Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект открытого урока по теме: Восточный макрорегион - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Конспект открытого урока по теме: Восточный макрорегион


Автор(ы): Охлопкова Татьяна Григорьевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Российское могущество прирастать будет Сибирью” (В.М.Ломоносов).
Цели:
Образовательные: знать историю ВМР, ЭГП, его состав, ресурсы, проблемы и перспективы макрорегиона.
Развивающие: продолжать отрабатывать умения и навыки работы с атласом, учебником и контурной картой.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю.
Методы проведения занятия: частично-поисковый, урок изучения нового материала.
Материальное обеспечение: учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром “География населения и хозяйство России”, карточки с заданием, атлас.
План занятия:
1. Вступительное слово учителя.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление.
4. Итог.

Ход занятия

Учитель: На уроке мы познакомимся с Восточным макрорегионом нашего государства, его особенностями, географическим положением, ресурсами, историей и этапами освоения его территории, найдем проблемы и перспективы данного региона. Территория ВМР на западе граничит с Уралом и Европейским Севером, на юге государственные границы с Казахстаном, Монголией и с Северной Кореей, северные и восточные окраины омываются водами Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также имеют водные границы с США и Японией. Площадь 12,8 миллионов км2, что преобладает по своей величине над крупным государством Канада. (Веду показ у карты).
Задание классу. Работа с атласом “Физическая карта”.
1 вариант измеряет протяженность территории ВМР с запада на восток и с севера на юг. 2 вариант анализирует карту атласа “про себя”, затем показывает у карты крупные географические объекты данного региона.
Ученик 1 вариант: С севера на юг протяженность 2600 км, с запада на восток 4200 км.
Ученик 2 вариант: От Урала до Енисея простирается Западно-Сибирская равнина, в центре которой вдоль 65 параллели протянулись Сибирские Увалы, а на юге Васюганская равнина и Барабинская низменность. От реки Енисей до реки Лена Среднесибирское плоскогорье, где на севере полуострова Таймыр расположены горы Бырранга, к югу от них Северо-Сибирская низменность, в центре плоскогорья плато Путорана с высотой 1701 м. К востоку от реки Лена и до Тихоокеанского побережья с севера на юг протянулась цепь горных хребтов: Верхоянский, Черского, Момский, Сунтар-Хаята, Срединный хребет, Джугджур и Сихотэ-Алинь, а так же на северо-востоке Колымское нагорье и Чукотское нагорье.
Учитель: (показывает по карте) Азиатский макрорегион состоит из Западно-Сибирского экономического района, Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономического района.
Учитель дает задание: Отметить на контурных картах России экономические районы Азиатского региона.
Учитель: Прослушайте краткое сообщение о том, как шло освоение Сибири и Дальнего Востока, при этом выпишите города-остроги образовавшиеся на данной территории и занесите их на контурную карту.
Ученик: В конце 16 века начинается освоение и заселение Сибири русскими. При этом закрепление за Россией огромной территории к востоку произошло чрезвычайно быстро: от походов легендарного Ермака в Западной Сибири (1582 год) до выхода отряда Ивана Москвитина к Тихому океану (1639 год) прошло 60 лет. Россия из Русского государства превратилась в Российское, так как включает в свой состав территории, населенные разными народами. После присоединения к России начинается создание сети городов, ставших опорной базой расселения и закрепления территорий. Начался этот процесс в 16-17 веках с создания крепостей-острогов: Тюменского (1586 года), Тобольского (1587 года), Томского (1604 года), Енисейского (1618 года), Красноярского (1628 года), Якутского (1632 года), Охотского (1648 года).
Таким образом, менее чем за 100 лет за Русским государством закрепились обширные пространства тайги от Урала до берегов Тихого океана. Позднее созданы города в лесостепной и степной зонах, а затем на юге Дальнего Востока. В целом до революции было создано 44 города.
Учитель предлагает работу с карточками, где нужно выделить положительные и отрицательные стороны ЭГП ВМР.
Текст карточки:
Омывается водами двух океанов; удален от центра; нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах; имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток; большие по площади экономические районы; суровый климат и вечная мерзлота; граничит с Уральским экономическим районом; нехватка трудовых ресурсов отдельных территорий Азиатского макрорегиона; имеет громадные запасы минерального сырья; наличие крупных водных ресурсов; имеет железную и автомобильную дороги, соединяющие запад и восток.
Учитель просит учеников зачитать положительные и отрицательные стороны ЭГП макрорегиона.
Ученик:
Положительные стороны: омывается водами двух океанов, граничит с Уральским экономическим районом, имеет громадные запасы минерального сырья, наличие крупных водных ресурсов и имеет железные и автомобильные дороги, соединяющие запад с востоком.
Отрицательные стороны: отдален от центра, нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах, имеет большую протяженность с севера на юг и с запада на восток, большие по площади экономические районы, суровый климат и вечная мерзлота.
Учитель дает задание выделить экономические этапы развития данного региона и записать в тетрадь со слов учителя.
Учитель:
В течение многих столетий население Сибири и Дальнего Востока занималось кочевым скотоводством: оленеводством на севере и разведением овец и лошадей в степной части, рыболовством и охотой в тайге и на побережье морей. Промысловая стихия не была преодолена вплоть до 19 века. После отмены крепостного права и особенно проведения Транссибирской железной дороги в лесостепные и степные районы Сибири хлынули миллионы крестьян из центральных губерний. Их усилиями Западная Сибирь была превращена в крупный зерновой и животноводческий район. Восточная Сибирь и Дальний Восток остались по-прежнему неразвитыми, освоение и использование земель шло экстенсивно. В 30-50 годы начались сталинские репрессии. Большое количество людей было переселено насильственно на территорию Сибири и Дальнего Востока. Благодаря им были построены города, мосты, дороги в труднодоступные районы, велись разработки и добыча полезных ископаемых. В годы войны большая часть военных предприятий была переброшена в города Западной Сибири, расположенные вдоль ж...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.09 | Просмотров: 3176

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340