Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Бинарный интегрированный урок (экология + информатика) в 11-м классе по теме Водопотребление и истощение ресурсов пресной воды на планете - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Бинарный интегрированный урок (экология + информатика) в 11-м классе по теме Водопотребление и истощение ресурсов пресной воды на планете


Автор(ы): Смирнова Инна Витальевна, учитель информатики; Гранкина Людмила Васильевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Изведать то, что не видел сроду, -
Глазами, ртом и кожей пить простор!
Кто в океане видит только воду -
Тот на земле не замечает гор.
В.Высоцкий
Цель: с помощью информационных и проектных технологий познакомить обучающихся с истощением ресурсов пресной воды на планете.
Задачи:
  1. Расширить знания обучающихся о водопотребление пресной воды;
  2. Научить обучающихся прогнозировать с помощью компьютерного моделирования, исходя из данных;
  3. Познакомить со способами работы с различными источниками информации и применение их на практике;
  4. Через интеграцию знаний по биологии, географии, информатики и экологии расширить знания обучающихся об экологической угрозе пресных водоемов;
  5. Развить компетентностей обучающихся и применение их в жизненных ситуациях.
  6. Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедиапроектор, презентация (приложение 1).
Программное обеспечение: Microsoft Office Excel.
Тип урока: интегрированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Вопросы:
  1. Какое значение имеет вода для нормального функционирования организма человека?
  2. Как может сказаться недостаток водопотребления на здоровье человека?
  3. В каких отраслях используется пресная вода?
  4. Виды моделирования?
  5. Свойства модели зависят от цели моделирования?

3. Изучение нового материала.

Вода – основа развития земледелия, энергетики и рыбного хозяйства, без нее немыслимы быт и досуг человека. Объем пресных вод составляет около 35 млн. куб км., или 2,5% общих запасов воды на Земле. В тоже время большая часть пресных вод (68,7%) сосредоточена в ледниках и залегающем снежном покрове, из них основные запасы находятся в Антарктиде. Водные экосистемы снабжают водой города, села, промышленные объекты. В реках и озерах водятся ценные виды рыб. В прудах разводят рыбу.
Как и другие естественные экосистемы, водные экосистемы России испытывают сильное влияние человека; они загрязняются и истощаются в результате больших водозаборов, которые не компенсируются поступлением в водоемы воды с осадками и грунтовыми водами.
Футурологи считают, что будущие войны могут возникнуть в результате борьбы за пресную воду.
В настоящее время четверть населения Земли испытывает недостаток в пресной воде.
Итак, Вы поняли, что сегодня мы будем говорить с Вами об истощении ресурсов пресной воды на планете.
Рассмотрим план работы на уроке (запись плана в тетрадь).
План работы:
  1. Ресурсы пресных вод на планете.
  2. Расходование воды в орошаемом земледелии.
  3. Коммунально-бытовое потребление.
  4. Использование воды в промышленности и энергетике.
  5. Качество пресной воды и здоровье человека.
  6. Охрана водных ресурсов.
  7. Практическое моделирование.
Используя план работы и карты, ученики рассказывают опережающий материал по данной теме.
Ресурсы пресных вод на планете.
Ресурсы пресных вод Земли формируются в процессе глобального круговорота воды, который является опреснителем вод и способствует их непрерывному возобновлению. Общее потребление пресных вод из года в год возрастает во всех регионах мира. Если в 20 веке человечество потребляло 400куб км. Воды в год, то ныне нам ежегодно необходимо уже около 4000 куб.км, т.е. около 10% объема мирового потребления.
Расходование воды в орошаемом земледелии.
Для нужд орошения используется значительная часть ресурсов пресной воды, причем около 3/4 безвозвратно. Ученые подсчитали, что при выращивании 1 т. риса за вегетационный период требуется 7 тыс. т. воды, пшеницы - 1.5 тыс.т., а хлопка – 10 тыс.т. воды. Наибольшей орошаемой площадью располагает Азия. Большая часть воды приходится на территорию Китая, Индии и Пакистана.
Таблица “расходование воды в орошаемом земледелии”
Регионы Современное состояние Прогноз на начало XXI в.
Орошаемые земли, млн.га Водозабор,км3 Безвозвратный расход, км3 Возвратные воды, км3 Орошаемые земли, млн.га Водозабор,км3 Безвозвратный расход, км3 Возвратные воды,км3
Европа 17 110 95 15 19 130 105 25
Азия 140 1300 980 320 165 1500 1130 360
Африка 11 120 85 35 15 165 110 50
Северная Америка 29 330 215 115 35 390 260 140
Южная Америка 9 70 55 15 11 95 70 25
Австралия и Океания 2,0 20 10 3 3 20 15 5
Россия 20 260 180 80 24 300 210 95
Мир в целом 228 2210 1620 583 272 2600 1900 700
Коммунально-бытовое потребление.
В настоящее время суммарный объем потребляемой населением воды превысил 300 куб.км в год. Но лишь 4% населения земного шара пользуется водой в достаточном количестве, т.е. около 300-400 л/ сутки на человека, а для 2/3 населения, сосредоточенных главным образом в Африке и Азии, удельное потребление воды в 10 раз меньше.
Использование воды в промышленности и энергетике.
Вода для промышленности является столь же необходимым элементом в производстве, как уголь, медь, железо и другие природные ресурсы. Объемы потребления воды в промышленности различаются по отраслям. Так, на производство 1 т синтетического волокна нужно израсходовать 1 тыс. куб.м воды. Если ежегодно мировое потребление минеральных ресурсов, взятых из природы, составляет 7-8 млрд.т., то воды расходуется 7-8 млрд. т. ежесуточно.
Таблица “Использование воды в промышленности и энергетике”
Регионы Современное состояние Прогнозируемое
Водозабор Безвозвратный расход Сточные воды Водозабор Безвозвратный расход Сточныеводы
Европа 193 19 174 200—210 30—37 160—175
Азия 118 30 88 320—340 65—70 215—270
Африка 6,5 2 4,5 30—35 5—10 25
Северная Америка 294 29 265 363—370 50—60 310
Южная Америка 30 6 24 100—110 20—25 60—87
Австралия 1,5 0,8 1,5 3,0—4 1 2—3,0
Россия 117 11,9 105 140—150 20—27 120—130
Во многих пресноводных экосистемах России сложилась тяжелая экологическая ситуация, например, в густо населенном бассейне Волги, где на 8% территории России проживает 42% населения страны. Реки этого бассейна, и в первую очередь сама Волга, испытывают влияние гидротехнических сооружений, которых только на Волге и Каме – 14 (самое крупное – Куйбышевское водохранилище), и выбросов большого числа предприятий в городах, расположенных на Волге и её притоках. Среди загрязнителей Волги – нефтехимические комплексы Башкортостана и Татарстана, химические предприятия Тольятти и Дзержинска, множество тепловых электростанций, Астраханский газоперерабатывающий завод и многие другие. Загрязняют Волгу и сельскохозяйственные стоки, в которых растворены удобрения и пестициды. В итоге – падает качество воды в великой реке, гибнет некогда знаменитое стадо осетровых рыб.
Качество пресной воды и здоровье человека.
  • Первые стандарты качества питьевой воды были утверждены в России в 1937 году. В этих стандартах содержатся нормы качества питьевой воды. Так, у нас в стране это ГОСТ 2874-82 “Вода питьевая”, в котором определены требования к микробному составу, физическим и химическим характеристикам воды. Приведем некоторые предельно допустимые уровни содержания химических веществ по ГОСТу:
  • водородный показатель (рН) -6,0-9,0;
  • Железо (мг/л) - до 0,3;
  • Жесткость общая (мг экв/л) – до 7,0;
  • Марганец (мг/л) - 0,7;
  • Медь(мг/л) - 1,0;
  • Хлориды (мг/л) до 350.
Водный путь передачи инфекционных заболеваний стал очевидным. В наше время перечень заразных заболеваний, передаваемых через воду, включает, кроме холеры, дизентерию, брюшной тиф, инфекционный гепатит и другие. Доказана возможность заражения через воду полиомиелитом и туберкулезом.
Кишечная палочка очень широко распро...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1761

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340