Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок по экологии Типы взаимодействия организмов - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Урок по экологии Типы взаимодействия организмов


Автор(ы): Чашкина Елена Александровна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  1. образовательная – изучить типы взаимодействия организмов;
  2. воспитательная – формирование научного мировоззрения;
  3. развивающая – развитие познавательного интереса, логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи урока: обратить внимание учащихся на сложные проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов.
Форма урока: урок развивающего обучения.
Методы и педагогические приемы: словесные: рассказ, беседа; работа с книгой (задачником); наглядные: демонстрация; метод контроля – устный и письменный.
Оборудование: живые растения и гербарные материалы полыни, пижмы, тюльпана, нарцисса, черемухи, чеснока, грецкого ореха, табака, резеды, петрова креста; насекомоядных растений; муляжи грибов; коллекции насекомых (саранча, колорадский жук, тля, божья коровка, бабочка-капустница, непарный шелкопряд, пчела, шмель, муравей).
Раздаточный материал:
  • набор корней бобовых растений с клубеньками;
  • гербарий насекомоопыляемых растений;
  • набор плодов растений, распространяющихся с помощью животных: череда, чертополох.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • приветствие
  • фиксация отсутствующих
  • проверка внешнего состояния классного помещения
  • проверка подготовленности учащихся к уроку
  • организация внимания и внутренней готовности.

II. План урока.

  • определить цели и задачи урока.

III. Изучение нового материала.

1. Формулируем проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством кошек и величиной удоя у коров в данной местности?»
Ответы детей: Предположим:
  1. Увеличится количество кошек.
  2. Уменьшится количество мышей.
  3. Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.
  4. Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.
  5. Увеличивается удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.
2. Вводим определение «биотические факторы» - самостоятельная работа учащихся.
3. Типология биотических взаимодействий (по Э. Хескилу) – рассказ с элементами беседы и демонстрацией наглядных материалов.
Тип взаимодействия Организм 1 Организм 2 Общий характервзаимодействия
Нейтрализм 0 0 Организмы не влияют друг на друга
Конкуренция - - Взаимное подавление организмов
Аменсализм - 0 Один организм подавляет другой, не испытывая воздействия
Комменсализм + 0 Один организм получает пользу от взаимодействия, другому –безразлично
Эксплуатация + - Паразит – хозяин, хищник – жертва.
Мутуализм: А) протокооперация;
Б) симбиоз
+ + Взаимновыгодное взаимодействие; необязательные отношения; Организмы не могут существовать друг без друга.
(0) – отсутствие значимых воздействий;
(+) – организм получает выгоду от взаимодействия;
(-) – взаимодействие угнетает организм.

IV. Первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.

  1. Основные типы взаимодействия, их суть?
  2. По каким критериям отличаются хищники от паразитов?
  3. Как сказывается конкуренция на интенсивности жизнедеятельности соперничающих видов?
  4. Каким образом паразитизм и хищничество влияют на интенсивность естественного отбора?
  5. Какое значение имеет нейтрализм?

V. Дифференцированные задания. (работа в группах, последующее обсуждение) – работа с учебником.

1 группа.
Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с березой.
2 группа.
Составьте список организм...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.07 | Просмотров: 3621

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340