Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Урок химии в 8-м классе по теме: Валентность. Определение валентности по формулам
Автор(ы): Шакирова Наталия Леонидовна, заведующая методическим кабинетом Отдела образования г. Заинска Заинского р-на, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока. Дидактические: - опираясь на знания учащихся, повторить понятия “химическая формула”;
- способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ;
- акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.
Развивающие: - продолжить формирование умений формулировать определения;
- разъяснять смысл изученных понятий и объяснять последовательность действий при определении валентности по формуле вещества;
- способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;
- развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.
Воспитательные: - воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;
- повысить уровень эстетического воспитания учащихся;
- ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты обучения: - Учащиеся должны уметь формулировать определение “валентность”, знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов в бинарных соединениях,
- Уметь разъяснять смысл понятия “валентность” и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.
Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность, постоянная и переменная валентность. Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная работа. Средства обучения: алгоритм определения валентности. Демонстрационное оборудование: шаростержневые модели молекул хлороводорода, воды, аммиака, метана. Оборудование для учащихся: на каждом столе “Алгоритм определения валентности”. Опережающее задание: индивидуальное задание – подготовить сообщение на тему “Эволюция понятия “валентность”. Ход урока I. Ориентировочно-мотивационный этап. 1. Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”. Задание: Что здесь написано? (Демонстрация учителем формул, отпечатанных на отдельных листах). 2. Индивидуальная работа по карточкам трёх учащихся по теме “Относительная молекулярная масса”. (Выполняют решение на доске). Проверка учителем. Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O. Справочные данные: - Аr (Na) = 23
- Аr (Cl) = 35,5
- Аr (K) = 39
- Аr (O) = 16
Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2. Справочные данные: - Аr (Cu) = 64
- Аr (O) = 16
- Аr (S) =3 2
Карточка № 3. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CH4, NO. Справочные данные: - Аr (С) = 12
- Аr (H) = 1
- Аr (N) = 14
- Аr (O) = 16
3. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях. Задача информационно-вычислительного характера (условие записано в раздаточном материале). Эффективность зубных паст в профилактике кариеса можно сравнить по содержанию в них активного фтора, способного взаимодействовать с зубной эмалью. Зубная паста “Crest” (производство США) содержит, как указано на упаковке, SnF2, а зубная паста “FM extra DENT” (производство Болгария) содержит NaF. Вычислите, какая из этих двух паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса. Проверка: один учащийся устно читает решение. II. Операционно-исполнительный этап. 1. Объяснение учителя. Постановка проблемы. Понятие о валентности. – До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой. Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4. Беседа с учащимися: – Что общего в составе молекул? Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода. – Чем они отличаются друг от друга? Предполагаемый ответ: - HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
- H2O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
- NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода,
- CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.
Демонстрация шаростержневых моделей. Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода? (Выслушиваем варианты ответов учащихся). Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила. Запись в тетради: Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении. Валентность обозначается римскими цифрами. Записи на доске и в тетрадях: I I HCl | I II H2O | I III H3N | I IV H4C | Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II. 2. Эволюция понятия “валентность” (сообщение учащегося). – В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом). В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э.Франклендом в 1853 г. “валентность”. Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1. В конце 50-х гг. XIX вeка А.С. Купер и А.Кекуле постулировали принцип постоянной четырёхвалентности углерода в органических соединениях. Представления о валентности составили важную часть теории химического строения А.М. Бутлерова в 1861 г. Периодический закон Д.И. Менделеева в 1869 г. вскрыл зависимость валентности элемента от его положения в периодической системе. Вклад в эволюцию понятия “валентность” в разные годы внесли В.Коссель, А.Вернер, Г.Льюис. Начиная с 30-х гг. XX века представления о природе и характере валентности постоянно расширялись и углублялись. Существенный прогресс был достигнут в 1927 г., когда В.Гейтлер и Ф.Лондон выполнили первый количественный квантово-химический расчёт молекулы водорода H2. 3. Определение валентности атомов элементов в соединениях. Правило опре...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.05 | Просмотров: 3011
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|