Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Открытый урок на тему: Чистота речи - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Открытый урок на тему: Чистота речи


Автор(ы): Кокшарова Надежда Алексеевна, зам. директора по воспитательной работе, преподаватель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема урока: Чистота речи. Давайте говорить красиво! (слайд №1).
Цели урока:
  • учить строить красивую правильную речь;
  • вырабатывать умение создавать правильные речевые обороты, контролировать лексический материал, необходимый для общения;
  • прививать любовь к русскому языку и гордость за него (слайд №2).
Тип урока: лекция.
Материал для работы студентов: опорный конспект, слайды.
План урока

1. Повторение

– Что такое коммуникативность и ее составляющие
: (слайды с 3 по 8).
Правильность речи, т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)
– Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)
– Логичность речи, т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)
– Ясность речи, т.е. доступность пониманию слушающего, или читающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.
Простота речи, т.е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей” слога. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)
Живость речи, т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)
Благозвучие, т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)

2. ЧИСТОТА РЕЧИ

устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, употребляемых без надобности(слайд 9).
Но начать наш сегодняшний урок я хотела бы не с диалектной, жаргонной или вульгарной лексики, а с чистого красивого русского слова.
“И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно одно только слово, и уже все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй вслушайся... Вот, например, слово ручеек. Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками!
Или другое слово — зной. Зачнешь долго тянуть з, то так и зазвонит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору.
Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: в-в-в-и-ю...
Ах, какое хорошее слово — яблоки. Полнозубое, веселое, морозно-хрустящее...
В канун Преображения... жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя…
И все эти удивительные слова написал Василий Акимович Никифоров-Волгин (слайд 10).
Василий Акимовича мало кому известный, незаслуженно забытый, но особенно сейчас очень необходимый писатель.
Его творчество падает на 20—30-е годы XX века. При жизни писателя были изданы две его книги: “Земля именинница” (1937 г.) и “Дорожный посох” (1939 г.). В 1941 г. готовилась к изданию третья — “Древний город”, но в августе этого же года В.Никифоров-Волгин был расстрелян органами НКВД.
У Никифорова-Волгина свои герои, свои жанры, свой язык...
Его произведения часто бессюжетны. Это зарисовки, лирические миниатюры. Язык писателя — это стихия самобытной народной речи и церковно-славянского языка, языка древней русской словесности. Василий Акимович боготворил старославянский язык, он убежден, что без церковнославянизмов и архаизмов литературная речь маловыразительна и суха.
“И до чего это чудесны наши русские слова!” — повторим мы вслед за Никифоровым-Волгиным и добавим: – Лучше родного языка не сыщешь во всей поднебесной!” (слайд 11).
Итак, мы увидели, еще раз убедились, насколько красив наш “великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”
“Божьей красотой” называл русский язык Никифоров-Волгин, “волшебным и радостным чудом – Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе можно за вечер услышать до 70 заимствованных слов! Послушайте речь дикторов радио и телевидения, речи политиков и вы услышите: маркетинги и мониторинги, истеблишмент и паблисити, аксессуары и инвестиции, дистрибьюторы, и демпинги, дилеры и киллеры, инаугурация и дискредитация и т.д(слайд 12).
Всегда ли оправдано употребление заимствованных слов? Хорошее слово уникальный, но оно заменило огромное количество хороших, красивых и более выразительных русских слов (слайд 13).
Редкий, чудесный, превосходный, замечательный, великолепный, удивительный, прекрасный, неповторимый, чудный….

И это еще не предел. Но мы уже стали стесняться своих слов. Мы не хотим петь: “Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! Мы поем: “Happy birthday to you…”
У вас на столах находится упражнение, связанное с употреблением заимствованных слов. Всегда ли употребление их оправдано?
Выполнение упражнения.
1.США убеждены, что Иран – самый опасный спонсор международного терроризма.
2. В этой элитарной школе мы встретились с несколькими беззаботными тинэйджерами.
3. Вчера ночью у меня приватизировали куст красной смородины.
4. В последние годы ученые проводят большую работу по эксгумации русского фольклора.
5. Почти половину своей автобиографии он занимался изучением древних манускриптов.
6. Можно было бы привести армаду примеров в подтверждение моей мысли.
7. Это сооружение стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений архитектуры.
8. Ведущий продумал имидж комнаты для брифингов.
9. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно.
10. В кафе всегда аншлаг.
11. Каждая модель костюма представлена “тиражом” в один экземпляр.
Итак, вывод, я думаю, понятен всем: если есть возможность использовать русские слова, то надо отдавать предпочтение именно им.
Еще один путь, который способствует загрязнению великого русского языка – это появление самых разнообразных жаргонов.
В 80-90 годы ХХ века отмечается активизация арго-социальных жаргонов, которыми пользуются уголовники, наркоманы, нищие, бездомные. Эти жаргоны несамостоятельны, они перетекают друг в друга. ВА основе такого разнообразия лежит тюремно-лагерный жаргон, сформировавшийся в социально пестрой среде советских лагерей и тюрем на протяжении десятилетий. Сегодня этот жаргон проникает Вов се сферы речи: устно-разговорной, книжно-письменной. Широкое употребление жаргонных выражений в СМИ приводит к тому, что в России формируется какой-то общий жаргон. Такой повышенный интерес связан еще и с тем, что ранее эта тема была запретной, сегодня же эта сфера стала свободной и широкой.
Одной из разновидностей внелитературной речи стал молодежный жаргон – сленг, отражающий стремление молодежи противопоставить себя взрослым. Молодежный сленг в основном отличается эмоциональной лексикой.
Никто, кроме современного человека не привнес в русский язык столько “прекрасного” Вдумайтесь в эти слова: “прокатить шнобелем по асфальту! Сморчок, отвянь!” Причем активны и взрослые. Папа в ответ на вопрос: “Что смеешься?” Ответит: “Фишку поймал!” А мама: “Фильтруй базар!” (слайд 14). А нынешний малолетка на любое замечание взрослых ответит : “Батон на уши не кроши!” А каким видит человек себя?! “Шнобель” вместо носа, “лупы” вместо глаз, “грабли” вместо рук, а там, где рот вообще “хлеборезка”. Это уже не человек, а помесь какая-то пугала с роботом! А может быть лучше так:
“Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва укутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрыты мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…
Жаргонизированная речь не является единственной формой общения молодых людей и употребляется ими как выразительное средство и только в определенной среде “среди своих”. Увлечение сленгом – явление временное, преходящее, связанное с возрастом, с образовательным и культурным уровнем, поэтому злоупотребление молодежным сленгом называется болезнью роста. И совершенно непонятно, когда молодежным сленгом пользуются взрослые уважаемые люди, которые, конечно, должны быть носителями культуры.
Выполнение упражнения.
Задание. Можно ли обойтись без подобных выражений.?
В чем проявляется речевая агрессия? Аргументируйте ответ.
1. Если депутат Юрьев что-нибудь в отношении меня выскажет, я подойду дам ему по морде при всех, при всей Думе дам ему по морде (В.Жириновский). 2. Если застанем в сортире, значит, будем мочить в сортире (В,Путин). 3. Нары и баланду – нашему гаранту!; Берегите высшую школу – мать вашу! (лозунги акции протеста).
4.Интеллигенция. Упрямые, самоуверенные, воинственные, агрессивные, истеричные. Ради осуществления своих идеалов капитализма сгноят, угробят миллионы… При этом полуграмотны. Воспитаны по устарелой классической системе… Продукты затхлости и
герметизма. Мира за пределами России не знают. Слепые и наглые. Мадам Сахарова, женщина, похожая на кладбищенскую ворону. Восточная неряшливая дама с папироской, с которой падает пепел. Кухонный диктатор (День).
А сейчас обратимся к одному слову (слайд 15).
К слову СТЫД – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться, если он человек. Но мы поговорим о стыде перед словом
Итак, давайте попробуем ответить на несколько моих вопросов (слайд 16):
– Что такое сквернословие?
– В чем состоит опасность его распространения?
– Какие вы видите пути решение проблемы сквернословие?
На этот вопрос отвечают по-разному. Одни утверждают, что это болезнь, как алкоголизм и табакокурение. Другие считают, что это порок, позорящий нацию. .
Как считаете вы? Сначала порок, а потом болезнь. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкого...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.09 | Просмотров: 2463

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340