Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Урок по экологии Типы взаимодействия организмов
Автор(ы): Чашкина Елена Александровна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - образовательная – изучить типы взаимодействия организмов;
- воспитательная – формирование научного мировоззрения;
- развивающая – развитие познавательного интереса, логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи урока: обратить внимание учащихся на сложные проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов. Форма урока: урок развивающего обучения. Методы и педагогические приемы: словесные: рассказ, беседа; работа с книгой (задачником); наглядные: демонстрация; метод контроля – устный и письменный. Оборудование: живые растения и гербарные материалы полыни, пижмы, тюльпана, нарцисса, черемухи, чеснока, грецкого ореха, табака, резеды, петрова креста; насекомоядных растений; муляжи грибов; коллекции насекомых (саранча, колорадский жук, тля, божья коровка, бабочка-капустница, непарный шелкопряд, пчела, шмель, муравей). Раздаточный материал: - набор корней бобовых растений с клубеньками;
- гербарий насекомоопыляемых растений;
- набор плодов растений, распространяющихся с помощью животных: череда, чертополох.
Ход урока. I. Организационный момент. - приветствие
- фиксация отсутствующих
- проверка внешнего состояния классного помещения
- проверка подготовленности учащихся к уроку
- организация внимания и внутренней готовности.
II. План урока. - определить цели и задачи урока.
III. Изучение нового материала. 1. Формулируем проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством кошек и величиной удоя у коров в данной местности?» Ответы детей: Предположим: - Увеличится количество кошек.
- Уменьшится количество мышей.
- Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.
- Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.
- Увеличивается удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.
2. Вводим определение «биотические факторы» - самостоятельная работа учащихся. 3. Типология биотических взаимодействий (по Э. Хескилу) – рассказ с элементами беседы и демонстрацией наглядных материалов. Тип взаимодействия | Организм 1 | Организм 2 | Общий характервзаимодействия | Нейтрализм | 0 | 0 | Организмы не влияют друг на друга | Конкуренция | - | - | Взаимное подавление организмов | Аменсализм | - | 0 | Один организм подавляет другой, не испытывая воздействия | Комменсализм | + | 0 | Один организм получает пользу от взаимодействия, другому –безразлично | Эксплуатация | + | - | Паразит – хозяин, хищник – жертва. | Мутуализм: А) протокооперация; Б) симбиоз
| + | + | Взаимновыгодное взаимодействие; необязательные отношения; Организмы не могут существовать друг без друга.
| (0) – отсутствие значимых воздействий; (+) – организм получает выгоду от взаимодействия; (-) – взаимодействие угнетает организм. IV. Первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов. - Основные типы взаимодействия, их суть?
- По каким критериям отличаются хищники от паразитов?
- Как сказывается конкуренция на интенсивности жизнедеятельности соперничающих видов?
- Каким образом паразитизм и хищничество влияют на интенсивность естественного отбора?
- Какое значение имеет нейтрализм?
V. Дифференцированные задания. (работа в группах, последующее обсуждение) – работа с учебником. 1 группа. Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с березой. 2 группа. Составьте список организм...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.07 | Просмотров: 3621
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|