры как «Четыре мушкетера», «Два капитана» («Бороться и искать, найти и не сдаваться») учат детей овладевать разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо). В данном случае формируются коммуникативные компетенции. <Рисунок 3>
3. На подготовку дается определенное время, а значит, ребята планируют свою работу в определенных временных рамках, учатся анализировать не только учебный материал, но и свою деятельность, деятельность своих товарищей. Они приобретают навыки самоанализа, рефлексии, ставят перед собой цели и организуют их достижение, выдвигают гипотезы, формулируют выводы, то есть можно говорить о формировании учебно-познавательной компетенции.
4. Что касается формирования социальной компетенции, то это проявляется в том, что ученик в ходе игры вынужден принимать решения, брать н...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.05 | Просмотров: 1662

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340