Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Гражданская война в России
Автор(ы): Катунцева Валентина Ивановна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Эпиграф “О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?” А.С. Пушкин “Руслан и Людмила” Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Цели и задачи урока: на основе повторения и обобщения изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами создать целостное представление о гражданской войне в России; способствовать становлению умения оценивать исторические явления; развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основании анализа документа; привлечь внимание учащихся к проблеме трагедии человеческих судеб на крутых поворотах истории. Категории учебных целей: - знание и понимание
: перевод знания в другую форму – предсказание результатов событий; - применение
: использование материала в конкретных и новых ситуациях; - анализ
: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними; - синтез:
комбинировать элементы, чтобы получить целое; - оценка
: оценивать соответствие выводов имеющимся данным. Звучит романс “Поручик Голицын”. Мотивационная беседа В сознании наших соотечественников Великая Отечественная война как бы заслоняет войну гражданскую. Но, как ни ужасен был нацизм, гражданская война страшнее. Гитлер – это нашествие чуждой силы; гражданская война – это война брата с братом, отца с сыном. Мы ничего не поймем в событиях 1918-1920гг., если будем думать, что все красные (или белые) были хорошими – или, наоборот, негодяями и извергами. Как же оценивать эти события нашей истории? Это нам и предстоит выяснить в ходе изучения темы “Гражданская война в России”. В процессе работы нам предстоит обсудить причины гражданской войны, ответить на вопросы об участниках и руководителях этой войны, высказать свои суждения о ее последствиях и влиянии на судьбы России. Вводный контроль - Какое определение гражданской войны дает нам автор учебника (ст. 114 – словарь, ст. 106 абзац снизу)?
- Чем она отличается от других войн?
Основная часть 1. Какие же причины вызвали ее к жизни? Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Ответ аргументируйте. - Гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;
- Гражданская война – порождение веками копившихся в обществе злобы, раздражения;
- Гражданскую войну вызвали иностранные империалисты;
- Гражданской войны можно было бы избежать, если бы не политика большевиков 1917 - начала 1918 гг.;
- Гражданская война – закономерное продолжение революции;
- Гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам;
- Гражданская война – это трагическая ошибка, порожденная взаимным непониманием;
- Гражданская война была развязана свергнутыми классами – помещиками и буржуазией, стремившимися вернуть власть, собственность.
2. А теперь ребята сосредоточились. Закончить предложение: “В гражданской войне участвовали три силы: …” 3. Какие из перечисленных социальных сил в годы гражданской войны поддерживали белых, красных, зеленых? Учащиеся поднимают карточки соответствующих (белый, зеленый, красный) цветов. Это дает возможность контролировать ответы учащихся. - высшее офицерство;
- казачество;
- среднее офицерство;
- либеральная интеллигенция;
- малоквалифицированные рабочие;
- беднейшее крестьянство;
- среднее крестьянство;
- солдаты;
- зажиточное крестьянство.
Почти вся Россия пришла в движение. Но вот ведь … странно, история не помнит толпы. Каждого, кто на свой страх и риск попытался торить свою тропинку в чистом поле, история вознаграждает, упоминаем вскользь, сохранением если не черт лица, то хотя бы имени. Поговорим о персоналиях. Работаем в группах. За две недели перед уроком вы получили задание познакомиться с деятельностью известных лидеров белых, красных, зеленых. Поднимите руки, кто воспользовался услугами библиотеки, Интернет. Что нового ты о них (нем) узнал(а) из этой характеристики? Что позволило этим людям стать во главе движения? Здесь история соединила народ (или его часть) и Личность. Поистине, такое обилие имен Личностей встретишь в российской истории не часто. Что объединяет этих людей (белых, красных, зеленых)? Портрет № 1 Сын офицера (бывшего крепостного, отданного в рекруты, дослужившегося до воинского звания и в отставку вышедшего в звании майора), он окончил Киевское пехотное юнкерское училище; подав рапорт о переводе его на Дальний Восток во время русско-японской войны, в документах на вопрос: “Знаете ли японский язык?”, он написал: “Не знаю, но драться буду не хуже знающих”. Его просьбу исполнили; его имя неразрывно связано с историей Белого движения. Один из создателей Добровольческой армии, главнокомандующий вооруженными силами Юга России во время знаменитого похода на Москву; ярый противник советской власти. Он оставался русским патриотом, и в годы Второй мировой войны выступил с обращением к русским эмигрантам не поддерживать фашистскую Германию. Портрет № 2 В 1894 г. закончил Морской кадетский корпус вторым учеником и за успехи в учебе награжден премией; добровольцем ушел на русско-японскую войну. Восхищенные его отвагой, японцы оставили ему именное оружие; полярный исследователь, лично знакомый с адмиралом Макаровым, норвежцем Нансеном. За обработку материалов и участие в полярной экспедиции барона Э. В. Толля удостоен Большой Константиновской золотой медали; лучший в мире специалист по минированию, самый молодой в мире командующий флотом, свое именное оружие выбросил за борт со словами: “море дало, море пусть и заберет”; своей главной задачей считал создание единого антибольшевистского фронта на Востоке России; это о нем распевали песенку: “Погон французский, Мундир английский, Табак японский, Правитель омский …” Портрет № 3 - Еще при жизни о нем ходили слухи самые невероятные. Будто бы, когда крестили его, на священнике загорелась риза, что предвосхитило ребенку судьбу разбойника;
- в 16 лет стал членом группы анархистов, участвовал в “экспроприациях”, за что осужден к 20 годам каторги, замененным по несовершеннолетию подсудимого, заключением в Бутырке;
- избран председателем местного Совета. 25 сентября 1917 года подписывает декрет о национализации всей земли в уезде и разделе ее между крестьянами, чем опередил Ленина на месяц;
- его армия насчитывала до 50 тысяч бойцов. В декабре 1918 года она захватывает крупнейший город юга Екатеринослав и с этого момента имя “батьки” приобретает всероссийскую известность;
- за победы над деникинцами удостоился высшей награды – ордена Красного Знамени; Деникин обещал за его голову полмиллиона рублей;
- на его надгробии надпись: “Советский коммунар …” (Как он просил).
Портрет № 4 - Фрунзе и Куйбышев в нем души не чаяли, но Троцкий в нем видел бандита и навещал его только под охраной личного конвоя и прикрытием орудий бронепоезда;
- кавалер трех, а по источникам Института военной истории, четырех Георгиевских крестов и Георгиевской медали;
- уроженец чувашской глубинки, мордвин, лошадей жаловал, но как командующий группой войск и начдив предпочитал выносливый “Форд-Т”, выжимавший до 50 км в час;
- вверенные ему войска оснащал самым лучшим вооружением: боевыми аэропланами с хорошо обученными красвоенлетами, мотоциклетная связь, телеграф, телефон, вплоть до химического оружия;
- 6 ноября 1932 года в Самаре легендарному герою гражданской войны открыт памятник, а в 1933 году был снят знаменитый киношедевр братьев Васильевых.
Портрет № 5 - Он лихо служил от солдата до вахмистра в царской армии и за подлинные подвиги четырежды был удостоен Георгиевского креста;
- в 1917 году он, которого вот-вот произведут в офицеры, решительно выбирает революцию, а в ней большевиков;
- в июне 1919 года формируется 1-й конный корпус, командование которым он принимает; в ноябре 1919 года корпус реорганизован в 1-ю Конную армию, бессменным руководителем которой он и являлся;
- его маршальство, предсказанное Лениным, осуществилось лишь в 1935 году. За два года до этого такое же пророчество было записано в домашний альбом полководца писателем В. Катаевым.
Портрет № 6 После окончания реального училища уехал в Николаев, чтобы продолжить образование. Здесь он становится членом “Южнорусского рабочего союза”, а в 1889 году оказывается в тюрьме; о февральских событиях 1917 года узнает в США и сразу решает ехать домой. На месяц позже Ленина приезжает в Петроград; в октябрьские дни 1917 года фактически возглавил ВРК, что дало повод считать некоторым ученым, что вооруженное восстание он приурочил к своему дню рождения – 7 ноября; с марта 1918 года – нарком по военным делам, с сентября 1918 года председатель Реввоенсовета республики; неукротимая энергия, блестящая манера выступать наряду с авторитарностью, заносчивостью превратили его из одного из “архитекторов революции” в “демона революции”; в борьбе со Сталиным (после смерти Ленина) потерпел поражение и был выслан из СССР. Портрет № 7 Потомок древнего рода датчан, оказавшихся на русской службе в XVIII веке, чья бабушка была внучкой А.П. Ганнибала и троюродной сестрой А. Пушкина; в отличие от младшего брата Николая, избравшего своим уделом служение искусству, он избрал своим уделом “служение Родине”; в июле 1919 года во время деникинского наступления на Москву, на правом фланге двигалась его Кавказская армия; 4 апреля 1920 года А.И. Деникин, по его словам, “разбитый нравственно”, передает ему командование вооруженными силами Юга России; последнее свое сражение “черный барон”, “диктатор Крыма” проиграл на Перекопе, после чего остатки Русской армии эвакуировались с полуострова; до самой своей смерти в 1928 году в Бельгии оставался непримиримым врагом советской власти. Портрет № 8 Сын забайкальского казака; бабка будущего атамана вела род от Чингисидов, дед был богатым скотоводом; изучил разговорный монгольский язык, интересовался историей, политэкономией, философией, с увлечением изучал буддийское вероучение; закончив Оренбургское казачье училище, с. Первым нерчинским полком под командованием барона Врангеля участвует в мировой войне. За 3 года получил 14 боевых наград; Керенский привлек его к формированию Добровольческой армии. Численность Особого маньчжурского отряда (ОМО) не превышала 5 тысяч человек; в 1921 году после разгрома его отрядов на Дальнем Востоке Красной Армией стал одним из руководителей белоэмигрантов в Маньчжурии; в 1945 году схвачен чекистами в Харбине, а через год казнен через повешение в Москве. Портрет № 9 - Еще при жизни о нем ходили легенды. В 1918 году белогвардейские газеты утверждали, что партизанскими отрядами на Волжском фронте командует немецкий генерал, за голову которого назначили премию в 20 тысяч рублей;
- сын крестьянина из Ярославской губернии. Молодость его прошла на заводе, где и сблизился с большевиками;
- в годы первой мировой войны получ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.12.09 | Просмотров: 1961
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|