Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Урок по экологии
Автор(ы): Антипова Гульгена Шарифзяновна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель элективного курса - углубленное изучение вопросов экологии и охраны природы. Он является основным материалом для обучения учащихся в профильных классах, а также дополнением к урокам географии и биологии, внеклассным занятиям по этим предметам и призван содействовать вооружению учащихся системой знаний, практических умений и навыков по экологии и охране природы. Задачи курса - ознакомление с основами экологии, воспитание, у учащихся любви к природе, расширение их научных знаний по основам правильного природопользования, развитие навыков самостоятельной практической работы в природе. Во время практических занятий школьники изучают местные природные комплексы, нуждающиеся в восстановлении и защите от разрушения. Они выполняют работу по восстановлению и сохранению зеленых насаждений, охране птиц, сохранению муравейников и пр., оказывают помощь местным хозяйствам в борьбе с эрозией почв и принимают активное участие в организации и проведении массовых мероприятий по охране природы. На основе первичных знаний об элементах и связях в природных сообществах, полученных в курсах физической географии, ботаники, зоологии углубляются знания школьников о естественных процессах, происходящих в природе, и рассматриваются, как эти процессы изменяются под влиянием деятельности человека (сельскохозяйственной, промышленной, транспортной, градостроительной, природоохранной и др.). На протяжении изучения всего элективного курса необходимо охарактеризовать деятельность человека, приводящую как к положительным, так и к отрицательным изменениям естественных процессов в природе, систематически обучать школьников правилам и навыкам поведения в природе (правила пользования огнем, выбор места и размещения стоянок в природе, пользование источниками воды, соблюдение санитарно-гигиенических требований поведения в условиях природы и т.п.). Распределение часов по темам зависит от местных условий и специфики природно-экономического окружения. Введение (4 ч, из них 1 ч на самостоятельную работу) Ознакомление с основными экологическими понятиями, с влиянием деятельности человека на окружающую природу. Охрана природы как необходимое условие сохранения природной среды человека. Самостоятельная работа. Знакомство с природоохранительными законами РТ и РФ. Естественнонаучные основы охраны природы (12 ч, из них 2 ч на экскурсию) Понятие о биосфере. Факторы, влияющие на жизнь (факторы неживой, живой природы и влияние на них деятельности человека). Природные сообщества на примере леса, луга, степи, болота и других сообществ, характерных для местных условий. Видовой состав и взаимосвязи в сообществах. Различный характер отношений внутри вида и между видами (на конкретных примерах). Относительный характер понятий "хищник-жертва" и "польза-вред" в природе. Влияние деятельности человека на изменение численности растений и животных (по возможности на местных примерах). Экскурсия в природное сообщество (на двух примерах), изучение видового состава растений и животных и их взаимосвязи в сообществе. Охрана атмосферы (6 ч, из них 4 ч на практические работы) Краткий обзор физико-химических свойств атмосферы. Естественное загрязнение атмосферы. Влияние деятельности человека на состояние и свойства атмосферы в отдельных районах. Источники искусственного загрязнения атмосферы. Виды загрязнений (химические, физические) и их последствия. Влияние загрязнений атмосферы на живую природу. Меры по предупреждению загрязнения атмосферы в нашей стране. Практические занятия Изучение влияния загрязнений атмосферы на окружающую живую природу. Охрана вод (8 ч, из них 4 ч на практические занятия) Вода как фактор жизни. География водных ресурсов. Обеспеченность пресной водой населения и отраслей хозяйства - проблема мирового масштаба. Причины водного "голода" в индустриально развитых странах. Восстановление и сохранение водных ресурсов. Опасность загрязнения Мирового океана. Водоемы нашей страны (искусственные и естественные), их охрана и рациональное использование. Практические занятия Составление карт местных водных источников (родников, ручьев, колодцев, прудов, озер и других водоемов). Обследование этих водоемов и участие в работе по улучшению их состояния (в летний период). Экскурсия на водоочистные сооружения или санитарно-эпидемиологическую станцию. Охрана почв (10 ч, из них 8 ч на практические работы) Роль почвы в природе и жизни человека. Почвообразование. Основные типы почв. Положительное и отрицательное воздействие человека на почву. Эрозия почв (естественная и искусственная), виды эрозии. Виды загрязнения. Защита почв от загрязнения. Государственные меры по охране почв. Практические занятия Снегосъемка на поле, лугу, в лесу и сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Изучение территории с эрозированными почвами и определение причин и видов эрозии. Охрана растительных ресурсов (10 ч, из них 6ч на практические работы) Зеленые растения - основной источник пищи и кислорода на Земле. Роль растений в жизни человека. Последствия сокращения площади растительных сообществ. Основные проб...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.07 | Просмотров: 1964
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|