Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по средствами приобщения к искусству родного города - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по средствами приобщения к искусству родного города


Автор(ы): Осеева Елена Алексеевна, воспитатель по изодеятельности


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Введение

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Не секрет, что изобразительное искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений.
Всем известно, как важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений и как по-разному их в своем творчестве отображают художники. Современные образовательные программы знакомят детей с произведениями великих отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства, однако, в них недостаточно внимания уделяется региональному компоненту в области изобразительного искусства. Художники и скульпторы родного города, воспевающие его красоту и трудовые подвиги проживающих в нем людей, известны только небольшому кругу общественности, дети имеют весьма слабое представление об их творчестве. А ведь любовь к тому месту, где ты родился и живешь, ответственность за тех, кто тебя окружает, возникает только тогда, когда ты обладаешь разносторонними знаниями о своем городе, крае, стране.
А стоит ли останавливаться только на знакомстве детей с мастерами мирового значения?
Нам и нашим детям посчастливилось жить в одном из самых красивейших мест Земли. Родные пейзажи суровой и прекрасной сибирской природы любимы детьми. Наш город хоть и небольшой, но богат талантливыми художниками. Их работы часто экспонируются в городском музее и выставочном зале. У нас есть уникальная возможность приобщить детей к изобразительному искусству не через репродукции, которые зачастую оставляют желать лучшего, а посредством подлинных картин - работ художников нашего города, монументальной скульптуры - мемориала шахтерской славы, монумента Славы, памятного знака «Геологам Междуреченска». Работы наших художников - это прекрасный материал, с помощью которого можно успешно решать задачи нравственно-патриотического воспитания.
На первом этапе работы в данном направлении был собран необходимый материал о художниках и скульптуре города. Определены объекты для экскурсий с детьми: краеведческий музей, городской выставочный зал, памятники, здания, представляющие архитектурный интерес. Разработан диагностический материал, серия занятий «Искусство родного города».
На занятиях воспитанники знакомились с творчеством О.Н. Киселевой, Н.А. Евдокимова, С.М. Власова, В.Б. Смирнова, посещали выставки их картин и скульптур, слушали рассказы самих авторов о себе и своих работах, беседовали с художниками, выезжали на экскурсии к памятникам города.
Приобщаясь к изобразительному искусству и архитектуре города, дети учились не только выделять образы картин, видеть перспективу, определять цветовую гамму, получали знания о жанрах и видах изобразительного искусства, формировали умения использовать техники и приемы рисования и лепки, но и узнавали историю родного города, особенности его природы и архитектуры, знакомились с его жителями. И, конечно же, у детей возникало чувство любви, и гордости за свою малую Родину, так как они реально видели и общались с талантливыми людьми, в произведениях которых отражена красота родного края. Тогда я поняла, что занятия помогают решать как задачи изобразительной деятельности, так и задачи нравственно-патриотического воспитания.
Первое время разработанные мною занятия проводились дополнительно к разделу программы «Радуга». Но образовательный процесс по ознакомлению детей с изобразительным искусством потерял системность и последовательность, нарушилось тематическое планирование работы в группах. Возникла необходимость в разработке методического пособия, которое бы объединило и систематизировало обучающий материал.

Основная часть

Поэтому, на втором этапе, я разработала методическое пособие, реализация которого органично влилась в педагогический процесс детского сада.
Пособие разработано к разделу «Изобразительная деятельность» комплексной программы «Радуга» /Т.Н. Доронова/. Содержание подразделов «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке» конкретизировано и дополнено материалами о художниках, архитектурных сооружений, скульптурах родного города.
Методическое пособие предназначено для работы с детьми 6-7 лет, составлено с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Развитие речи»;
«Познавательное развитие»;
«Изодеятельность».
Пособие направлено на решение следующих задач:
  • Приобщение детей к искусству, знакомя их с архитектурными сооружениями, скульптурами и памятниками Междуреченска;
  • Знакомство с творчеством знаменитых художников, скульпторов родного города;
  • Формирование умения понимать содержание произведений и выражать свое отношение;
  • Воспитание любви к своему краю, чувство гордости за него.
Данное пособие содержит тематическое планирование работы по приобщению к изобразительному искусству родного города, конспекты занятий, методические рекомендации для педагогов и родителей, диагностические методики.
Предусмотрены следующие формы работы: занятие, посещение выставок (в музее, выставочном зале, выставки репродукций в детском саду), экскурсии к памятникам города, встречи с художниками города, беседы.
Выставки по всем видам изобразительного искусства проводятся перед занятиями или после занятий, на которых знакомят детей с данным видом искусства. На выставках предполагается индивидуальная работа с отдельными детьми, с небольшой подгруппой. Чтобы успеть побеседовать с каждым ребенком, понять, как он воспринимает произведение искусства.
Беседы о произведениях изобразительного искусства проводятся один раз в неделю воспитателем группы или воспитателем по изобразительной деятельности. Материал, предложенный детям в ходе беседы, является предшествующим для дальнейшей работы на занятиях по рисованию и лепке.
Ознакомление с произведениями искусства как часть занятия по изобразительной деятельности (ри­сование, лепка, аппликации).
В первой части занятия, с учетом темы и вида изобразительной деятельности, продолжается работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Рассматривая произведения искусства, дети учатся выделять выразительные средства, которыми пользуется автор произведения (цвет, композиция, материалы и т.д.). Например: какого цвета снег, небо и как это передает художник, какие цвета характерны для осени, зимы и т.п.
Во второй части занятия дети выпол­няют задание по рисованию, лепке или аппликации на тему, которая соответствует содержанию занятия.
Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пей­заж, натюрморт и пр.) или на определенную тему подби­раются разные виды искусства (образ детей в живописи, графике, скульптуре малой формы). Занятие может быть посвящено теме сочетания разных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, художественное слово).
На занятиях, беседах активно используется художественное слово, которое помогает понять образ, услышать, как то, или иное событие описали поэты родного города.
Современные возможности дошкольного образовательного учреждения позволяют иметь в своем арсенале и использовать элементарные технические средства: магнитофон, фильмоскоп, видеомагнитофон, DVD. Относящиеся к активным методам обучения, ТСО (аудиозаписи, слайды, фрагменты видеофильмов и т.д.) позволяют более продуктивно включать произведения искусства в учебно-познавательный процесс, развивать познавательный интерес детей, расширять их зрительные, слуховые образы, объединяя и интегрируя в целостные картины.
Грамотное и творческое руководство процессом формирования нравственно-патриотических чувств у детей посредством приобщения к изобразительному искусству напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов в области художественно-эстетического воспитания. Для педагогов разработаны консультации по озна...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.08 | Просмотров: 3286

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340