Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Стресс и здоровье (психилогический практикум для педагогов образовательных учреждений)
Автор(ы): Примерова Наталья Валентиновна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сегодня каждому человеку, испытывающему весь груз современных перенапряжений, необходимо иметь представление о природе стресса, причинах, его вызывающих, его последствиях, о методах психопрофилактики постстрессовых состояний и общедоступных психотерапевтических техниках их преодоления. 1. ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС€ Стресс – атрибут современности. Современное общество ставит перед нами всё более сложные задачи, ожидает от нас максимальной отдачи и молниеносных решений. Прогресс цивилизации навязывает нам высокий темп жизни, что неизбежно оборачивается стрессом. Наш организм отвечает на это целым комплексом физиологических реакций: в крови увеличивается количество гормонов адреналина и кортизола, которые готовят кровеносные сосуды, сердце и мускулы к напряжённой работе; мозг требует усиленного кровоснабжения; активнее работают все органы чувств. В случае хронического стресса эти реакции закрепляются, состояние тревоги, которое нормальным образом должно приводить к соответствующим действиям (к борьбе или бегству), накапливается и нередко вызывает различного рода расстройства (соматические и психические). Тибетская медицина объясняет состояние стресса дисбалансом трёх жидкостей в организме. Каждая из них, если наличествует в избытке, порождает определённые симптомы. Страх вызывает повышение кровяного давления и напряжение мышц. Избыток желчи делает человека тревожным и возбудимым. Преобладание лимфы вызывает депрессию и чувство усталости. В наше время тибетская медицина не особенно популярна, но сама мысль о значении внутреннего баланса в организме, несомненно, верна. Любой дисбаланс (например, между интересами работы и семьи) потенциально уже ведёт к стрессу. 2. ПРИЧИНЫ СТРЕССА. (Список составляется совместно с участниками практикума) К обычным причинам стресса относятся: – потеря близких; – испорченные отношения с людьми; – недостаток денег; – безработица; – нехватка времени; – недостаток отдыха; – скука; – проблемы со здоровьем и т.п. 3. ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА. Предупредить события, ведущие к стрессу, не всегда в наших силах, но можно изменить свою реакцию на них. Осваивайте разные стратегии снятия стресса и применяйте ту или иную из них, ориентируясь в ситуации. Это позволит быстро снижать уровень стрессовых гормонов и приспосабливаться к новым условиям. Упражнение “ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ”. Данное упражнение призвано помочь избавиться от привычных стрессовых реакций, научить спокойнее воспринимать ситуации, которые обычно вызывают стресс. 1. Попытайтесь составить список типичных факторов стресса: работа, личная жизнь, смена привычного режима, мысли о приближающейся старости. Расположите их в порядке убывания. 2. Сосредоточьтесь на самом сильном факторе. Вспомните, как Вы обычно на него реагируете. А затем надуйте шарик, представляя, что Вы отдаёте ему свои отрицательные эмоции. 3. Теперь возьмите иголку и, протыкая шарик, представьте себе, что все Ваши отрицательные эмоции в одно мгновение улетучились. 4. Затем начните надувать второй шарик. Представляйте себе, что Вы наполняете его положительной энергией. Подберите слово, обозначающее положительную эмоцию, напишите его на шарике. 5. Какие образы возникают у вас теперь в связи с данной ситуацией? Изобразите их схематически в виде рисунков на шарике. 6. Подбросьте шарик вверх и, наблюдая за его полётом, попытайтесь закрепить в сознании те образы, которые Вы изобразили на нём. Когда Вы вновь столкнётесь с подобной ситуацией, вспомните об этом шарике и о том, что было изображено и написано там Вашей рукой. 4. СИМПТОМЫ СТРЕССА. Когда мы оказываемся в состоянии стресса, то непременно возникают различные физиологические и психологические симптомы стресса, о подлинном значении которых мы не всегда догадываемся. Симптомы эти сигнализируют нам о том, что необходимо пересмотреть приоритеты. Наше тело и наше самочувствие говорят о том, что мы неправильно строим нашу жизнь. Повышение на долгий период уровня стрессовых гормонов может привести к сразу нескольким симптомам. (Двум подгруппам предлагается составить список симптомов: физиологические, психологические) Физиологические симптомы стресса: – сильное сердцебиение; – учащённое дыхание; – сухость во рту; – потливость; – дрожь; – слезливость; – головные боли; – раздражительность; – плохой сон; – рассеянность; – рецидивирующие инфекции. Психологические симптомы стресса: – одиночество; – чувство неуверенности в себе; – проблемы с концентрацией внимания и запоминанием; – нежелание общаться с людьми; – усталость и расстройства сна; – колебания настроения; – раздражительность и вспыльчивость; – бурная активность; – навязчивые действия, беспокойство; – плохой аппетит; – боязнь тишины; – подчёркнутое внимание к своей внешности. 5. СТРАТЕГИИ СНЯТИЯ СТРЕССА. Прежде всего проанализируйте, что вызывает у вас стресс и как он проявляется. Постарайтесь свести к минимуму стрессовые ситуации, например, сменив работу, сократив расходы, отремонтировав квартиру и т.п. Наконец, освойте стратегии конструктивного (позитивного) снятия неизбежно возникающих стрессов. Релаксация Расслабиться можно разными путями: – выполняя дыхательные упражнения, – ведя дневник, – смотря комедию, – играя с домашними животными, – танцуя, – молясь или медитируя, – нежась в тёплой ванне, – посещая салон красоты, – уезжая в отпуск, – беседуя с друзьями. Баланс желаний и возможностей Скорее всего вам надо: – не стремиться всё улучшить, – меньше мыслить категориями “должен”, “обязан”, “вынужден”, – прощать себя и других, – учиться говорить “нет”, – отсеивать лишнюю информацию. Самоконтроль Чтобы лучше преодолевать стрессовые ситуации, надо: – не быть пассивным, отстаивать свою позицию, но без агрессивности, – определять проблемы, ставить цели и искать пути их решения, – прислушиваться к собственным потребностям и заботам, – стараться выполнять принятые решения. Организация своего времени Учитесь эффективно использовать время. Здесь важно следующее: – выделять приоритетные задачи, – назначать реалистические сроки, – делать самое важное или трудное, когда больше всего сил, – предвидеть стрессовые ситуации и заранее готовиться к ним, – всегда оставлять время для себя, – не брать на себя слишком много, – поручать часть дел другим, – делать всё по очереди. Взаимоотношения с людьми Общение может снимать стресс, и приводить к нему. Старайтесь: – беречь интимные отношения, – развивать общительность, – замечать чувства окружающих и не смешивать их с собственными, – поддерживать контакты с друзьями, – подбадривать окружающих. Помощь и поддержка Осознайте, что внутри и вне вас всегда найдутся дополнительные ресурсы: – каждый день подбадривайте себя мыслями “Всё будет хорошо”, – не стесняйтесь обращаться за помощью к близким, друзьям или специалистам. Упражнение “ЦВЕТОК ЖИЗНИ”. Данное упражнение поможет снять напряжение и преодолеть стресс. (Проводиться в небольших группах) - Участники создают круг в центр которого встаёт один из них. Стоящий в центре закрывает глаза (на протяжении всего упражнения), окружающие его люди берутся за руки и делают пять ритмичных вдохов и выдохов.
- Стоящие вокруг вытягивают ладоши на уровне груди, удерживая балансирующего в центре участника. Проделывают три круга и ставят “центрального” в исходное положение.
- Стоящие вокруг поднимают ладоши над головой “центрального” и плавно их опускают три раза, поглаживая его тело.
- Оканчивается упражнение поднятыми над головой стоящего в центре ладонями.
Данное упражнение выполняется до тех пор, пока все участники не побывают в центре круга. По окончании следует обсуждение. 6. МЕРЫ САМОПОМОЩИ. Рефлексотерапия при стрессе. Поскольку главный эффект рефлексотерапии – релаксация, можно уменьшить стресс, вызвав соответствующие рефлексы на кистях и стопах. Предлагаю наиболее полезные в данной ситуации точки. Массируйте каждую из них два-три раза в обоих направлениях. Если где-то чувствительность повышена, обработайте эту точку повторно. - Левым большим пальцем потрите на правой ладони с тыльной стороны между подушечкой в основании большого пальца и V-образным узором, образованным этим и указательным пальцем.
- Левым большим пальцем ведите по основанию право...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.08 | Просмотров: 1262
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|