Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Мастер-класс по теме Развитие коммуникативной компетенции на занятиях элективного курса «Основы журналистики» в рамках предпрофильного образования - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Мастер-класс по теме Развитие коммуникативной компетенции на занятиях элективного курса «Основы журналистики» в рамках предпрофильного образования


Автор(ы): Баннова Елена Васильевна, учитель истории и обществознания; Березина Инна Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель занятия: повышение профессиональной компетенции педагогов, овладение современными педтехнологиями в практической деятельности, выработка умения создавать условия для успешной предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Тренинг “Знакомство”

Участники рассаживаются по кругу.
Ведущий: предлагаем вам начать наше занятие с упражнения, которое позволит вам познакомиться друг с другом.
Как бы вы хотели, чтобы во время занятий к вам обращались участники? Назовите свое имя и характерное вам качество характера на первую букву своего имени. Например, я – Наталья – находчивая.
2. Настрой участников на нешаблонное мышление
Ведущий.
Сегодня нам предстоит рассмотреть возможности организации предпрофильной подготовки учащихся в рамках проектного метода обучения через занятие элективного курса. Алгоритм работы над любым проектом предполагает освоение наиболее актуальных способов деятельности, а нешаблонное мышление помогает настроиться на творческий путь. Послушайте задачу и помогите её решить.
Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.
Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?
Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный. Надеемся, что настрой на нешаблонность вы пронесете через все занятие.
3. Теория вопроса. Профильное и предпрофильное обучение учащихся в системе проектного метода.
Ведущий.
Развитие ключевых компетенций школьников – одна из важных задач современного образования. Осознанный выбор будущей профессии – одна из них. Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Далеко не все школьники приступают к нему сознательно. Сами причины выбора чрезвычайно разнообразны. Они могут быть позитивными (советуют родители, учителя, друзья, нравится учебный предмет), а могут быть и негативными (за компанию, по совету друзей, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов и т.д.). Следовательно, необходимо найти наиболее оптимальное и верное решение в выборе того курса, который поможет познакомиться с профессий и минимальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для освоения основ данной профессии.
К основным целям предпрофильного обучения относятся информирование и помощь учащимся 9-х классов в выборе направлений дальнейшего обучения, которое может осуществляться в профильной старшей школе или в системе профессионального образования. При этом организация предпрофильного обучения предполагает обеспечение условий для создания учащимися индивидуального образовательного плана, который позволяет школьнику в течение одного учебного года посетить несколько курсов по выбору. Общеобразовательные учреждения предлагают учащимся элективные курсы разной направленности, ориентированные на разные группы школьников.
Предпрофильное образование осуществляется через:
- предметные курсы, которые направлены на расширение знаний учащихся по конкретной учебной дисциплине;
- краткосрочные модули, которые способствуют выбору дальнейшего обучения;
- информационную работу, которая знакомит школьников с многообразием возможностей продолжения образования;
- систему дополнительного образования, через клубы, кружки, секции;
- современные информационные технологии (интернет, дистанционные формы)
Предпрофильная подготовка предшествует созданию профильных классов. В настоящий момент она осуществляется в 9-х классах общеобразовательной школы. Целью предпрофильной подготовки является ориентация при выборе дальнейшего профиля обучения.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
4. Интерактивная деловая игра “Редакция”
Ведущий
. Среди современных методов обучения достойное место занимают проектные технологии, позволяющие оптимально сочетать исследовательскую, самостоятельную, познавательную деятельность учащихся с видимым практическим результатом. Цель предстоящей работы: показать возможности проектной деятельности учащихся на занятиях элективного курса.
а) распределение на малые группы.
I вариант. По профессиональному признаку.
Учителя иностранного языка – отдел международной информации.
Учителя истории и обществознания – правовой отдел.
Учителя русского языка и литературы – отдел писем и рекламы.
Учащиеся 11-го класса МОУ СОШ № 31 – отдел молодежи.
(На столах таблички с названием отделов.)
II вариант. По психологической классификации профессий:
Внутри каждого отдела есть представители разных специальностей: корректоры, корреспонденты, редакторы, дизайнеры и др.
- Человек – человек (корреспонденты): - взаимодействие между людьми, умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их и поддерживать;
- человек – знак (корректоры, редакторы) – обработка информации;
- человек – художественный образ (оформители) – верстка газеты.
б) настрой микрогрупп на работу, краткое знакомство с профессией.
Ведущий.
Работа, которую мы представляем на сегодняшнем занятии, должна пройти в форме дебатов. Вначале игры мы предлагаем погрузиться в мир профессии журналиста. В рамках предпрофильного образования с учащимися этому можно посвятить целое занятие.
Журналистика – профессия энергичных, пишущих, остро и глубоко мыслящих людей. Этот курс имеет практическую направленность, его задача познакомиться с основами журналистики, помочь сделать первые шаги на пути освоения этой интересной и востребованной в современном мире профессии.
Предлагаю вам определить девиз курса “Основы журналистики” (предложения участников)
“Ищи, пробуй, твори!”
Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и распространению актуальной информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение).
Журналистика – это деятельность ярких личностей и в то же время коллективный труд. Неслучайно итогом занятия должны стать групповые проекты.
Что же такое информация? (выслушиваются предложения участников)
Информация (лат. – разъяснение, изложение) – первоначально означало сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Для современной журналистики слово “информация” - это актуальные сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
- Со всей ли информацией, которая окружает нас, имеет дело журналистика? (с общественно значимой, социальной информацией)
- Чьи интересы удовлетворяет журналистика?
- Кто оценивает информацию?
- Какие основные функции выполнят журналистика?
Функции журналистики: коммуникативная, идеологическая, культуроформирующая, рекламно0справочная, организаторская, рекреативная (развлекательная).
в) практическая работа в группах.
Каждой группе в конце рабочего времени необходимо представить мини-проект по заданной теме.
Задания для Отдела международной информации.
1) Познакомиться со статьей “О внедрении профильного и предпрофильного образования за рубежом”
О внедрении проектного метода обучения за рубежом
Для отечественных педагогов элективные курсы — это новые образовательные формы, а в профильном обучении зарубежной школы они имеют многолетнюю историю. Несмотря на то, что опыт их использования в разных государствах чрезвычайно разнообразен, все существующие формы профильного обучения сводятся к двум основным путям реализации, тщательно проанализированным в работах Б. Л. Вульфсона. Первый путь представлен стационарными отделениями, секциями (Франция, Италия, Испания, Дания, Нидерланды и др.). Занятия в них осуществляются в соответствии с планами и программами для данного профиля обучения. Факультативы и предметы по выбору играют вспомогательную роль. Второй путь реализуется в результате самостоятельного выбора учащимися элективных курсов в дополнение к небольшому количеству обязательных дисциплин (США).
Реализацию профильного обучения по первому пути рассмотрим на примере Франции, имеющей в этой области многолетние традиции. Начальное обучение на базе 5-летнего курса вместе с 4-летним обучением в колледже составляет основу неполной средней школы. В последние два года учащиеся выбирают факультативные курсы, и это оказывает влияние на обучение в лицее (полной средней школе).
Трехлетний лицей (10-12 годы обучения) завершает этап полного среднего образования. На десятом году обучения предусматривается единая общеобразовательная подготовка, которая дополняется предметами по выбору. В старших классах лицея обучение осуществляется по направлениям: гуманитарное, естественно-научное, социально-экономическое, технологическое. В каждом профиле обучение идет по обязательной программе (французский язык, иностранный язык, математика, физические и естественные науки, физкультура) с углубленным изучением ряда предметов и необязательными факультативными курсами по желанию учащихся.
Второй подход реализован в ряде стран, где главное значение в дифференцированном обучении выполняют широко представленные элективные предметы. В старшей средней школе США дифференциация обучения выражена в виде профилей, многообразие которых сводится к академическому и практическому. Обязательными дисциплинами являются: английский язык, общественные дисциплины, физкультура, естествознание, математика. Профильность определяется элективными предметами. Учащиеся академических потоков ориентируются на получение высшего образования, а потому выбирают в основном традиционные общеобразовательные дисциплины (литература, иностранный язык, химия, физика, биология и др.). Школьники практического потока выбирают в основном практико-ориентированные курсы (автомеханика, электроника, стенография и др.).
(Г.А. Воронина. Элективные курсы)
2) Проанализировать предложенную статью с точки зрения особенностей в организации профильного обучения в разных странах. Составить собственный комментарий по оптимальному внедрению профильной подготовки учащихся в учебно-воспитательный процесс в условиях современной школы.
Задания для Отдела писем и рекламы
1. Возьмите интервью у 2 – 3 участников конференции на тему: “Использование проектных технологий в профессиональной деятельности учителя”. При выполнении задания можете воспользоваться методическими рекомендациями, представленными в раздаточном материале.
Раздаточный материал для специалистов отдела писем и рекламы.
Интервью – это не только способ сбора информации, но и один из самых популярных жанров публицистики. Форма интервью: диалог, в котором журналист только направляет ход дискуссии, а предоставляет и комментирует ин формацию его собеседник. Ценность интервью заключается в том, чтобы дать возможность высказаться человеку компетентному.
Интервью делится на несколько видов:
  • Интервью с интересным человеком (только потому, что он интересен как личность);
  • Интервью с человеком, который привлек внимание общественности своей деятельностью (например, писатель выпустил книгу);
  • Интервью с человеком по поводу важного вопроса, в котором он компетентен.
Интервью делится на 3 части:
  • небольшое вступление (введение в тему, представление собеседника);
  • основная часть (очень важно овладеть вниманием читателей, слушателей, зрителей с первой минуты. Для этого используют самый интересный вопрос, необычное интригующее начало);
  • заключение (итог разговора).
Классическое интервью состоит из 5-6 вопросов. Старайтесь задавать вопросы, требующие развернутого ответа.
При написании интервью старайтесь избегать наиболее распространенных ошибок — слишком растянутого вступления и отсутствия концовки.
В конце интервью вы обязательно должны повторить имя собеседника. А если имя, фамилия или должность длинные, то в течение беседы — дважды.
Советы интервьюерам
1. Названия, даты, имена, должности записывайте полностью, не стесняйтесь переспрашивать, если что – то не расслышали
2. Задавайте вопросы, на которые нельзя ответить односложно “да”, “нет”, “не знаю”. Незавершенные вопросы подталкивают собеседника к более полному ответу.
3. Если вам кажется, что собеседник недоговаривает, ис...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.05 | Просмотров: 1882

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340