Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Средообразующая деятельность живых организмов
Автор(ы): Макаренко Зинаида Петровна, зам. Директора по научно-экспериментальной работе
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Дидактические цели: - Способствовать осознанию учащимися блока новой информации по теме “Средообразующая деятельность живых организмов”
- Создать условия для развития исследовательских умений, используя систему заданий творческого характера и проведение экспериментов
Метод: исследовательский, частично-поисковый Технология: проблемного обучения Подготовка класса перед уроком: на доске написан эпиграф, слова В.И. Вернадского: “Жизнь является великим, постоянным непрерывным нарушителем химической косности поверхности нашей планеты”; новые слова - самоочищение водоемов, транспирация, фильтраторы, геобионты; написаны или прикреплено магнитами исходные слова для построения логической схемы - средообразующая деятельность живых организмов, водная среда, почва, наземно-воздушная среда (три основные среды обитания); на столе учителя в хаотичном порядке разложены напечатанные на бумаге фразы - вырабатывают О2; транспирируют Н2О; поглощают пыль, создают микроклимат; предотвращают эрозию почвы; снижают уровень грунтовых вод, задерживают осадки, создают световой и тепловой режим; образуют опад; ослабляют радиацию; используют СО2; выделяют СО2; накапливают С, N2; влияют на ветровой режим; вырабатывают гумус; минерализуют листовой опад; улучшают структуру почвы; улучшают влаго- и воздухопроницаемость почвы; создают условия для развития корней; определяют особенности ландшафта; формируют микрорельеф; приводят к биологическому самоочищению водоемов; образуют геологические отложения: известняки, доломиты, кремнеземы; концентрируют в себе Ca, Si, J2, V; образуют ил; выводят продукты метаболизма (ионы солей, органические кислоты, азотистые вещества, Н2S); формируют рельеф морского дна; Водная среда; Растения; Геобионты; Фильтраторы; парты в классе расставлены для работы трех групп; на столах справочники по экологии, все необходимое для завершения экспериментов (эксперименты описаны в приложении №1 и закладываются на предыдущем уроке); дерево без листьев (для рефлексии). Организационный момент Учащиеся трех групп рассаживаются за рабочие столы, проверяют наличие необходимой химической посуды и реактивов для завершения эксперимента, открывают тетради. Цель урока (триединая цель): - образовательная - изучить средообразующую деятельность живых организмов, научиться обрабатывать результаты исследований, строить логическую схему, выделять в каждой среде ключевые организмы;
- воспитательная - познание природных объектов через ощущения и сопереживание;
- развивающая - научиться анализировать результаты исследовательской деятельности групп.
Ход урока Мотивация Полученные ЗУН помогут оценить найти практическое применение средообразующей деятельности живых организмов. Проблема Почему при развитии научно - технического прогресса снижается средообразующая деятельность живых организмов, тогда как необходимо ее увеличение для решения экологических проблем? Для выяснения причин изучим материал, построим логическую схему и определим результаты экспериментов. Актуализация знаний Тема, которую мы изучаем, называется “Средообразующая деятельность живых организмов”. На доске написан эпиграф (учитель зачитывает его) . Покажите, как он связан с темой урока? Какие среды жизни вы знаете? Как окружающая среда влияет на живые организмы? Могут ли живые организмы оказывать влияние на окружающую среду? /По итогам обсуждения учащиеся должны сделать следующий вывод: живые организмы оказывают влияние на окружающую среду/. Усвоение новых знаний Для построения логической схемы на доске каждой из трех групп учитель раздает материалы из различных учебников и литературных источников с информацией: в какой среде и как живые организмы образуют среду. /Класс разделен на 3 группы, каждая группа работает с определенной литературой по определенному вопросу./ Задание 1 группе: изучить средообразующую деятельность живых организмов в водной среде, ключевые организмы в водной среде и достроить логическую схему на доске. Задание 2 группе: изучить средообразующую деятельность живых организмов в почве, ключевые организмы в почве и достроить логическую схему на доске. Задание 3 группе: изучить средообразующую деятельность живых организмов в наземно-воздушной среде и достроить логическую схему на доске. Каждая группа работает с материалом, достраивает схему, выбирая нужные фразы со стола учителя, делает сообщение, а весь класс записывает схему. Учитель корректирует сообщения, объясняет новые слова. Закрепление новых знаний Каждая из трех исследовательских групп завершает поставленный эксперимент и задает вопросы другим группам. Вопросы групп: (Группа, изучающая средообразующую деятельность организмов в водной среде). - По окончании эксперимента с дафниями, мы определили значение окисляемости (содержание органических загрязнений) в двух стаканчиках. Почему выбран анализ “определение окисляемости” и какой результат мы получили?
- Объясните, почему дафнии выбраны тест-объектом для определения токсичности воды.
(Группа, изучающая средообразующую деятельность организмов в наземно-воздушной среде). - Проводя в процессе эксперимента анализ на содержание СО2, мы заметили следующую закономерность: содержание СО2 под банкой с растением меньше, чем в помещении. Как вы можете объяснить эти результаты?
- В 1771 г. (234 года назад) Пристли ставил опыт: под стеклянную банку помещал свечу, затем горшок с цветком и мышь… И записал вывод: “…. В растениях присутствует что-то, способное исправлять воздух,… испорченный горением свечи”. Скажите, что получил Пристли в результате опыта и как вы объясните этот опыт?
(Группа, изучающая средообразующую деятельность организмов в почве). - Замеряя СО2 в помещении и под банкой, накрывавшей почву, какой результат мы получили? Это явление называется “дыханием” почвы. Объясните это явление.
- Положив кусочки бумаги в почву с красным калифорнийским червем и проверив через 10 дней, мы кусочки бумаги не нашли. Предложите пути практического использования этого процесса.
Далее проводится самостоятельная работа. Задания (тест и задача) приведены в Приложении №2. Подведение итогов занятия Учитель просит ответить на проблемный вопрос:“ Почему при развитии научно-технического прогресса снижается средообразующая деятельность живых организмов, в то время как необходимо ее увеличение для решения экологических проблем?” и подводит итоги урока. 8. Домашнее задание Базовый уровень: Учебник, § 4.2. Оформить результаты практических работ. Повышенный уровень: Учебник, § 4.2. Составить два проблемных вопроса к классу. Углубленный уровень: Учебник, § 4.2. Доказать,что средообразующая деятельность организмов имеет большое практическое значение, привести примеры. 9. Рефлексия Учащимся предлагаются вопросы: - Какое значение для Вас имеют знания, полученные на сегодняшнем уроке?
- Как вы можете оценить свою работу на уроке? (Прикрепите на дерево листочек (зеленый - активно, желтый - хорошо, красный - плохо)).
Приложение №1 Эксперимент по средообразующей деятельности геобионтов Оборудование: аптечные весы, плодородная почва (“живая”), кусочки льняной ткани или бумаги, красные калифорнийские червячки (ККЧ), пустой цветочный горшок. Порядок проведения: в пустой цветочный горшок емкостью два литра помещают плодородную почву (влажность почвы не менее 80%, т.е. если зажать в кулак, то отжимается 2-3 капли воды). В почву помещают 50 штук ККЧ. Вырезают 2 квадрата из ткани или бумаги размером 5х5 см, взвешивают на аптечных весах и определяют вес 1 см2 ткани (бумаги). Один кусочек ткани (бумаги) после измельчения помещают в центр почвы и прикрывают слоем почвы. Через 10 дней достают остатки ткани, высушивают, взвешивают (либо замеряют площадь) и рассчитывают в граммах переработанную геобионтами (микроорганизмами и ККЧ) ткань. Делают вывод о средообразующей деятельности геобионтов. Эксперимент по средообразующей деятельности растений Оборудование: цветочный горшок с растущим невысоким растением и с одной плодородной землей, две емкости на 0,5 литра, лучина, спички, пипетка, конические колбы, груша, шприц на 150 см3. Реактивы: 10% раствор Na2CO3, раствор HCl (1:5), индикатор - фенолфталеин. Порядок проведения: растения в одном цветочном горшке и почву в другом накрывают стеклянными банками на 1 сутки. Через сутки тлеющую лучину помещают под банку, накрывавшую растения, и под банку, накрывающую поверхность почвы. Наблюдают, что произойдет с тлеющей лучиной и делают вывод о средообразующей деятельности растений. Одновременно определяют содержание СО2 в помещении и под банками. В шприц набирают 10 мл10% раствора Na2CO3 с 4-мя каплями фенолфталеина и 140 см3 воздуха (из помещения, 1-й банки, либо из второй банки). Встряхивают в течение 5 минут и выливают раствор в коническую колбу. Набирают в пипетку раствор НСl (1:5) и по каплям доливают в коническую колбу, перемешивая до полного обесцвеч...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.05 | Просмотров: 4493
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|