Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Открытый урок: Защитник Отечества — каков он? (5-й класс) - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Открытый урок: Защитник Отечества — каков он? (5-й класс)


Автор(ы): Кеерд Ирина Владимировна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.
Задачи:
  • Направить внимание учащихся на постижение художественного воплощения образа защитника Отечества различными видами искусства;
  • Развивать интонационный слух, перцептивные способности, ассоциативное мышление учащихся;
  • Формировать диалогическую культуру школьников, умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;
  • Совершенствовать вокально-хоровые навыки;
  • Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её защитником.
Материал:
Музыкальный ряд:

М. Глинка. “Родина моя! Русская земля!” -хор из оперы “Иван Сусанин”;
С. Прокофьев. Кантата “Александр Невский”, ч.2 “Песнь об Александре Невском”, ч.4 “Вставайте, люди русские!”;
А. Бородин. Симфония №2 (“Богатырская”), 1 часть;
“Баллада о солдате”. Муз. А.Соловьёва-Седого, ст. В.Матусовского;
“Отважная песня”. Муз. И. Шварца, ст. В.Коростылёва.
Изобразительный ряд:
“Чудо Георгия о змие”. Икона XV века;
Донателло. “Святой Георгий”. Скульптура. XIV век;
П. Корин. “Александр Невский” (фрагмент триптиха);
В.Васнецов. “Богатыри”;
видеоматериал о великой Отечественной войне;
фрагмент видеофильма “Третьяковская галерея” об иконе “Чудо Георгия о змие”.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений, видеомагнитофон, портреты композиторов, разрезной “Словарь настроений и чувств” (для учащихся).
Методы: беседа, активный диалог, ассоциативный поиск, художественное моделирование, интонационное прочувствование, сопоставление.
Содержание:

“Нету счастья выше, нету чести выше,
Чем любимой Родине служить!”
(А.С. Ерикеев)
Звучит хор “Родина моя! Русская земля!” из оперы “Иван Сусанин” М. Глинки
У.: “О светло светлая и украсно украшена земля Русская! Ты многими красотами удивлена еси: озёрами, реками и кладязьми, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими. Всего еси исполнена земля Русская...” Это строки древнего русского летописца. За эту “светло светлую” и “украсно украшену” Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля, солдаты Великой Отечественной... Им, защитникам Отечества, и посвящён наш сегодняшний урок.
Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал защитника Отечества.
Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы XV века, созданной новгородским художником. Кто здесь изображён? (Рис.1)

Д.: Всадник на коне, сражающийся со змеем.
У.: Не правда ли красив этот воин? Как его изобразил художник?
Д.: Он словно летит на своём коне... Он очень смел и храбр... Бесстрашно сражается с чудовищем.
У.: Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Кто знает, что это за воин?
Д.: Это Святой Георгий Победоносец. Он изображён на старинном гербе Москвы, а ещё на монетах... А я видел похожего всадника на других иконах в церкви...
У.: Верно. И это не случайно, так как этот доблестный воин – заступник и покровитель русского народа.
В основе этой иконы лежит красивое предание: “В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам - идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребёнку. Однажды пришёл черёд и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и соверщил настоящее чудо. Он храбро сразился со змеем и пронзив его копьём, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построил храм Господний”.
“Чудо Георгия о змие”– так называется это удивительное творение мастера, имя которгого, к сожалению, осталось неизвестным.
(Далее возможен просмотр фрагмента видеофильма “Третьяковская галерея” об иконе “Чудо Георгия о змие”)
Давайте внимательно рассмотрим эту икону и попытаемся “прочесть” её смысл. Каждый цвет в этом художественном произведении имеет своё значение. Змей изображен на тёмном фоне – символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость. Белый же цвет в изображении коня символизирует силу Истины. А как вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи?
Д.: Наверное, красный цвет – цвет справедливости… Цвет мира…Непримиримости со злом.
У.: Вы правы. Сама рука Господа, благословляет Георгия на битву со злом во имя мира.
Святого Георгия многие народы признали своим покровителем, заступником, назвав Победоносцем. В честь него были возведены храмы, составлено житие, повествующее о его славной жизни, созданы произведения искусства.
Взгляните на скульптурное изображение святого Георгия, выполненное великим итальянским мастером эпохи Возрождения Донателло. ( Рис.2) Скульптура “Святой Георгий” принесла ему настоящую славу. Жителям его родного города Флоренции был дорог легендарный образ воина-победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей.

Какие черты характера воина-защитника воплотил скульптор?
Д.: Мужество, силу, уверенность в победе...
У.: Почему вы так решили?
Д.: Этот воин облачён в рыцарские доспехи… Его фигура полна скрытой энергии и силы. Он как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу… Взгляд воина напряжённый, гордый… Он решителен и отважен.
У.: Да, он уверенно стоит на родной земле. Отсюда он не отступит ни на шаг.
А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина (Рис.3). Не правда ли, удивительно похожи эти два воина: один – из итальянского города Флоренции, другой – стоящий на берегу русской реки Волхов, на Новгородской земле? Что общего между ними? Что их сближает?

Д.: Они оба – смелые и сильные воины, готовые в любую минуту сразиться с врагом, защитить Отечество.
У.: Вам, конечно, уже знакома эта картина. Кто этот воин?
Д.: Александр Невский.
У.: Князь Александр Ярославич – один из наибролее почитаемых и любимых в народе героев- защитников земли Русской. Чем же он заслужил такую славу?
Д.: Он со своей дружиной одержал победу над щведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли.
У.: Каким изобразил Александра Невского художник Корин?
Д.: Мужественным, спокойным и сильным.... Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.
У.: Да, он прекрасен в своей решимости защищать родную землю. А земля эта, посмотрите, какая красивая! Суровая, но какая поэтичная!
У.: Что в картине говорит о том, что перед нами русский воин?
Д.: Пейзаж с русскими церквями. Я слышу их колокольный звон… За плечами Александра Невского – старинное боевое русское знамя..
У.: Какая цветовая гамма использована в картине и почему?
Д.: Краски в картине суровые, мрачные, неброские... Потому, что было суровое военное время.
У.: Обратите внимание на цвет плаща, развевающегося за плечами князя. Случайно ли выбран такой цвет? Что хотел сказать этим художник?
Д.: Цвет плаща алый. Это цвет непримиримости со злом. Я думаю, что автор хотел этим подчеркнуть, что Александр Невский хочет победить зло, чтобы был мир на земле… А я думаю, что художник Корин хотел сказать, что Александр Невский – справедливый воин, который защищает своё Отечество.
У.: Идеал такого воина нашёл воплощение не только в живописи, но и в кино, музыке.
Незадолго до начала Великой отечественной войны на экраны страны вышел кинофильм “Александр Невский”. Музыка, зазвучавшая в этом фильме, стала известной во всём мире. Вспомните и назовите произведение и его автора.
Звучит фрагмент хора “Вставайте, люди русские!” из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева
Д.: (называют произведение)
У.: Какими интонациями пронизана эта музыка? Созвучны ли они картине П. Корина?
Д.: (работают со словарём) Суровые, величественные, призывные…
У.: Изменяются ли они в средней части хора? Почему?
Д.: Изменяются. Музыка звучит более светло, величаво, в народном духе. Я думаю, здесь композитор передал любовь к Родине, без которой не может существовать защитник Отечества.
У.: В годы великой Отечественной войны, когда наш народ сражался с немецкими захватчиками, чуть ли не каждый день по радио звучала музыка из этой кантаты. Как вы думаете, почему? Какое впечатление производила она на солдат нашей армии?
Д.: Эта музыка вдохновляла русских солдат на защиту Родины от фашизма, помогала им, придавала силы...
У.: Давайте и мы исполним уже знакомую музыку С.Прокофьева, хор “Вставайте, люди русские!”, так, как её пели русские солдаты, уходя на фронт.
Исполнение хора “Вставайте, люди русские!” из кантаты С.Прокофьева “Александр Невский”.
У.: Да, нелёгкими были эти годы... “Сороковые роковые...” – напишут позже о них поэты. О том, как сражались за Родину наши воины, создано множество произведений искусства в разных жанрах: литературе, кино, живописи, музыке... О великом мужестве русского солдата в го...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.07 | Просмотров: 3048

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340