Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Гражданская война в России - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Гражданская война в России


Автор(ы): Катунцева Валентина Ивановна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Эпиграф
“О поле, поле, кто тебя
усеял мертвыми костями?”
А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели и задачи урока:
  • на основе повторения и обобщения изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами создать целостное представление о гражданской войне в России;
  • способствовать становлению умения оценивать исторические явления;
  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основании анализа документа;
  • привлечь внимание учащихся к проблеме трагедии человеческих судеб на крутых поворотах истории.
Категории учебных целей:
  • знание и понимание: перевод знания в другую форму – предсказание результатов событий;
  • применение: использование материала в конкретных и новых ситуациях;
  • анализ: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними;
  • синтез: комбинировать элементы, чтобы получить целое;
  • оценка: оценивать соответствие выводов имеющимся данным.
Звучит романс “Поручик Голицын”.

Мотивационная беседа

В сознании наших соотечественников Великая Отечественная война как бы заслоняет войну гражданскую. Но, как ни ужасен был нацизм, гражданская война страшнее. Гитлер – это нашествие чуждой силы; гражданская война – это война брата с братом, отца с сыном.
Мы ничего не поймем в событиях 1918-1920гг., если будем думать, что все красные (или белые) были хорошими – или, наоборот, негодяями и извергами.
Как же оценивать эти события нашей истории?
Это нам и предстоит выяснить в ходе изучения темы “Гражданская война в России”.
В процессе работы нам предстоит обсудить причины гражданской войны, ответить на вопросы об участниках и руководителях этой войны, высказать свои суждения о ее последствиях и влиянии на судьбы России.
Вводный контроль
  • Какое определение гражданской войны дает нам автор учебника (ст. 114 – словарь, ст. 106 абзац снизу)?
  • Чем она отличается от других войн?
Основная часть
1. Какие же причины вызвали ее к жизни? Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Ответ аргументируйте.
  1. Гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;
  2. Гражданская война – порождение веками копившихся в обществе злобы, раздражения;
  3. Гражданскую войну вызвали иностранные империалисты;
  4. Гражданской войны можно было бы избежать, если бы не политика большевиков 1917 - начала 1918 гг.;
  5. Гражданская война – закономерное продолжение революции;
  6. Гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам;
  7. Гражданская война – это трагическая ошибка, порожденная взаимным непониманием;
  8. Гражданская война была развязана свергнутыми классами – помещиками и буржуазией, стремившимися вернуть власть, собственность.
2. А теперь ребята сосредоточились.
Закончить предложение:
“В гражданской войне участвовали три силы: …”
3. Какие из перечисленных социальных сил в годы гражданской войны поддерживали белых, красных, зеленых? Учащиеся поднимают карточки соответствующих (белый, зеленый, красный) цветов. Это дает возможность контролировать ответы учащихся.
  1. высшее офицерство;
  2. казачество;
  3. среднее офицерство;
  4. либеральная интеллигенция;
  5. малоквалифицированные рабочие;
  6. беднейшее крестьянство;
  7. среднее крестьянство;
  8. солдаты;
  9. зажиточное крестьянство.
Почти вся Россия пришла в движение. Но вот ведь … странно, история не помнит толпы. Каждого, кто на свой страх и риск попытался торить свою тропинку в чистом поле, история вознаграждает, упоминаем вскользь, сохранением если не черт лица, то хотя бы имени.
Поговорим о персоналиях. Работаем в группах. За две недели перед уроком вы получили задание познакомиться с деятельностью известных лидеров белых, красных, зеленых. Поднимите руки, кто воспользовался услугами библиотеки, Интернет.
Что нового ты о них (нем) узнал(а) из этой характеристики? Что позволило этим людям стать во главе движения?
Здесь история соединила народ (или его часть) и Личность. Поистине, такое обилие имен Личностей встретишь в российской истории не часто. Что объединяет этих людей (белых, красных, зеленых)?

Портрет № 1

  • Сын офицера (бывшего крепостного, отданного в рекруты, дослужившегося до воинского звания и в отставку вышедшего в звании майора), он окончил Киевское пехотное юнкерское училище;
  • подав рапорт о переводе его на Дальний Восток во время русско-японской войны, в документах на вопрос: “Знаете ли японский язык?”, он написал: “Не знаю, но драться буду не хуже знающих”. Его просьбу исполнили;
  • его имя неразрывно связано с историей Белого движения. Один из создателей Добровольческой армии, главнокомандующий вооруженными силами Юга России во время знаменитого похода на Москву;
  • ярый противник советской власти. Он оставался русским патриотом, и в годы Второй мировой войны выступил с обращением к русским эмигрантам не поддерживать фашистскую Германию.

Портрет № 2

  • В 1894 г. закончил Морской кадетский корпус вторым учеником и за успехи в учебе награжден премией;
  • добровольцем ушел на русско-японскую войну. Восхищенные его отвагой, японцы оставили ему именное оружие;
  • полярный исследователь, лично знакомый с адмиралом Макаровым, норвежцем Нансеном. За обработку материалов и участие в полярной экспедиции барона Э. В. Толля удостоен Большой Константиновской золотой медали;
  • лучший в мире специалист по минированию, самый молодой в мире командующий флотом, свое именное оружие выбросил за борт со словами: “море дало, море пусть и заберет”;
  • своей главной задачей считал создание единого антибольшевистского фронта на Востоке России;
  • это о нем распевали песенку:
“Погон французский,
Мундир английский,
Табак японский,
Правитель омский …”

Портрет № 3

  • Еще при жизни о нем ходили слухи самые невероятные. Будто бы, когда крестили его, на священнике загорелась риза, что предвосхитило ребенку судьбу разбойника;
  • в 16 лет стал членом группы анархистов, участвовал в “экспроприациях”, за что осужден к 20 годам каторги, замененным по несовершеннолетию подсудимого, заключением в Бутырке;
  • избран председателем местного Совета. 25 сентября 1917 года подписывает декрет о национализации всей земли в уезде и разделе ее между крестьянами, чем опередил Ленина на месяц;
  • его армия насчитывала до 50 тысяч бойцов. В декабре 1918 года она захватывает крупнейший город юга Екатеринослав и с этого момента имя “батьки” приобретает всероссийскую известность;
  • за победы над деникинцами удостоился высшей награды – ордена Красного Знамени; Деникин обещал за его голову полмиллиона рублей;
  • на его надгробии надпись: “Советский коммунар …” (Как он просил).

Портрет № 4

  • Фрунзе и Куйбышев в нем души не чаяли, но Троцкий в нем видел бандита и навещал его только под охраной личного конвоя и прикрытием орудий бронепоезда;
  • кавалер трех, а по источникам Института военной истории, четырех Георгиевских крестов и Георгиевской медали;
  • уроженец чувашской глубинки, мордвин, лошадей жаловал, но как командующий группой войск и начдив предпочитал выносливый “Форд-Т”, выжимавший до 50 км в час;
  • вверенные ему войска оснащал самым лучшим вооружением: боевыми аэропланами с хорошо обученными красвоенлетами, мотоциклетная связь, телеграф, телефон, вплоть до химического оружия;
  • 6 ноября 1932 года в Самаре легендарному герою гражданской войны открыт памятник, а в 1933 году был снят знаменитый киношедевр братьев Васильевых.

Портрет № 5

  • Он лихо служил от солдата до вахмистра в царской армии и за подлинные подвиги четырежды был удостоен Георгиевского креста;
  • в 1917 году он, которого вот-вот произведут в офицеры, решительно выбирает революцию, а в ней большевиков;
  • в июне 1919 года формируется 1-й конный корпус, командование которым он принимает; в ноябре 1919 года корпус реорганизован в 1-ю Конную армию, бессменным руководителем которой он и являлся;
  • его маршальство, предсказанное Лениным, осуществилось лишь в 1935 году. За два года до этого такое же пророчество было записано в домашний альбом полководца писателем В. Катаевым.

Портрет № 6

  • После окончания реального училища уехал в Николаев, чтобы продолжить образование. Здесь он становится членом “Южнорусского рабочего союза”, а в 1889 году оказывается в тюрьме;
  • о февральских событиях 1917 года узнает в США и сразу решает ехать домой. На месяц позже Ленина приезжает в Петроград;
  • в октябрьские дни 1917 года фактически возглавил ВРК, что дало повод считать некоторым ученым, что вооруженное восстание он приурочил к своему дню рождения – 7 ноября;
  • с марта 1918 года – нарком по военным делам, с сентября 1918 года председатель Реввоенсовета республики;
  • неукротимая энергия, блестящая манера выступать наряду с авторитарностью, заносчивостью превратили его из одного из “архитекторов революции” в “демона революции”;
  • в борьбе со Сталиным (после смерти Ленина) потерпел поражение и был выслан из СССР.

Портрет № 7

  • Потомок древнего рода датчан, оказавшихся на русской службе в XVIII веке, чья бабушка была внучкой А.П. Ганнибала и троюродной сестрой А. Пушкина;
  • в отличие от младшего брата Николая, избравшего своим уделом служение искусству, он избрал своим уделом “служение Родине”;
  • в июле 1919 года во время деникинского наступления на Москву, на правом фланге двигалась его Кавказская армия;
  • 4 апреля 1920 года А.И. Деникин, по его словам, “разбитый нравственно”, передает ему командование вооруженными силами Юга России;
  • последнее свое сражение “черный барон”, “диктатор Крыма” проиграл на Перекопе, после чего остатки Русской армии эвакуировались с полуострова;
  • до самой своей смерти в 1928 году в Бельгии оставался непримиримым врагом советской власти.

Портрет № 8

  • Сын забайкальского казака; бабка будущего атамана вела род от Чингисидов, дед был богатым скотоводом;
  • изучил разговорный монгольский язык, интересовался историей, политэкономией, философией, с увлечением изучал буддийское вероучение;
  • закончив Оренбургское казачье училище, с. Первым нерчинским полком под командованием барона Врангеля участвует в мировой войне. За 3 года получил 14 боевых наград;
  • Керенский привлек его к формированию Добровольческой армии. Численность Особого маньчжурского отряда (ОМО) не превышала 5 тысяч человек;
  • в 1921 году после разгрома его отрядов на Дальнем Востоке Красной Армией стал одним из руководителей белоэмигрантов в Маньчжурии;
  • в 1945 году схвачен чекистами в Харбине, а через год казнен через повешение в Москве.

Портрет № 9

  • Еще при жизни о нем ходили легенды. В 1918 году белогвардейские газеты утверждали, что партизанскими отрядами на Волжском фронте командует немецкий генерал, за голову которого назначили премию в 20 тысяч рублей;
  • сын крестьянина из Ярославской губернии. Молодость его прошла на заводе, где и сблизился с большевиками;
  • в годы первой мировой войны получ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.09 | Просмотров: 1961

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340